Очень топично - много и военной истории и пугающей современности, оставляет тяжёлое впечатление по прочтении, некоторые цитаты:
Свадьба в Махачкале, которую мы посетили, в миниатюре повторяла систему социальных и политических отношений на Северном Кавказе. Начнем с биографии Гаджи. Гаджи начинал как лидер аварского клана. Энвер Кисриев, лучший эксперт по дагестанскому обществу, рассказал нам, что советская власть ушла из Дагестана в конце восьмидесятых, и сложное устроенное общество вернулось в состояние, в котором оно находилось в дороссийский период. Основной структурной единицей является моноэтнический «джамаат», который в данном контексте лучше переводить как «кантон» или «коммуна». Этнические группы создали русские. Столкнувшись с сотнями джамаатов, российские завоеватели XIX века объединяли кантоны, говорящие на похожих диалектах, и называли их «аварцы», «даргины» и т.д., чтобы уменьшить число «национальностей» в Дагестане до 38. С тех пор джамааты в каждой этнической группе конкурируют друг с другом, чтобы стать лидером этнической группы. Эта конкуренция особенно заметна среди аварцев, представителей крупнейшей национальности в Дагестане.
4. (С) С исчезновением русской власти в каждом кантоне была создана милиция для защиты своих людей как в горах, так и в столице, Махачкале. Гаджи стал лидером из своего родного кантона Буртунай Казбековского района. Позже в нем проявились панаварские амбиции, и он создал Народный фронт имени имама Шамиля, названный в честь аварского лидера сопротивления горцев русским — для содействия интересам аварцев и
усиления роли Буртуная в этнической группе. Среди его подвигов
надо назвать участие в военной обороне Дагестана против вторжения из Чечни в 1999 г. боевиков Шамиля Басаева и аль-Хаттаба, и политические выступления в защиту аварских деревень, на которые оказывали давление Чечня, Грузия и Азербайджан.
6. (C) Гаджи вышел за пределы своей аварской базы, и теперь преследует многоэтническую кадровую политику, расширяя сеть сторонников. Он послал несколько дагестанской юношей, в том числе своих сыновей, в военизированный колледж, расположенный недалеко от Сан-Диего (мы встретились с одним из выпускников, еврейским мальчиком, который учится в Сан-Диего. Он не планирует служить в российской армии).
Многоэтническую политику Гаджи иллюстрируют слова, сказанные редактором дагестанской газеты «Черновик» — в последние годы развитие межэтнических бизнес-кланов разрушает традиционную систему джамаатов.
7. (C) Но аварская символика по-прежнему очень важна. Брат Гаджи, художник из Санкт-Петербурга, заказал в качестве свадебного подарка статую имама Шамиля в натуральную величину. Шамиль — национальный герой, знаковая фигура, обладатель сурового и непреклонного характера (он описан у Толстого в «Хаджи-Мурате» как горский тиран, соперник абсолютного монарха, царя.
Родственная связь с Шамилем считается у аварцев признаком принадлежности к знати. Гаджи часто упоминает, что является потомком по материнской линии Гаирбека, одного из соратников Шамиля.
Ч18. (C) После того, как отбыл Рамзан, продолжалось веселье. Аварец, полковник ФСБ, сидевший рядом с нами, был мертвецки пьян, и очень оскорбился, что мы не позволили ему подлить «коньяк» в наше вино. «Это практически то же самое», — настаивал он, пока сидевший напротив русский генерал ФСБ не сказал ему прекратить. Мы склонны, однако, в чем-то понять полковника — он является главой подразделения по борьбе с терроризмом в Дагестане, а как сказал Гаджи, экстремисты рано или поздно убивают любого из этого подразделения. Мы сильнее заволновались, когда соратник полковника по афганской войне, ректор Дагестанского юридического университета, слишком пьяный для того, чтобы сидеть, не говоря уже о том, чтобы стоять, достал пистолет и спросил, не нужна ли нам защита. Но тут появился Гаджи и его люди, затерли ректора плечами и увели нас с огневого рубежа.