От фельдкурат Отто Кац Ответить на сообщение
К фельдкурат Отто Кац Ответить по почте
Дата 17.12.2009 18:36:05 Найти в дереве
Рубрики WWII; Армия; Стрелковое оружие; Версия для печати

А это в догонку ... вашему снайперу (+)

Ite, missa est!

ЦЫТАТА:

К созданию специального патрона для снайперских винтовок у нас приступили после войны. В план работ НИИ-44 на 1947 г. были включены две темы: разработка 7,62-мм винтовочного патрона для снайперской стрельбы и исследование зависимости кучности боя от точности изготовления патрона и его элементов.

К концу того же года НИИ-44 испытал различные варианты снайперских патронов, остановившись на тяжелой пуле массой около 13 г, изготовил опытную партию патронов и направил ее на испытания в Щурово. Однако заключение полигона и УСВ ГАУ было резко отрицательным:

«1. Путь, выбранный НИИ-44 для создания патрона для снайперской стрельбы (тяжелая пуля, низкая скорость), себя не оправдал, т.к. при весьма незначительном улучшении кучности боя выбранная конструкция патрона НИИ-44 имеет очень серьезные отрицательные стороны, как несопряженае траектории пули с траекторией легкой пули валового патрона на дистанциях 300, 600, 800 м и уменьшение дальности прямого выстрела.

2. Дорабатывать опытную пулю в представленном, варианте нецелесообразно. Разработку пули для снайперской стрельбы необходимо проводить в направлении получении более совершенной формы пули, наиболее выгодного сочетания веса и скорости пули и хорошего монтажа.

3. Сопряжение траекторий с легкой пулей должно обеспечиваться до 1000 м.

4. Ближайшим этапом в отработке патрона для снайперской стрельбы должно быть исследование финских 7,62-мм патронов с тяжелой пулей с точки зрения изучения факторов, обеспечивающих высокую кучность боя этих патронов»

Доработка снайперского патрона велась после этого НИИ-44 еще два с половиной года.

Однако снайперский патрон так и не получился. В 1950 г. НИИ-44 внедрил наработанный опыт по кучности винтовочных патронов на патронных заводах и закрыл тему. Уровень качества валовых патронов улучшился, однако в чертежах норматив остался прежним. Только в 70-е годы он для патронов с пулей со стальным сердечником был изменен: R50cp. на 300 м не больше 9 см.

В то же время из этих исследований родилось направление по созданию 7,62-мм винтовочных спортивных патронов. Вначале на Новосибирском заводе был создан 7,62-мм винтовочный целевой патрон ЦП, обеспечивавший по тем временам отличную кучность стрельбы на 300 м: R100cp. не более 8 см.

Несколько позже появился спортивный винтовочный патрон более высокого класса — будущий патрон «Экстра». Связано это было с тем, что рассеивание пуль патрона ЦП было велико (R100=8 см соответствует поперечнику порядка 13 см) и при диаметре «десятки» спортивной мишени 10 см недостаточно для достижения высоких спортивных результатов.

Учитывая это, НИИ-44 было выдано задание на создание «рекордного» патрона. Еще в 1948 г. эта работа была поручена молодому инженеру К.Т. Макаровой, которая со временем превратилась в корифея по кучности спортивных патронов. Клавдию Тимофеевну знали многие поколения членов сборной команды СССР по стрельбе из произвольной винтовки, а ее патрон брал золото на всех чемпионатах мира, Европы и на Олимпийских играх.

Однако найденное техническое решение по спортивным патронам не могло быть использовано для боевых снайперских патронов из-за высокой стоимости спортивных патронов, связанной со сложной технологией их изготовления, недостаточным пробивным действием пуль со свинцовыми сердечниками и большим расходом дефицитных цветных металлов (латунная гильза, томпаковая оболочка, свинцовый сердечник).

Между тем о снайперском патроне не забывали: в 1952 г. Щуровский полигон, выполняя очередную исследовательскую работу по совершенствованию системы стрелкового вооружения, обосновал необходимость улучшения кучности стрельбы из снайперской винтовки до R50 не более 7 см на дистанции 300 м. Но в тот период еще только шла отработка пули со стальным сердечником и о такой кучности снайперы могли лишь мечтать.

Неожиданный импульс идее создания снайперского патрона был дан во время работ над единым патроном (см. «Солдат удачи» № 10/1995). Тогда, в начале 60-х годов, инженером НИИ-61 (преемник НИИ-44, в будущем — ЦНИИТочМаш) П.Ф. Сазоновым для 7,62-мм единого патрона была разработана конструкция пули улучшенной аэродинамической формы. Заимствованная позже для 5,45-мм патрона, она произвела фурор на Западе, где ее называли лучшей пулей XX века.

Так вот, эта пуля стабильно показывала прекрасные результаты по кучности стрельбы — в 1,5 — 2 раза лучшие, чем при стрельбе винтовочными пулями ЛПС, в том числе при стрельбе из опытной снайперской винтовки Симонова СВС-126.

Когда эпопея с единым патроном закончилась, Сазонов попытался применить свою пулю для создания снайперского патрона. После достаточно широких испытаний в отчете появился вывод: «Установлена возможность создания самозарядной снайперской винтовки с кучностью стрельбы, лучшей, чем при стрельбе из снайперской винтовки обр. 1891/30 гг., и близкой к результатам, получающимся при использовании целевых патронов ЦП». Позже подобные результаты были получены и при стрельбе из винтовок Драгунова - ССВ-58, ССВ-61 и СВД.

Проводя в 1961 — 1962 гг. испытания сначала единого, а затем и модернизированного винтовочного патронов с новой пулей, полигон подтвердил:

«Требуемая кучность боя снайперских винтовок может быть достигнута за счет применения специальных патронов для снайперской стрельбы».

Kehrt euch! Abtreten!