>А то про главного маршала-то история понятная - злостное нарушение ТБ, тут на злую техническую судьбу пенять не стоит, Неделин понимал что может случиться в результате его решения и именно это и случилось...
И ведь не учила жизнь ничему!!!
Прошло 9 лет:
"5 августа 1969 года на Байконуре... шла подготовка к первому запуску модифицированной ракеты-носителя "Циклон-2". Началась самая ответственная операция по заправке ракеты.
...
И вдруг — перелив окислителя из бака первой ступени. Не сработала бортовая
система контроля. Азотная кислота (основное сырье окислителя) разлилась лужей по бетонной площадке, разъела изоляцию кабелей... Пошли на заправку горючего. И снова неудача: перелив из бака первой ступени.
Раздались взрывные хлопки — вспыхнул пожар, так как на "Циклоне" применены самовоспламеняющиеся компоненты топлива.
К счастью, противопожарная стартовая система сработала великолепно.
Аварии не произошло... Леонид Кучма отдал необходимые команды на прекращение заправки, немедленно создал рабочую группу для выяснения причин происшествия.
А в это время ракета тяжело "дышала" на старте. Из ее дренажных клапанов извергались клубы едкого рыжего пара.
...
Анализ показал, что три бака заправлены, осталось дозаправить только бак горючего второй ступени, и ракета готова к пуску. А если система контроля откажет, как на первой ступени, и дозаправлять придется "вслепую"? Решиться на продолжение испытаний было очень сложно, потому что из-за отсутствия информации об объеме газовой подушки могла возникнуть ошибка в расчете соотношения давлений в баках второй ступени, и тогда деформация промежуточного днища приведет к самовоспламенению компонентов топлива. Результат — взрыв такой силы, что от стартового комплекса останется только прилегающая бетонная полоса.
...
После бессонной ночи на следующее утро испытатели сгрудились вокруг технического руководителя: "Ночью я связывался с Днепропетровском: Михаила Кузьмича нет, а его заместители считают: отказ — налицо, испытание надо прекратить, ракету отправить на завод. Но если мы найдем возможность продолжить испытания, то нашего разговора не было при любом исходе... А отвечать за все будем мы".
...
Обстановку руководитель испытаний знал хорошо, во всех нюансах разобрался. И решение продолжить испытания уже для себя принял, хотя он не чувствовал полного единодушия в своем коллективе. Тем более он не рассчитывал на поддержку в Госкомиссии.
Государственная комиссия заседала более двух часов. Основной и единственный докладчик — Леонид Кучма. От технического руководителя по всем вопросам требовали гарантий. Перепроверялся каждый выпущенный за ночь документ (расчет, заключение).
Дозаправку провели в два приема по триста литров.
...
Истекала последняя минута дозаправки, и вдруг вопль: "Внимание!". Это означало, что система контроля сработала.
...
Дальше подготовка и пуск прошли привычным путем с успешным исходом. Через два дня поступила расшифрованная телеинформация, и мы поняли, что задачи первого пуска выполнены полностью, на сто процентов.
"Нет, больше чем на сто, — шутили остряки. — на этот пуск не
планировалась проверка противопожарной системы"...".
Остряки блин!
Вот улетели бы все к маршалу Неделину нафиг и шутили бы там!