От Exeter Ответить на сообщение
К Евгений Путилов Ответить по почте
Дата 18.10.2001 20:58:23 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

О флоте социалистической Румынии

Здравствуйте, уважаемый Евгений Путилов!

>В статье, посвященной ВМФ Румынии, в "Хорватском войнике" натолкнулся на такую фразу: первые послевоенные минные заградители в ВМС Румынии появились только в конце 70-х (за точность даты не ручаюсь) из-за оппозиции СССР.

Е:
Совершенно верно, 2 минзага типа "Cosar" вступили в строй в 1980-1981 г.


>Кто-нибудь может прокомментировать? Почему СССР возражал против строительства Румынией минзагов? Не вписывались в концепцию применения морских сил Варшавского Договора на Черном море? Или опасались проблем от них для себя самих?

Е:
Гораздо шире проблема. Из-за общих сложностей отношений с Румынией сперва при Георгиу-Деже, а потом при Чаушеску. Оба эти перца проводили националистический курс, "особое мнение" и т.п. - ну Вы сами знаете. Поэтому румыны с начала 60-х гг вели собственную военно-морскую политику и собственное военно-морское строительство, ПОДЧЕРКНУТО не совпадающее с планами ОВД на Черном море, а имеющее целью создать свой собственный независимый "великодержавный" флотик, причем за образец планирования действий флота были взяты действия румынского флота в союзе с немцами в ВОВ (!). Отсюда подчеркнутое внимание к строительству крупных (для такой страны) эскортных кораблей (сперва СКР типа "Тетал", а как апофеоз - эсминцев типа "Мунтения") - для СЕПАРАТНОЙ защиты СВОИХ СОБСТВЕННЫХ коммуникаций к Босфору; плюс минные заградители - для прикрытия СВОЕГО побережья; плюс малые торпедные катера типа "Хучуань" - тоже пригодные для действий исключительно у СВОЕГО побережья; плюс сильная Дунайская дивизия (флотилия) - ясно против кого на самом деле. Зато с конца 50-х гг не строились десантные суда. Все это НИКАК не вписывалось в очевидные планы действий ВМФ стран ОВД на Черном море в случае войны. Кстати, в результате этого СССР с начала 60-х гг практически не вел Румынии поставок современной военно-морской техники - лишь только в середине 60-х гг были переданы 6 РКА пр.205 и 3 МПК пр.204Э - и все, на 20 лет. По этой же причине румынам после списания ими в 1967 г подводных лодок типа М XV серии не передавались новые ПЛ. Только в середине 80-х гг контакты с румынами в военно-морской сфере "разморозились" - в частности, был для них построен "Дельфинул" пр.877Э. Тем не менее, СССР отказал в поставке современного оборудования, РЛС и ЗРК "Ураган" для румынского эсминца "Мунтения". Впрочем, само строительство этого дикого чуда ("крейсера" в румынской классификации!)есть самый наглядный и нелепый образчик румынской военно-морской "самостийности". Так что дело не в румынских минных заградителях, а в доктрине строительства флота СРР вообще, неприемлемой для СССР, и призванной создать флот для ведения собственной сепаратной "национальной" политики. Впрочем, и на Западе румынское военно-морское строительство называли "экстравагантным".
А конкретно в конце же 70-х гг румыны начали строить минзаги типа "Косар" не потому, что до этого "возражал СССР", а потому что до этого они самостоятельно проектировать и строить столь относительно крупные корабли (стандартное водоизмещение 1200 т) просто не могли. До этого они на копиях советских и китайских катеров перебивались.


С уважением, Exeter