От Сергей Зыков Ответить на сообщение
К All
Дата 25.11.2008 03:59:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; 11-19 век; Стрелковое оружие; Версия для печати

почему виф не любит п...сов?

правельный ответ:
они Пушкина убили

"антология таинственых случаев" из ТМ 11-2008 ниже

В поединке с Дантесом Пушкин не имел ни единого шанса на успех, - убеждён наш автор, - ведь на противнике поэта был одет пуленепробиваемый панцирь, сконструированный оружейником Попандопуло-Врето.

Георгий Абсава
ДУЭЛЬ БЕЗ ШАНСОВ НА УСПЕХ

Поединок

Дуэль Пушкина с Дантесом была назначена на 27 января (ст. ст.) на Парголовской дороге у Чёрной речки. Александр Сергеевич со своим секундантом - старым товарищем по Лицею инженер-подполковником К.К. Данзасом -добрались до места в 5 часов пополудни. Условия поединка были необыкновенно жестокими: дуэлянты стрелялись на барьере в 10 шагов; обмен выстрелами мог возобновляться до трёх раз, пока один из противников не будет убит или ранен. Константин Карлович Данзас был вынужден подписать такое дуэльное соглашение - сам Пушкин уполномочил его на столь жёсткие условия. Взмахом шляпы Данзас подал знак к началу. Пушкин уже на барьере, но Дантес, не доходя трёх шагов, выстрелил первым. Раненый в живот поэт падает, но он ещё в силах нанести ответный удар. Гремит выстрел -и Дантес оказывается на земле. «Браво!» - воскликнул Пушкин, отбрасывая пистолет в сторону. Однако француз тут же поднялся - он отделался лёгкой раной в руку.

Если о ране поэта писалось немало, то с ранением Дантеса история тёмная. Достоверно известно, что пуля Пушкина угодила ему в подложечную область, в правую часть живота. Почему же он не только не был убит, но и отделался всего лишь лёгким повреждением... руки!

Дело в том, что он стоял в классической стойке дуэлянта, ожидающего выстрела: вполоборота правым плечом к противнику (для уменьшения площади мишени), согнутая правая рука плотно прижата к груди; её кисть с пистолетом защищает область сердца, плечо и предплечье - грудную клетку, а локоть -область печени. Попытайтесь встать в эту позицию, и вы поймёте, откуда взялась рана в правое предплечье.

На протяжении более полутора столетий дореволюционная и советская пушкинистика объясняли это так: пуля Пушкина, слегка зацепив мышцы правой руки, попала в пуговицу, от которой якобы отрикошетила. Версия эта родилась из светских пересудов, источника, как известно, ненадёжного, и никем никогда не проверялась. Даже в Комиссию Военного суда, состоявшую из семи офицеров Лейб-гвардии Конного полка, мундир Дантеса с пресловутой пуговицей не предъявлялся. А ведь судьи были кадровыми военными, знакомыми с огнестрельным оружием не понаслышке.

Пуговица или панцирь?

Долгое время эта наивная версия удовлетворяла всех. Впервые усомнился в ней В.В. Вересаев. А в 30-х гг. XX в. сибирский инженер М.Комар пришёл к выводу: «... при скорости около 300 м/сек... сильный удар пули... должен был произвести более разрушительный эффект; то что пуля Пушкина пробила руку Дантеса без повреждения кости, нельзя назвать таковым. На эту работу израсходовалась только незначительная доля энергии, а главная её часть обрушилась на пуговицу, которая должна была если не разрушиться, то сильно деформироваться и вдавиться в тело. Но следов этого на туловище Дантеса не осталось - следовательно, на нём была надета кольчуга».

Специалисты по защитному вооружению возражали, что эффективная против холодного оружия кольчуга не способна отразить удар пули, и с этим нужно согласиться. Действительно, начиная с XV в. кольчатый доспех и его вариант - байдана уже никого не спасал от огнестрельного оружия, почему и вышел из употребления. Латы дощатого типа (набранные из пластин) бах-терец, юшмань, колонтарь - также отпадают, т.к. стыки между стальными элементами весьма уязвимы для пули.
В 60-х гг. XX в. панцирная версия нашла новое подтверждение: судебно-медицинский эксперт В.Сафонов выступил со статьёй, в которой утверждал, что Дантес был одет в однобортный мундир, в котором пуговицы располагались в один ряд посередине груди и следовательно, далеко отстояли от места удара пули в тело Дантеса. Но знатоки военного костюма совершенно справедливо указали, что повседневной одеждой офицера того времени был общевойсковой сюртук - длиннополый (чуть выше колена) двубортный пиджак с глухой застёжкой, стоячим воротником и двумя боковыми рядами по шесть пуговиц. С этим возражением нужно согласиться, потому что однобортный мундир, имевший фрачный крой с фалдами, служил выходной одеждой офицера для полуторжественных случаев. Разумеется, Дантес отправился на дуэль в более удобном повседневном двубортном сюртуке. Так что пуговица как раз могла быть на соответствующем месте. Но стала ли она на самом деле препятствием, столь эффективно отразившим удар пули Пушкина?

Немного о баллистике

Попытаемся разобраться в этом, и для начала г1роанализируем тактико-технические характеристики оружия. Недавно пара пистолетов (один из которых был в руках Дантеса во время дуэли) была привезена из Франции, где она хранится в почтовом музее г. Амбуаза, и экспонировалась в Москве. Этот дуэльный набор произведён в мастерской К.Ульбриха в Дрездене. Калибр - 11,5 мм. Заряжался пистолет чёрным порохом и пулей весом 10 г. На дистанции 20 шагов его убойная сила примерно такая же, как у пистолета ТТ. Так что изделия Ульбриха были мощным оружием, впечатляющим даже сегодня. Сам А.С. Пушкин, как известно, стрелял из другого пистолета, из пары, купленной К.К. Данзасом на Невском проспекте, но наверняка его данные были не хуже.

Могла ли противостоять пуле пуговица? В то время мундирные пуговицы были «дутые» и штамповались из жести или латуни - защита, согласитесь, ненадёжная. Пуля неизбежно вдавила бы её в тело и вызвала хотя бы наружные его повреждения. Однако этого не произошло. Почему?

Может быть, пуля потеряла свою кинетическую энергию? Едва ли! Пушкин в момент своего выстрела находился у барьера, Дантес выстрелил первым, не доходя до него трёх шагов; расстояние между барьерами - 10 шагов. Шаг в русской армии был единицей длины, равной 1 аршину - около 0,72 м. Итого:
0,72 м х 13 = 9,36 м

На таком расстоянии потеря кинетической энергии пулей была невелика. Это подтверждается и тем, что её удар свалил на снег Дантеса, рослого, атлетически сложённого мужчину. Так могла ли пуговка противостоять такому воздействию? Сомнительно.

Врач обвиняет

За время, прошедшее со дня смерти Пушкина, неоднократно публиковался один интереснейший документ, который почему-то не учитывается в дискуссиях о ране Дантеса. По поручению Комиссии Военного суда 5 февраля 1837 г. штаб-лекарь Гвардейской конной артиллерии коллежский асессор Стефанович посетил француза, осмотрел его рану и представил рапорт: «Свидетельствовал я кавалергардского ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА Полка Порутчика Барона Геккерена (так самозвано именовал себя Дантес, хотя право называться нидерландским бароном Геккереном он получил только в 1838 г. -Авт.) оказалось, что поручик Барон Геккерен имеет пулевую проницающую (сквозную. -Авт.) рану на правой руке ниже локтевого сустава на четыре поперечных перста; вход и выход пули в небольшом один от другого расстоянии. Обе раны находятся в сгибающих персты мышцах... Больной может ходить по комнате, разговаривает свободно, ясно и удовлетворительно, руку носит на повязке и, кроме боли в раненом месте, жалуется также на боль в правой верхней части брюха, где вылетевшая пуля причинила контузию, каковая боль обнаруживается при глубоком вдыхании, хотя наружных признаков контузии незаметно».
Обратим внимание, медика очень удивляет наличие симптомов контузии и отсутствие её внешних признаков.

Но они должны были быть обязательно, ведь контузия - это ушиб. Пуля Пушкина, хотя и не проникла в брюшную полость, но ударила крепко, травмировав расположенные там органы. При таком воздействии поражённые органы опухают за счёт отёка - выхода жидкой части крови (плазмы) из капиллярного русла в ткани, отёк сдавливает нервные окончания и возникает боль. При глубоком вдохе диафрагма отходит книзу, сдавливая контуженные органы брюшной полости, поэтому Дантес ощущал боль в животе на вдохе. Именно это вызвало подозрение у опытного военного хирурга: симптомы контузии органов брюшной полости имеются, а наружных её признаков нет. Такое несоответствие было настолько необычным, что честный и грамотный врач счёл необходимым особо отметить это в своём официальном заключении.

И все-таки бронежилет!

Чудес на свете не бывает. Поэтому всё приведённое выше убедительно свидетельствует в пользу того, что у Дантеса под сюртуком было какая-то эффективная противопульная защита, возможно, хорошо подогнанная плотно облегающая грудь и живот кираса (сплошная грудная лата) из высококачественной стали. Она-то и отразила удар пули, но контузии предотвратить не могла - слишком плотно прилегала к телу. Вот почему основательно тряхнуло дантесовы внутренности - выраженные симптомы контузии сохранялись в течение 10 дней после дуэли.

За последние несколько десятилетий накоплен значительный опыт применения бронежилетов в боевых уcловиях, свидетельствующий, в частности, о возможности подобных контузий. Пуля, угодившая с близкого расстояния в защитный костюм в область сердца, может даже вызвать его остановку, и человек погибнет, не имея на теле ни единой царапины. Такая возможность учтена в бронежилетах высших степеней защиты, исключающих плотное прилегание к телу.

Аргументы в пользу версии о пуленепробиваемой кирасе на Дантесе принято отвергать исходя из того, что ни секунданты, ни сам А.С. Пушкин не могли не заметить такое вопиющее нарушение правил дуэли? Однако надетую под свободный сюртук хорошо подогнанную по форме груди кирасу заметить было трудно. Тем более, что поединок происходил в зимних сумерках, ощупывать Жоржа никто не собирался, полагаясь на его честь, а щелчок пули о сталь слился с грохотом выстрела.

Версия о кирасе косвенно подтверждается документами из архивов Кавалергардского полка. Согласно им, в 1835-1836 гг. в этом полку в то время, когда там служил Дантес, проводились испытания пуленепробиваемых кирас, изобретённых инженером-оружейником и врачом Попандопуло-Врето. Более того, такую кирасу свободно можно было заказать в Петербурге по сходной цене.

В свете приведённых данных, становится понятным алгоритм поведения усыновившего Дантеса голландского посла Геккерена, который после того как А.С. Пушкин в ноябре 1936 г. вызвал его приёмного сыночка на поединок, умолял поэта об отсрочке и даже согласился на невыгодный брак своего «питомца» со старшей сестрой Наталии Николаевны -некрасивой бесприданницей Екатериной Гончаровой. Но в январе 1837 г. он вдруг грозно стал требовать немедленной дуэли. Очевидно, получив вызов, Дантес заказал кирасу, которая делалась индивидуально под каждого клиента. Её изготовили в начале 1837 г. Вот теперь можно было безбоязненно выходить к барьеру!

Дворянская честь и другие шалости Дантеса

В доступной литературе автору не удалось найти сколько-нибудь серьёзных научно обоснованных возражений против версии о кирасе, кроме деклараций об её антиисторичности. При этом апологеты убийцы Пушкина в качестве основного довода приводят неписаные правила дворянской чести; категорически осуждавшие такие «меры предосторожности» на поединке. Не мог, видите ли, офицер и благородный французский шевалье Дантес выйти на поле чести, трусливо надев какой-то бронежилет, рыцарские чувства не позволяли. По этой логике получается, что среди дворян в принципе не может быть подлецов. Однако в истории есть немало примеров обратного. Поэтому дать ответ на вопрос мог Дантес совершить низкий поступок или нет, можно только поняв, что он был за человек. Что же объективно представлял собой барон Жорж-Шарль Дантес Фон Геккерен де Беверд? Честь дворянина прежде всего заключается в ревностном исполнении своего служебного долга и верности присяге. Дантес, не приняв российского подданства, тем не менее, принёс присягу «на верность службы». Как же француз держал своё обещание? Оказывается, в свете он пользовался репутацией «паркетного шаркуна», «негодного офицеришки», позорившего один из лучших полков русской гвардии. И не зря! Француз не вылезал из внеочередных нарядов по полку, домашних арестов и гауптвахты. Судите сами, за три года службы Дантес получил 44 взыскания! За это командир кавалергардов генерал-майор Р.Гринвальд был вынужден перевести разгильдяя и неуча из строевого эскадрона в запасный. Мы не оговорились - действительно неуча: Дантес, хваставшийся дипломом Сен-Сира (одного из лучших военно-учебных заведений Европы) на самом деле провёл там менее года, а ведь полный курс обучения состоял из трёх курсов.

Ещё один штрих к рыцарскому образу Дантеса. Сегодня можно считать доказанным, что он был пассивным любовником голландского посла Геккерена. Нетрадиционная сексуальная ориентация была в то время весьма распространённым явлением в большом свете. Об амурных отношениях между нидерландским дипломатом и молодым французом ещё до смерти Пушкина открыто говорил однополчанин Дантеса князь А.В. Трубецкой. Писатель граф В.А.Сологуб писал, что старик Геккерен большой поклонник однополой любви и вокруг него группируются великосветские молодые люди «самого наглого разврата». Знали об этой связи князь П.А. Вяземский и поэт В.А.Жуковский. Они уверенно утверждали, что голландец усыновил Жоржа при живом отце - за оказанные услуги «известного рода». Автор, будучи по образованию врачом, не собирается осуждать людей, по ошибке природы родившихся мужчинами. Но, к сожалению, это не относится к Дантесу, поскольку француз был огьявленным бабником, вечно вертящимся возле юбок и заводящим романы с дамами петербургского «света», такое его поведение совершенно нехарактерно для пассивных гомосексуалистов, которые идентифицируют себя, скорее, как женщины. Иными словами Дантес гомосексуалистом не был. Но что тогда заставило его податься в любовницы к пожилому голландскому педерасту? Ответ прост - деньги! Француз был беден, персонального содержания в 10000 руб. из «шкатулки императрицы» (она, по традиции, считалась шефом кавалергардов) ему катастрофически не хватало а Геккерен был богат. И тогда этот «благородный» дворянин продался, как содержанка, за деньги, что едва ли согласуется с законами чести. А теперь зададимся вопросом: мог ли такой человек перед лицом смерти совершить подлость и выйти на дуэль с Пушкиным в пуленепробиваемом панцире? Боюсь, что ответ очевиден -да мог!


А.С. Пушкин. Портрет работы художника О.А Кипренского 1827
Барон Геккерен. 1843.
Жорж Дантес-Геккерен в кавалергардской мундире, поверх которого одета прекрасно пригнанная кираса. 1830-е гг.
Пушкин в гробу. Рис. В.А. Жуковского. 1837.
Набор дуэльных пистолетов второй четверти XIX века произведённый в мастерской Ульбриха в Дрездене. Примерно из такого Дантес стреляя в Пушкина.