От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 17.11.2008 19:11:54 Найти в дереве
Рубрики Искусство и творчество; Версия для печати

Адмиралъ мыльного моря

http://www.specnaz.ru/article/?1353

Юрий Нерсесов
АДМИРАЛЪ МЫЛЬНОГО МОРЯ

Если верить российским киношникам, Колчак был дебилом, Николай II — старообрядцем, а белое движение в Сибири погубили украинцы.

Говорят, что в советскую эпоху многие кинематографисты тайно сочувствовали белому движению и потому его участники часто выходили у них чертовски обаятельными. Сторонники другого мнения считают появление привлекательных белогвардейцев следствием тайной санкции с самого верха. Мол, решили кремлёвские мудрецы, что победа большевиков в Гражданской войне засияет ярче, если их противники будут умны, сильны и обаятельны.

Возможно, правы и те, и другие, но, в любом случае, результат налицо. Генералы Ковалевский, Хлудов и Чарнота, полковник Кудасов, штабс капитаны Захарченко-Шульц и Овечкин, поручик Брусенцов, ротмистры Волин и Лемке, и много других экранных господ офицеров заразили белогвардейской романтикой многие тысячи людей. Журналист Невзоров и певец Тальков признались, что вдохновились белой идеей, посмотрев психическую атаку колчаковцев из снятого в сталинские годы насквозь советского «Чапаева».

Сейчас всё наоборот, — белым в Кремле симпатизируют. Прах генералов Деникина и Каппеля перезахоранивают по высшему разряду, на воспевающие антибольшевистские силы фильмы о Гражданской войне выделяются изрядные деньги, а толку никакого! Киношники денежки берут, кого требуется — восхваляют, но при этом выставляют их такими идиотами, что до сих пор неясно: это халтура или кукиш в кармане?

Знаете, что делает киношный Колчак, когда его миноносец «Сибирский стрелок» попадает под огонь тяжёлых орудий германского крейсера «Фридрих Карл»? Выстраивает команду на верхнюю палубу и устраивает… молебен! Немцы уже пристрелялись и несколько раз попали, один 210 мм фугасный подарочек на палубу и — плавучая братская могила! Но против сценария не попрёшь, и недоразумение в кителе, которому, цинично пользуясь смертью Колчака, передали его фамилию, бормочет молебен. Всевышний, разумеется, внимает — корабль успешно проходит по собственному минному заграждению, погнавшийся вслед супостат подрывается и тонет, а растроганные зрители бормочут: «Вот что крест животворящий делает!»

Другой положительный персонаж потрясает умом и сообразительностью уже во второй половине фильма, когда почтеннейшая публика с удивлением убеждается, что боженька, с такой охотой помогавший православному воинству против немцев, почему то попускает его разгром безбожными большевиками. Альтернативно одарённого военного, сценаристы, снова воспользовавшись смертью прототипа, обозвали генералом Владимиром Каппелем. Сперва сей полководец, ведя армию вдоль берега реки, ухитряется отклониться на 20 верст от заданного маршрута. Потом, провалившись в разгар сибирской зимы под лёд, категорически запрещает подчинённым переодеть себя в сухое, простужается и мучительно умирает. В кинозале выпадают в астрал и предполагают, что с такими противниками красные были просто обречены на победу.

Главная лирическая героиня, получившая имя колчаковской возлюбленной Анны Тимирёвой, под стать господам офицерам. Тлетворное влияние девушки проявляется уже во втором боевом эпизоде, когда её муж — капитан I ранга Тимирёв — в разгар дуэли с немецкими батареями выясняет с Колчаком отношения в стиле не поделивших одноклассницу гимназистов.

Затем барышня объявляет мужу, что уходит к Александру Васильевичу, приезжает в Омск и, живя рядом с любимым, целый год не показывается ему на глаза, работая в госпитале. Тогда зачем приехала? Чтобы украдкой глядеть на милого из за угла, плакать в подушку и думать, как он мучается? Это уже не мелодрама, а особо изощрённый садомазохизм!

Несомненно, найдутся зрители, которые постараются докопаться до правды.

Они прочтут, что Колчак, как и полагалось по уставу, проводил молебны перед боем. И его отношения с дамой сердца не ограничивались телячьими взглядами и томными прощаниями. Анна Васильевна, приехав в Омск, не скрывалась под косынкой сестры милосердия, а жила с Александром Васильевичем, работая переводчицей при Управлении делами Совета министров его правительства. Каппель действительно промочил ноги, пережил мучительную ампутацию части ступней и скончался от воспаления лёгких, но про детское отбрыкивание от сухой обуви воспоминаний не сохранилось… Только, боюсь, въедливых окажется мало, а остальные поверят, что увиденная команда слабоумных и есть лучшие люди белого движения.

Ведь вслед за сценаристами в дело вступил продюсер, словно специально подобравший на главные роли самых неподходящих исполнителей. Сыгравшая Тимирёву Лиза Боярская повторяет саму себя из другой военно-морской опупеи — фильма «Первый после бога». Те же мимика манекена, бестолковое хлопанье ресницами, прыжки вокруг предмета страсти и никакого секса. Отсутствует только фаллический кактус, на который девушка медитировала.

Лизаветины партнёры, — в отличие от неё, — крепкие профессионалы, но в совсем других амплуа, чего один из них и не скрывает. «Я вообще не люблю играть Героев, — честно признавался будущий исполнитель роли Колчака Константин Хабенский. — В них всегда есть пафос. Меня так и тянет его сбить. Но, — Герой есть Герой. Он не должен иметь нелепых привычек, попадать в смешные ситуации. А жаль. Смешные или трагикомичные роли — это моя мечта, моя любовь!».

Как сказал, так и сделал. Героя не сыграл, а пафос опустил ниже плинтуса. Бухтящий себе под нос и боящийся дотронуться до возлюбленной унылый тип с безвольным ртом и глазами получившей пинок дворняги, похож на оригинал не более, чем заплатанный надувной матрас на торпедный катер. Столь же боевой вид и у Каппеля в исполнении Сергея Безрукова, только войска он вдохновляет не скучающе-равнодушно, а наигранно-залихватски. Получился пацан, наконец то удравший с уроков поиграть в войнушку и не желающий слушать бабушку, которая требует от попавшего в лужу внучка переодеть носочки.

Особо отличился по части глумления режиссёр Андрей Кравчук. Нет, я понимаю — у художественного кино свои законы и правдой иногда приходится жертвовать. Реальность, в которой «Фридрих Карл» погиб на русских минах через две недели после их установки, куда менее зрелищна, чем заманивание его на заграждение «Сибирским стрелком», а потому подобный домысел можно хоть как то обосновать.

Но для чего заменять 102 миллиметровые орудия миноносца, никогда не использовавшимися на флоте Российской Империи 45 миллиметровыми, которые вопреки всем законам физики успешно поджигают бронированную махину? С какого перепуга построенный после русско-японской войны двухтрубный «Сибирский стрелок» похож на довоенный четырёхтрубный «Буйный»? Откуда в нём перебитый нефтепровод, если кораблик ходил на угле? Почему броненосец «Слава» обозвали крейсером, дополнительно приляпав на палубу пушки со щитами с «Авроры»? С какой целью колчаковские Сибирская и Западная армия переименованы в 1 ю и 2 ю?

Наконец, после какого алкогольного возлияния Николай II крестит адмирала старообрядческим двуперстием, организаторов антиколчаковского путча в Иркутске называют то правильно Политцентром, то неправильно Политсоветом, а Тимирёву в одной из сцен переименовывают из Анны в Александру? Если режиссёр желал, чтобы в этом бедламе герои выглядели ещё глупее, он своего добился!

А как замечательно однофамилец соучастника Беловежского сговора поработал с монтажными ножницами! Сняв материалы на 10 серийный телефильм, он так лихо нарезал из него куски, что на киноэкране появился не то гигантский рекламный видеоролик, не то чего то абсурдно-модерновое.

Из-за чего благополучная и, судя по первым сценам, успешно громящая немцев страна рухнула в революционный хаос? За что боролись белые и красные? Отчего ничуть не симпатизирующие большевикам сибирские мужички создали в белом тылу многотысячные партизанские армии? Почему, Колчак, описывая свои отношения с союзниками, с горечью назвал себя «кондотьером», то есть наёмником? Даже намёка на ответы зритель не получит.

Не хватило экранного времени? Ай, бросьте! Бесконечные разговоры в движущемся поезде, постоянные молебны, отпевания и раздача иконок занимают едва ли не половину картины! Зато большевиков на экране почти не видно. Даже в виде кровавой чекни и наймитов жидогерманского генштаба. Нет ни красного, ни белого террора, а зверствуют непонятно почему взбунтовавшиеся матросы, и то — до октябрьского переворота при Временном правительстве.

Может, при таком раскладе адмиралу с соратниками было бы логичнее валить Керенского? Нет, полезли на коммуняк и точно победили бы, но в решающий момент на сторону врага перешёл украинский полк. Надо полагать, с оранжевыми знамёнами и под предводительством гарной дивчины с косой-бубликом.

На самом деле съёмочная группа и не думала глумиться над героями фильма. Они просто хотели получить много денег.

Ставка сделана на традиционно делающую высокие сборы мелодраму. Наглое сдувание части эпизодов с мегауспешного «Титаника». Привлечение совершенно чуждых своим персонажам, но любимых легионом девочек Безрукова и Хабенского. Рекордный выброс на экраны сразу 1100 копий и также побившая все рекорды реклама. Остальное, как непрофильные активы, пустили побоку. Даже на массовке сэкономили, ограничившись жалко смотрящейся на сибирских просторах кучкой из двухсот статистов.

Теперь деньги освоены и господа могут радоваться. Имеют право. Только не надо оправдывать свою жадность ссылками на стремление донести историческую правду и симпатии к белому движению. Плевать им на красных, белых, зелёных и вообще на всё, кроме бабок, бухла и баб (кроме тех, кто «голубые»).

Люди умиравшие за родину и веру, — независимо от цвета своих знамён, — для них столь чужды, что хоть весь бюджет «Газпрома» дай на съёмки — толку не будет.

Единственное утешение — предавшие Колчака чешские легионеры и командующий ими французский генерал Жанен показаны именно такой сволочью, которой являлись. Если просмотр эпизода с предательством излечит некоторых излишне общечеловеческих россиян от комплекса вины перед чешскими бюргерами за август 1968 года.