От БорисК Ответить на сообщение
К Исаев Алексей Ответить по почте
Дата 01.11.2007 03:08:43 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

Re: Полковники(тм) жгут...

Вот что написал про Павлова и других, расстрелянных вместе с ним, генерал-полковник Сандалов, который воевал под его командованием в июне 1941 г.

ГЕНЕРАЛУ АРМИИ
тов. КУРАСОВУ В.В.
на №168958 от 30.8.56 г.
Войска Западного Особого военного округа, в том числе и 4 А, в течение начального периода Великой Отечественной войны почти целиком были разгромлены.
В этот период я был начальником штаба 4-й армии. Начальником штаба этой армии я был назначен с должности начальника оперативного отдела Штаба ЗОВО, вскоре после вступления в командование войсками ЗОВО генерала армии ПАВЛОВА, примерно за год до начала войны.
Виновато ли командование войсками ЗОВО (переименованное с первых дней войны в командование войсками Западного фронта) и командование 4 А в разгроме войск в начальный период войны?
Для того чтобы ответить на этот важный и сложный вопрос, следует, на мой взгляд, предварительно ответить на другой вопрос: смогло ли бы любое другое командование войсками округа и армии предотвратить этот разгром?
Едва ли кто возьмется доказать возможность предотвращения разгрома войск округа и при другом более талантливом составе командования войсками округа.
Ведь войска соседних с ЗОВО Прибалтийского и Киевского военных округов были также разгромлены в начальный период войны, хотя главный удар врага и не нацеливался против войск этих округов.
Следовательно, поражение войск наших западных приграничных военных округов зависело в конечном счете не от качества управления войсками, а, во-первых, вследствие более слабого технического оснащения и более слабой подготовки войск и штабов Красной Армии по сравнению с армией гитлеровской Германии и, во-вторых, вследствие внезапности нападения полностью отмобилизованной и сосредоточенной к нашим границам фашистской армии против не приведенных в боевую готовность наших войск.
В этих основных причинах разгрома войск приграничных военных округов – доля вины командования войсками округов и армий невелика, что, на мой взгляд, не требует особых доказательств.
Если бы можно было измерить на каких-то весах эту долю вины командования войсками военных округов в разгроме войск округов, то доля вины командования войсками ЗОВО, несомненно, была бы тяжелее, нежели у командования других военных округов.
Это объясняется, с одной стороны, тем, что против войск ЗОВО был направлен главный удар, и, в частности, из четырех танковых групп, игравших основную роль в наступательной операции немцев, две танковые группы наступали против войск ЗОВО.
С другой стороны, быстрота разгрома войск Западного округа, несомненно, зависела и от слабого управления войсками со стороны командования войсками ЗОВО и армий, о чем мною составлено особое описание, основанное на документальных архивных материалах и на воспоминаниях участников начальных операций войны.
Причиной слабого управления войсками ЗОВО в значительной мере является более чем неудачный состав командования войсками ЗОВО и в первую очередь несоответствие своей должности самого командующего войсками округа.
Генерал армии ПАВЛОВ, не имея опыта в командовании войсковыми соединениями (исключая командования в течение непродолжительного срока танковой бригадой), после участия в войне в Испании, был назначен начальником АБТВ Красной Армии, а за год до войны командующим войсками ЗОВО.
Не имея ни опыта в управлении войсками, ни достаточного военного образования и широкого оперативного кругозора, генерал армии ПАВЛОВ растерялся в сложной обстановке начального периода войны и выпустил из рук управление войсками.
Такими же случайными и не соответствующими своим должностям были командующий ВВС ЗОВО КОПЕЦ и командующий артиллерией округа – КЛИЧ.
И тот и другой, так же, как и сам ПАВЛОВ, были участниками войны в Испании и опыта в управлении войсками соединениями не имели: КЛИЧ до командировки в Испанию весьма продолжительное время был преподавателем и начальником кафедры артиллерии в академии, а КОПЕЦ до войны в Испании командовал авиаэскадрильей (в первые дни войны КОПЕЦ застрелился).
Можно ли было назначать ПАВЛОВА, КОПЕЦ и КЛИЧА с их легким военно-научным багажом и опытом на такие высокие должности в самый важный военный округ Красной Армии?
Что касается начальника штаба ЗОВО КЛИМОВСКИХ и начальника связи округа ГРИГОРЬЕВА, то и тот и другой являлись одними из лучших в Красной Армии штабными командирами. Но оба эти начальника имели один общий важный недостаток: слабоволие и безынициативность. Самостоятельных инициативных решений в сложной обстановке эти начальники, как правило, не принимали.
К тому же начальник связи округа ГРИГОРЬЕВ накануне и в первый день войны находился совместно с зам. комвойсками ЗОВО генералом КУРДЮМОВЫМ в районе Барановичи, на неизвестно для какой цели организованном вспомогательном пункте управления. А в первый день, по существу, и была потеряна связь с 3-й и 10-й армиями и с группой генерала БОЛДИНА, т.е. с основными войсками фронта.

Резюмирую изложенное:
1. Основная вина в разгроме войск ЗОВО в начальный период войны должна быть с командования войсками ЗОВО снята.
2. Более тяжелая доля вины командования войсками ЗОВО в разгроме войск округа по сравнению с командованием соседних военных округов проистекает из-за неудачного состава командования ЗОВО предвоенного периода, и часть этой вины поэтому ложится на тех, кто утвердил такой состав командования округа.
3. Никакого заранее намеченного умысла по разгрому войск округа или способствованию разгрому войск со стороны всего командования округа и его отдельных лиц не было.
4. СУДИМОСТЬ С представителей командования войсками ЗОВО должна быть снята.
Что касается командующего войсками 4 А генерала КОРОБКОВА. то в отношении этого способного командира, отличившегося в боях в Финляндии, где он храбро воевал во главе своей дивизии, – совершена вопиющая несправедливость.
Генерал КОРОБКОВ по окончании войны в Финляндии был назначен командиром корпуса и затем, за несколько месяцев до войны, вступил в командование 4 А. Генерал КОРОБКОВ показал себя храбрым и энергичным командующим армией.
Недостаток его заключался в стремлении безоговорочно выполнять любое распоряжение командования войсками округа, в том числе и явно несоответствующее складывающейся обстановке.
Однако широкая инициатива среди высшего комсостава, как известно, у нас вообще в предвоенное время не культивировалась и
не поощрялась и безынициативностью страдали помимо КОРОБ-КОВА и большая часть высшего командного состава Красной Армии, в том числе и я.
Почему был арестован и предан СУДУ именно командующий 4 А КОРОБКОВ, армия которого хотя и понесла громадные потери, но все же продолжала существовать и не теряла связи со штабом округа, переименованным в первые дни войны в Штаб Западного фронта?
К концу июня 1941 года был предназначен по разверстке для предания СУДУ ОТ Западного Фронта один командарм, а налицо был только командарм 4. Командующие 3-й и 10-й армиями находились в эти дни неизвестно где и с ними связи не было. Это и определило судьбу КОРОБКОВА.
В общем, в лице генерала КОРОБКОВА мы потеряли тогда хорошего командарма, который, я полагаю, стал бы впоследствии в шеренгу лучших командармов Красной Армии.
Генерала КОРОБКОВА реабилитировать следует в первую очередь.

ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИК ЗАПАСА
САНДАЛОВ)
1 сентября 1956 г.