От eugend Ответить на сообщение
К Архив Ответить по почте
Дата 03.09.2007 17:07:32 Найти в дереве
Рубрики WWI; 1917-1939; Версия для печати

Re: [2Александр] Вопрос - продолжительность подготовки офицеров русской армии в 1 мировую

К старому вопросу
https://vif2ne.org/nvk/forum/5/archive/1369/1369781.htm
- если еще интересно.
ИМХО неплохая статья как раз по сути вопроса:



ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
УСКОРЕННОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНКЕРОВ
В ВОЕННЫХ УЧИЛИЩАХ (1914-1917 гг.)


А.А. Курдюк, начальник военно-научной группы
Военного университета, кандидат исторических наук,
доцент


“Государству надлежит принять самые настойчивые меры к тому, чтобы … дать армии непре-рывный поток новых офицеров. Уже в настоящее время некомплект офицеров в частях пехоты … в среднем превышает 50%” [1, с. 56]. Эта цитата из рапорта главнокомандующего Северо-Западным фронтом генерала от инфантерии М.В. Алексеева, поданного в июле 1915 г. на имя военного министра, свидетельствует об одной из многочисленных проблем, с которыми столкнулась государственная власть и высшее военное руководство России с началом Первой мировой войны.
Как и в мирное время, основная нагрузка по решению этой проблемы была возложена на воен-но-учебные заведения (вузы), занимавшиеся подготовкой кадров для замещения первичных офицер-ских должностей. При этом пришлось вводить особые правила комплектования военных училищ, тре-бования к организации и содержанию образовательного процесса, а также внести коррективы в поря-док выпуска юнкеров по завершению обучения.
В одной из предыдущих публикаций автора нашли отражение основные результаты сравни-тельного анализа нормативных документов, устанавливавших требования к кандидатам на обучение офицерской профессии и определявших порядок их отбора в военные училища в условиях мирного и военного времени [2, с. 232–245]. Логично было бы исследовать и изменения, вводимые в действие приказами по военному ведомству, которые регулировали сроки обучения и процедуру выпуска . Это-му и посвящена данная статья.
Уже в первый день войны военный министр генерал от кавалерии В.А. Сухомлинов распоря-дился о проведении в военных училищах досрочных выпусков. Конкретные даты таких выпусков были установлены в результате предварительно проведенного согласования данного вопроса с руководством ряда Главных управлений Военного министерства: военно-учебных заведений (ГУВУЗ), артиллерий-ского (ГАУ) и военно-технического (ГВТУ). Артиллерийские училища, располагавшиеся в Петрограде, 24 августа 1914 г. должны были произвести в подпоручики юнкеров, перешедших в старший класс. Два месяца, т.е. до 1 октября, отводилось на завершение подготовки обучавшихся на старших курсах в во-енно-учебных заведениях, которые относились к ГУВУЗу [3]. Окончательной датой выпуска юнкеров, поступивших в военные училища до войны, было определено 1 декабря 1914 года [4, 5].
Параллельно шла работа по организации ускоренной подготовки. Основополагающим элемен-том в перестройке деятельности военно-учебных заведений было определение оптимальных сроков обучения. При решении этого вопроса руководство вооруженных сил оказалось перед дилеммой. С од-ной стороны, возникла острая необходимость в уменьшении сроков обучения, так как реалии войны требовали регулярного пополнения офицерского корпуса в количестве, значительно превышавшем вы-пуски мирного времени. С другой стороны, руководители военного ведомства осознавали, что сокра-щение учебного времени приведет к ухудшению качества подготовки будущих офицеров. Разрешение возникшего противоречия было найдено в дифференцированном подходе к выбору учебных программ и срокам их реализации в зависимости от типа конкретного вуза и его принадлежности к определенно-му роду войск.
Следует отметить, что необходимость организации ускоренной подготовки офицерских кадров в военное время была предложена Главным штабом и нашла свое отражение в соответствующем поло-жении, которое было утверждено императором еще в 1912 г. Согласно этому документу после вступ-ления России в войну сроки обучения предстояло сократить до 8 месяцев [3, л. 1-2 об.]. Однако резко возросшая потребность армии в командном составе, вызванная необходимостью кадрового обеспече-ния мобилизационных мероприятий и большими потерями офицерского состава в ходе первых боев летом 1914 г., привели военного министра к решению о сокращении указанного срока вдвое примени-тельно к пехотным училищам [3, л. 146-148]. Николай II поддержал предложение генерала В.А. Сухо-млинова, утвердив 8 октября 1914 г. “Положение об ускоренной подготовке офицеров в военное время в военно-учебных заведениях с четырехмесячным ускоренным курсом“ [6].
Действие этого документа первоначально распространялось на старшеклассников Пажеского корпуса, а также юнкеров пехотных, кавалерийских и казачьих училищ, принятых в вузы 1 октября и 1 декабря 1914 г. Позже - на обучавшихся в этих заведениях с 1 августа этого же года [7, с. 1988] и на все приемы 1915 г. [8, с. 2017]. Также оно касалось юнкеров старшего класса военно-топографического училища, которые добровольно желали служить прапорщиками в частях армейской пехоты, входивших в состав действующей армии [9, с. 1979].
При переводе на ускоренную подготовку инженерного и артиллерийских училищ руководство Военного министерства учло сложность подготовки в них, а также относительно небольшие потребно-сти этих войск в начальный период войны в младших офицерских кадрах по сравнению с пехотой. По-этому для них было разработано и учреждено отдельное “Положение об ускоренной подготовке офи-церов в военное время в специальных военно-учебных заведениях с восьмимесячным ускоренным кур-сом” [10, с. 1960-1964].
Предпринятые Военным министерством меры частично способствовали решению обострив-шихся кадровых проблем. Если в мирное время ежегодно офицерский корпус пополняли около 2 тыс. выпускников военно-учебных заведений, то только с начала войны до конца 1914 г. ускоренные вы-пуски поставили в армию 5026 поручиков (корнетов, хорунжих) и 3814 прапорщиков [6, л. 4].
Еще большая дифференциация сроков подготовки произошла в ходе войны. В феврале 1915 г. военный министр получил право увеличивать указанные выше сроки в пределах до года [11, с. 177], а с августа 1916 г. - до установленных законом для мирного времени [12, с. 586]. В случае необходимости он мог и уменьшать учебное время до минимальных пределов, указанных в соответствующих положе-ниях. По мнению автора, тот факт, что военное руководство получило право оперативно решать вопро-сы по срокам обучения в зависимости от кадровых потребностей армии, положительно отразился на процессе комплектования офицерского корпуса.
К весне 1915 г. несколько спала острота проблемы обеспеченности сухопутных войск офице-рами. Поэтому у Военного министерства появилась возможность продлить сроки обучения. Так, юнке-рам кавалерийских училищ декабрьского 1914 г. набора выпуск перенесли на два месяца позже, а для остальных приемов курс был увеличен до 8 месяцев [11, с. 177-178]. Это стало возможным из-за отно-сительно небольших потерь среди офицеров данного рода войск, а также усложненных, по сравнению с пехотой, требований к их подготовке.
Курс пехотных и казачьих вузов впервые был продлен на месяц для второго выпуска 1915 г. В отчете генерал-инспектора военно-учебных заведений отмечалось, что это было сделано с целью “дать юнкерам возможность посвятить некоторое время полевым практическим занятиям” [13]. И в даль-нейшем, при возможности, сроки подготовки в пехотных училищах для некоторых наборов увеличива-лись. Например, выпуск вместо 1 сентября 1916 г. состоялся на месяц позже, а запланированный на 1 октября - через два месяца, т.е. 1 декабря этого же года.
В специальных училищах первый ускоренный курс длился 9,5 месяцев [14, с. 242]. Юнкера, принятые в них 1 декабря 1914 г., обучались уже меньше 8 месяцев. Инженеры пополнили офицерские ряды 15 июля [15, с. 320], а артиллеристы - 10 июля 1915 г. [16, с. 409]. В связи с неполной укомплек-тованностью действующей армии артиллерийскими офицерами Николай II разрешил военному мини-стру уменьшить срок обучения в соответствующих училищах до 5,5 месяцев [16, с. 410]. Но при опре-делении дат конкретных выпусков военный министр всегда совещался с начальником ГАУ генералом А.А. Маниковским. Последний считал, что обучение артиллеристов должно быть не менее полугода и при этом с обязательным прохождением ими лагерного сбора [17]. Как показало изучение норматив-ных документов, сроки обучения артиллерийских офицеров в основном составляли 6-7 месяцев.
Необходимо отметить одну особенность, касавшуюся сроков подготовки в военно-топографического училища. До 1 сентября 1917 г. оно было единственным из всех военных училищ, которое функционировало в режиме мирного времени. Однако возросшая потребность в снабжении войск картами и, в связи с этим, штатного расширения корпуса военных топографов, потребовали уве-личения офицеров данной специальности. Первоначально было принято решение о создании школы подготовки прапорщиков для производства съемочных работ с полугодовым курсом обучения [18, с. 411], а затем о ее закрытии с одновременным переводом училища на ускоренную одногодичную подго-товку офицеров-топографов [19, с.562-567].
Автор считает необходимым отметить, что в исторической литературе, к сожалению, не нашла отражения динамика изменения времени подготовки в вузах. В публикациях отечественных историков, исследовавших проблемы подготовки офицерских кадров русской армии, встречаются и не совсем вер-ные данные по срокам обучения. Например, Л.Г. Бескровный, говоря о пехотных и кавалерийских учи-лищах, пишет: “Пришлось срочно переходить на краткосрочные курсы (от 3- до 6-месячного срока)” [20, с. 33]. А.Г. Кавтарадзе указывает, что подготовка офицеров велась “путем перевода военных и спе-циальных училищ на ускоренный (3-4 месячный для пехоты и 6-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) курс обучения и открытия школ прапорщиков с такими же сроками обучения” [21, с. 24]. В ряде публикаций и диссертаций, касаясь вопросов подготовки офицеров в 1914 – 1917 гг., ав-торы, в основном, ссылаются на данные из вышеприведенных работ. Даже в таком солидном издании, как “Военная энциклопедия” указано: “При военных училищах развертывались ускоренные (6 - 8 меся-цев) курсы по подготовке прапорщиков для всех родов войск” [22, с. 192].
На самом же деле, как следует из приведенных выше фактических данных, четко были опреде-лены только минимальные сроки обучения в военных училищах - 4 месяца. В зависимости от положе-ния дел с обеспеченностью армии офицерами определенных специальностей сроки подготовки могли изменяться. Регулирование данного процесса проводилось военным министром по согласованию с на-чальниками соответствующих главных управлений. Принятые решения по срокам обучения подлежали утверждению императором.
Переход на ускоренную подготовку сопровождался снижением некоторых требований к пере-менному составу вузов. Если в мирное время определяющим являлся уровень освоения знаний обу-чавшимися, то в условиях боевых действий основное внимание было уделено их нравственным качест-вам. По мнению автора, это было оправданной мерой. Если имевшиеся пробелы в знаниях постепенно исчезали в ходе практической деятельности, приобретения опыта, то лично недисциплинированный командир разлагающе действовал на подчиненных и являлся слабой опорой начальства в исполнении приказов. В частях действующей армии последствия такого поведения грозили невыполнением постав-ленных задач и потерей человеческих жизней.
Так, в довоенный период каждому юнкеру для перевода в следующий класс необходимо было получить определенный соответствующей инструкцией общий средний балл, необходимое количе-ство баллов по отдельным предметам и состоять в первом или втором разрядах по поведению. При этом за окончательную оценку знаний принимался средний из баллов, полученных по каждому пред-мету на репетициях в течение учебного года и на переводном экзамене. Юнкера, не соответствовавшие установленным критериям здоровья, поведения и степени усвоения преподаваемых дисциплин по ре-шению педагогического и дисциплинарного комитетов подлежали отчислению.
В указанных выше положениях о военно-учебных заведениях военного времени их начальникам предоставлялось право отчислять в период учебы только тех юнкеров, которые имели неудовлетвори-тельное поведение. В их послужных списках делалась соответствующая запись, и они теряли право по-вторного поступления в вузы. За неуспеваемость в течение курса такая мера не предусматривалась. В частности, воспитанникам, которые готовились стать кавалерийскими или казачьими офицерами и за время учебы не смогли полностью освоить учебную программу, по решениям начальников училищ или директора Пажеского корпуса срок обучения мог быть продлен еще на 4 месяца [23, с. 1867]. Пажей, которые предназначались выпуску в артиллерию, разрешалось оставлять для дополнительного обуче-ния еще на 2-4 месяца [24, с. 1939].
Изменения деятельности военных училищ в годы войны коснулись и порядка выпуска из них. Именно на этом этапе окончательно решался вопрос о профессиональной пригодности юнкеров, делал-ся вывод об их соответствии необходимым критериям для службы на первичных офицерских должно-стях.
В ходе перевода училищ на ускоренную подготовку была упрощена процедура выпуска. Не внося изменений в существовавший порядок оценки уровня знаний юнкеров, Военный Совет предоста-вил возможность его корректировки начальникам главных управлений по принадлежности училищ. Выпускные аттестационные списки составлялись на основании “Правил для оценки занятий юнкеров военных училищ, перевода из класса в класс и выпуска”, с некоторыми изменениями, утверждавшими-ся военным министром [25, с. 23 доп.].
По решению Военного Совета отменялись выпускные экзамены [3, л. 99]. Распределение на разряды по успеваемости и поведению, как и до войны, производилось решениями педагогических (учебных) комитетов училищ. При принятии решений исходили из текущей успеваемости юнкеров и результатов контрольных репетиций. Причем из трехразрядной довоенной системы распределения ос-талось только два разряда, что существенно упрощало эту процедуру. Юнкеров, которые отвечали тре-бованиям первых двух разрядов мирного времени, зачисляли в первый разряд, остальных - во второй.
Необходимо отметить, что при переходе на ускоренную подготовку офицеров Военное мини-стерство изменило и разряд чинопроизводства для выпускников военно-учебных заведений. Так, юнке-ров, зачисленных в училища 1 августа 1914 г. и достойных производства в офицерский чин, было ре-шено выпустить прапорщиками [3, л. 272 об.]. Это было закреплено в каждом положении о вузах воен-ного времени. Однако, юнкера, которые проучились год и выпускались по 1-му разряду, могли произ-водиться в подпоручики [11, л. 1781]. Такое правило было введено в связи с тем, что военный министр получил право продлевать курс обучения в училищах.
Автор считает, что наличие чина прапорщика в сетке военных чинов, существовавшего в мир-ное время для офицеров запаса, сыграло свою положительную роль в период войны. При его отсутст-вии у Военного министерства оставалось бы только две альтернативы. В одном случае юнкера могли сразу производиться в подпоручики. При таком варианте содержание подготовки не отвечало установ-ленным критериям для этого чина. В другом случае - выпуск унтер-офицерами, но с правами на офи-церский чин по истечению определенного срока. Но это длительная и усложненная процедура. В усло-виях войны оба варианта в чистом виде были нежелательны.
Согласно действовавшим в военный период правилам выпускники ускоренных курсов делились на две категории.
К первой категории относились юнкера, заканчивавшие обучение по 1-му разряду. Они получа-ли первичное офицерское звание непосредственно по окончании вуза и по статусу приравнивалась к выпускникам военных училищ мирного времени [26, с. 183].
Вторая категория выпускников, т.е. окончивших ускоренные курсы по 2-му разряду, только приобретала права на офицерский чин. Такие юнкера выпускались унтер-офицерами и направлялись в строевые части. Стать прапорщиками они могли не ранее, чем через четыре месяца после выпуска, по-сле соответствующего представления непосредственного начальника. При получении офицерского звания, такие лица получали одинаковые права с закончившими военные училища в довоенное время с 3-м разрядом.
Введением таких мер Военное министерство сохранило не только престижность военных учи-лищ, по сравнению с получившими широкое распространение в годы войны школами подготовки пра-порщиков, но и стимулировало юнкеров на добросовестное отношение к учебе и службе.
Учитывая то обстоятельство, что сроки обучения в вузах родов войск были неодинаковыми, Во-енное министерство, чтобы выровнять условия производства в подпоручики юнкеров одинакового приема, предприняло меры, устанавливающие старшинство в очереди на получение очередного воин-ского звания. Для отсчета был принят базовый четырехмесячный срок обучения. Например, если выпу-скник 1-го разряда четырехмесячных ускоренных курсов мог повыситься в чине через 8 месяцев после выпуска, то такой же прапорщик, окончивший восьмимесячное специальное училище - через четыре.
Регулируя таким образом условия чинопроизводства, Военное министерство устранило зависи-мость срока производства в очередной чин выпускников вузов одного типа от продолжительности учебы. Это позволило добиться того, чтобы срок обучения не был препятствием при выборе учебного заведения, особенно для людей с достаточным образованием. Также было устранено возможное недо-вольство юнкеров, которые желали быстрее стать офицерами, при увеличении продолжительности курса обучения.
Сравнив существовавшие в мирное и военное время правила деятельности вузов, автор пришел к заключению, что Военный Совет устранил все существовавшие накануне войны различия порядка выпуска юнкеров из различных военных училищ.
Следует отметить, что военным руководством страны в августе 1914 г. при организации уско-ренных выпусков из военно-учебных заведений было принято правильное решение о распространении на их выпускников статуса офицеров военного времени. Это означало, что офицерам, не прошедшим одногодичный курс подготовки, присваивалось воинское звание "прапорщик". Они имели право слу-жебного роста только в обер-офицерских чинах и при мобилизации армии подлежали увольнению из офицерского корпуса. Эта мера поднимала престиж кадровых офицеров, а также приравненных к ним по правам выпускников ускоренных курсов, закончивших военные училища по 1-му разряду. В свою очередь, уровень знаний, полученных офицерами военного времени в военно-учебных заведениях, а также опыт, приобретенный в ходе боевых действий, позволял им справляться с обязанностями в диа-пазоне обер-офицерских должностей.
О результативности произведенных изменений в деятельности военно-учебных заведений во время Первой мировой войны можно судить из приводимых ниже цифровых данных. Например, рас-ширение штатов вузов и сокращенные сроки подготовки позволили увеличить количество юнкеров. Если 1 февраля 1915 г. в военно-учебные заведения, подведомственные ГУВУЗу, было принято 3568 чел. [27], то ровно через год - 6344 чел. [28].
Согласно сведениям о пополнении армии офицерами, хранящихся в архивных фондах, с 1 июля 1914 г. по 1 апреля 1917 г. из военных училищ было выпущено 74418 чел. с офицерским чином [29]. Аналогичные данные за период с 1 января по 1 ноября 1917 г. - 28207 прапорщиков соответственно [29, л. 15 об.]. К сожалению, в архивах отсутствуют единые данные о совокупной численности выпущен-ных из вузов офицеров. Из обобщения сведений, содержащихся во введенных в научный оборот доку-ментах, можно судить, что данный показатель составляет около 225 тыс. чел.
Смена государственной власти в стране привела к кардинальному изменению военно-кадровой политики. С 1 ноября 1917 г. были отменены выпуски в офицеры из военно-учебных заведений. Произ-водить новые наборы не планировалось, а юнкера подлежали направлению в запасные полки [30].
В тоже время приобретенный в годы Первой мировой войны опыт ускоренной подготовки во-енных кадров для русской армии был использован новой властью. Уже 28 января 1918 г. приказ Нар-комвоена ввел в действие “Положение об ускоренных курсах по подготовке комсостава Рабоче-Крестьянской Красной Армии” [21, с. 62]. В последующем этот опыт особенно пригодился советскому военно-политическому руководству в начальный период Великой Отечественной войны [31, с. 36-47].
Изложенный в статье фактический материал позволяет констатировать, что Военное министер-ство России в ходе перестройки деятельности военных училищ в 1914-1917 гг. производило изменения в сроках подготовки юнкеров и правилах их выпуска. Целью проводимых преобразований являлось бесперебойное пополнение армии подготовленными специалистами для замещения первичных офи-церских должностей.

Литература

1. Аргентинский архив генерала М.В. Алексеева // Воен.-ист. журн. 1993. № 10.
2. Курдюк А.А. Об особенностях правил приема в военные училища во время Первой мировой войны // Право и образование. 2005. № 4.
3. РГВИА, ф. 725, оп. 48, д. 1194, л. 4.
4. РГВИА, ф. 310, оп. 1, д. 6342, л. 12-13.
5. РГВИА, ф. 351, оп. 1, д. 4471, л. 14-14 об.
6. РГВИА, ф. 29, оп. 3, д. 1533, л. 1-3.
7. Приказ по военному ведомству № 787 от 15 декабря 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
8. Приказ по военному ведомству № 817 от 30 декабря 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
9. Приказ по военному ведомству № 767 от 4 декабря 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
10. Приказ по военному ведомству № 756 от 26 ноября 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
11. Приказ по военному ведомству № 81 от 18 февраля 1915 г. // Приказы по военному ведомству за 1915 г. Пг., 1915.
12. Приказ по военному ведомству № 458 от 16 августа 1916 г. // Приказы по военному ведомству за 1916 г. Пг., 1916.
13. РГВИА, ф. 725, оп. 48, д. 970, л. 34 об.
14. Приказ по военному ведомству № 133 от 16 февраля 1915 г. // Приказы по военному ведомству за 1915 г. Пг., 1915.
15. Приказ по военному ведомству № 196 от 28 апреля 1915 г. // Приказы по военному ведомству за 1915 г. Пг., 1915.
16. Приказ по военному ведомству № 278 от 11 июня 1915 г. // Приказы по военному ведомству за 1915 г. Пг., 1915.
17. РГВИА, ф. 310, оп. 1, д. 5832, л. 65.
18. Приказ по военному ведомству № 314 от 17 июня 1916 г. // Приказы по военному ведомству за 1916 г. Пг., 1916.
19. Приказ по военному ведомству № 467 от 24.07.1917 г. // Приказы по военному ведомству за 1917 г. Пг., 1917.
20. Бескровный Л.Г. Армия и флот России в начале ХХ в. Очерки военно-экономического потенциа-ла. М., 1986.
21. Кавтарадзе А.Г. Военные специалисты на службе Республики Советов 1917 – 1920 гг. М., 1988.
22. Военная Энциклопедия: В 8 т. М., 1994. Т. 2.
23. Приказ по военному ведомству № 689 от 20 октября 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
24. Приказ по военному ведомству № 741 от 19 ноября 1914 г. // Приказы по военному ведомству за 1914 г. Пг., 1914.
25. Малинко В. Справочная книжка для офицеров. - М., 1917.
26. Приказ по военному ведомству № 162 от 30 марта 1916 г. // Приказы по военному ведомству за 1916 г. Пг., 1916.
27. РГВИА, ф. 725, оп. 49, д. 5, л. 34.
28. РГВИА, ф. 725, оп. 50, д. 17, л. 35.
29. РГВИА, ф. 2000, оп. 2, д. 2186, л. 2 об.
30. РГВИА, ф. 725, оп. 51, д. 13, л. 120.
31. Курдюк А.А. Опыт кадрового обеспечения русской армии в 1914 – 1917 гг. и его использование во время Великой Отечественной войны // Вестник Военного университета. 2005. № 2.