|
От
|
Поручик Баранов
|
|
К
|
Поручик Баранов
|
|
Дата
|
14.08.2007 16:36:22
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Вот, кстати, материал на эту тему
Добрый день!
"Как известно, издательская система Советского Союза, включая входившие в него республики было тотально государственной. С введением плюрализма учредительства, зафиксированного в ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой информации», начался процесс разгосударствления издательской системы, который продолжается в течение всех последних лет. К настоящему времени российское книгоиздание из полностью государственного превратилось в преимущественно негосударственное. В государственной собственности остаются в основном издательства, ориентированные на выпуск социально значимой литературы или тех книг и брошюр, которые по тем или иным причинам не представляют интереса для частных инвесторов. Негосударственные издательства выпускают сегодня более половины всех названий и более четырех пятых суммарного тиража по стране.
Изменение вектора движения
Развитие книжного выпуска на рассматриваемом временном отрезке (90-е годы XX века) протекало довольно драматическим образом. На протяжении пятнадцати лет издательская система страны, закрытая для внешних влияний и регулируемая сверху таким образом, чтобы, не дай бог, не допустить саморазвития, топталась на месте в узком (50 — 55 тыс. названий) репертуарном коридоре. Страну мучил жесткий книжный дефицит и все небогатые материальные ресурсы (бумага, полиграфия) направлялись на увеличение тиражей, на «рост выпуска книг на душу населения». К 1988 г. суммарный тираж книжной продукции достиг гигантских величин — 2,3 млрд. экз. в целом по СССР и 1,8 млрд. экз. по РСФСР (в составе Союза).
А затем началось падение, причиной которого стали отнюдь не гайдаровские реформы (это типичная ошибка многих из тех, кто работает в жанре новейшей истории книжного дела в России), а, наоборот, поворот к демократизации и рыночным отношениям, обозначившейся сразу же после принятия известного решения коллегии Госкомиздата СССР «О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования» от 20 ноября 1986 г. Конечно, это была революция сверху, но именно она дала стимул структурной перестройке издательского репертуара, нашедшей свое выражение в снижении числа названий уже в том же 1986 и последующих годах за счет вымывания тех изданий, которые, по мнению издательств, не пользовались спросом у населения. К началу 1992 г., когда в действие вступила «шоковая терапия», выпуск книг и брошюр составлял уже только 34050 названий, на 34% ниже уровня 1986 г. Либерализация цен лишь усугубила сложившееся положение и в результате этот показатель достиг дна пропасти в 1992 г. на отметке 28716 названий, то есть ниже чем в 1913 г.
Динамика этого процесса четко прослеживается. Однако с такой же четкостью наблюдается и обратный путь — «путь наверх», постоянно увеличивающийся рост числа названий. Особенно высокие темпы, как видно по характеру происходящих изменений, были достигнуты после принятия Закона о государственной поддержке СМИ и книгоиздания. В 1997 г. число названий выпускаемых изданий увеличилось почти на 25 %, а начало 1998 г. удивило специалистов еще более высокими показателями, и лишь августовский кризис не позволил и дальше развить наметившийся успех.
2000 год, завершающий год второго тысячелетия и XX века, достойно увенчал и десятилетие нового российского книгоиздания. По числу названий достигнут показатель, являющийся абсолютно рекордным за всю историю книжного дела России — 59 543 книги и брошюры.
Это событие носит знаковый характер, потому что именно количество выпускаемых изданий является главным мерилом состояния книгоиздания в стране. Именно по этому показателю определяется рейтинг страны в мировом книгоиздании. Важность его определяется, во-первых, тем, что по нему судят о количестве и разнообразии научной, технической, эстетической и другой информации, которая вводится в общественный оборот с помощью выпущенных книг и брошюр. Чем разнообразнее издательский репертуар страны, тем больше возможностей выбора предоставляется отдельным гражданам, социальным группам, всему населению. Во-вторых, каждое новое название — это реализация нового издательского проекта, осуществление нового замысла. Поэтому показатель числа названий — это в определенной степени показатель «мощности», потенциальных возможностей издателя, а в масштабе всей страны — показатель резерва ее издательской системы.
Достижение 60-тысячного уровня по этому показателю выводит Россию в число крупнейших книгоиздающих держав мира, в лидирующую группу грандов мирового книгоиздания. Но и этим не ограничивается значение полученного результата. В конечном счете оно символизирует смену вектора в развитии издательского дела в стране. Переход от постоянного, жестко заданного числа названий к его росту, а, следовательно, и к расширению разнообразия издательского репертуара, то есть к тенденции качественного развития книжного дела, идущей на смену количественной модели, когда основное внимание уделялось тиражным показателям, то есть числу экземпляров книг, приходящихся на душу населения.
Впрочем, тиражи выпускаемых книги и брошюр также имеют большое значение как для характеристики состояния издательского дела, так и для удовлетворения информационных, культурных и иных потребностей отдельных групп населения. Динамика изменения тиражей показывает, что падение суммарного выпуска книг и брошюр по количеству экземпляров было более глубоким по сравнению с числом названий, и к тому же стабилизировалось на довольно низком уровне, почти не проявляя тенденции к возврату на прежние позиции. Механизм такого движения тиража к настоящему времени пока не изучен в той степени, чтобы на основе этого анализа делать обоснованные рекомендации по изменению ситуации к лучшему. Ясно одно — здесь действует много накладывающихся друг на друга факторов, начиная от снижения уровня благосостояния населения и платежеспособного спроса и кончая утратой современной культурой своего важнейшего качества — литературоцентричности. Тщательное изучение этих факторов показывает, что значительное место среди них принадлежит утрате интереса к чтению у больших групп населения.
Вместе с тем, нельзя забывать что проблема чтения носит международный характер и утрата интереса к чтению принимает глобальные масштабы, включая и развитые в промышленном отношении страны, где растет функциональная неграмотность. Поэтому требуется объединение усилий всего мирового издательского, библиотечного, образовательного, научного и культурного сообщества для решения всех этих задач в комплексе."
Добавлю, что в 2004 г. в РФ выпущено более 89 тыс. наименований книг и брошюр, из которых 2/3 - новинки.
С уважением, Поручик