>>Ну, пр. 82 был настолько реален, что вовсю строился :) А вопрос, "что делать судпрому в конце 40-х?" весьма интересен. Во-первых, конечно же, обеспечивать ввод и достройку уже заложенных кораблей по скорректированным проектам (чем, собственно, он и занимался в реальности). Во-вторых, уцелевшие в войну корабли были чрезвычайно изношены, а недостаток судоремонтных мощностей привел к затягиванию ремонта тех же "семерок" до начала 50-х, на 5 и более лет Представляется, что если бы судостроительные заводы не гнали "план по валу" пр.30-бис, а были бы привлечены к капитальному ремонту, мы имели бы на конец 40-х БОЛЬШЕЕ число действующих ЭМ, сравнимых по ТТХ с "тридцатками". И главная реальная задача пр.30 - быть "школой" моряков большого флота - была бы вополнена не менее успешно и с меньшими затратами.
> Я не уверен, что 7-ки для этого подходят. Не надо забывать, что реально 7-ки получили по факту дальность плавания менее 2000 (18 уз), а 30-ки реально более 3000 (18). Вопрос обитаемости на 30-ках также обстоял лучше. Так что не согласен.
Как учебные ЭМ, ИМХО, и те и другие равноценны. Как боевые - в общем-то равно плохи, несмотря на башенные установки, пятитрубные ТА и лучшие условия по автономности. "Тридцатки" могли бы неплохо показать себя на закрытых ТВД типа Балтики при условии установки универсального ГК, усиления МЗА и ГАК, но на это Минсудпром, увы, не пошел. В итоге имеем головной ЭМ полностью устаревшего проекта на испытаниях в ноябре 1949г, а через год с небольшим на испытания уже выходит современный "Неустрашимый". Отсутствие загрузки проектных и производственных мощностей модификацией "тридцатки" в "бис", возможно, могло бы способствовать тому, что пр.41 вышел бы на эти испытания на полгода раньше. А ремонт "семерок" дал бы в составе флота на 1950г те два десятка кораблей вместо не вступивших в строй за этот период "30-бис".
> А зачем тогда большие ЭМ нужны? Мы ведь конвои в океан не водим, что они будут охранять? Как самостоятельный ударный корабль ЭМ тогда еще не состоялся.
Ну, программа надводного кораблестроения не ограничивалась пр.82. Строились КРЛ пр.68-бис, проектировались новые КРЛ и КРТ, в перспективе - АВ, еще не отказались от ЛК. Т.е крупные корабли для действий с океанскими ЭМ имелись и намечались.