От Глеб Бараев Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 09.08.2000 03:08:20 Найти в дереве
Рубрики Суворов (В.Резун); Версия для печати

РЕЗИДЕНТАМ ПРИКАЗАНО СЛЕДИТЬ ЗА...БАРАНАМИ

Статья из НВО
РЕЗИДЕНТАМ ПРИКАЗАНО СЛЕДИТЬ ЗА...БАРАНАМИ
Начальник германского Генштаба Франц Гальдер не оставляет камня на камне от измышлений перебежчика
Марк Штейнберг

Об авторе: Марк Штейнберг - в прошлом кадровый офицер Советской армии, полковник в отставке. Ныне проживает в США.


Германские войска были заблаговременно и хорошо подготовлены к вторжению в Советский Союз.
Квинтэссенцией содержания книги перебежчика Резуна (он же "Суворов") является версия, что вторжение германских армий в СССР 22 июня 1941 года было не заранее спланированной и подготовленной агрессией, а всего лишь превентивной, упреждающей акцией. Резун утверждает, что если бы не это вторжение, то ровно через две недели - 6 июля 1941 года - в наступление перешла бы Красная Армия.

В подтверждение такой, как понимаете, суперсенсационной версии, Резун не приводит никаких документов и официальных или архивных данных. Все свои выкладки он базирует на открытых публикациях, в основном - мемуарных. К "Ледоколу" приложен "Список цитируемой литературы", насчитывающий 119 наименований. 105 из них - воспоминания советских авторов, в основном военных разного ранга. Остальное - работы некоторых историков Второй мировой войны и энциклопедии.

Впрочем, один-единственный источник из этого списка можно вполне справедливо считать в высокой степени достоверным документом. Он называется "Военным дневником" и представляет собой ежедневные записи начальника Генерального штаба сухопутных сил вермахта генерал-полковника Франца Гальдера. "Военный дневник" состоит из 4-х книг. В нем Гальдер фиксировал все, над чем работал в течение минувшего дня. Зачастую он разбивал свои записи даже по часам.

"Военный дневник" охватывает период от начала войны с Польшей до наступления на Сталинград, то есть от 14.08.1939 г. до 24.09.1942 г. В нем отражены все совещания у Гитлера и других руководителей вермахта, все основные мероприятия верховного главнокомандования, донесения всех видов разведки, данные оперативной обстановки, сведения о потерях и т. д. Учитывая объем и высокий уровень достоверности "Военного дневника", он является поистине бесценным документальным источником для изучения событий Второй мировой войны.

Поэтому, думается, вполне логично будет сопоставить утверждения Резуна с материалами "Военного дневника", тем более что он сам включил его в свой "Список", хотя использовал всего два раза, и то не по существу.

Итак, одним из основных в версии Резуна являлся утверждение, что германское вторжение в СССР не было заранее спланированной и подготовленной операцией.

Откроем стр. 77 второго тома "Военного дневника". 31 июня 1940 года, 11.30., совещание в ставке Гитлера (Бергхоф). Гальдер стенографирует выступление фюрера: "Россия должна быть ликвидирована. Срок - весна 1941 года. Операция будет иметь смысл только в том случае, если мы одним стремительным ударом разгромим вce государство целиком".

И далее Гитлер ставит конкретные задачи: продолжительность операции - 5 месяцев, направление основных ударов, последовательность сосредоточения войск, рубежи развертывания и пр. Генерал Гальдер в дальнейшем на 570 страницах "Дневника" отслеживает все этапы подготовки к вторжению в СССР, делая это с немецкой педантичностью. Как же сопоставить записи начальника германского Генштаба с утверждением Резуна об отсутствии подготовки Германии к войне против СССР?

Это утверждение он базирует на якобы имевшей место деятельности начальника Главного разведуправления Красной Армии генерал-лейтенанта Голикова, искавшем, цитирую: "...какие-то ключевые индикаторы, которые безошибочно покажут момент начала приготовлений Гитлера к войне против Советского Союза. Голиков такие индикаторы нашел. Всем резидентам ГРУ в Европе было приказано следить за баранами".

Оказывается, главный военный разведчик был убежден, что Гитлер не начнет войну против СССР, пока не заготовит 6 миллионов бараньих тулупов. Цитирую: "Важнейшим элементом готовности Германии к войне против СССР являются бараньи тулупы. Их требуется огромное количество - не менее 6 000 000. Голиков знал, что в Германии нет ни одной дивизии, готовой воевать в СССР", потому как не было у ней тулупов бараньих!

Резун сообщает это без капли иронии, но даже с солидарностью, подчеркивая прозорливость начальники ГРУ. Того самого ГРУ, о котором он же пятью страницами раньше сообщил: "ГРУ перед Второй мировой войной, в ходе ее и после, было самой мощной, самой эффективной разведывательной организацией мира". И далее: "Через 11 дней после принятия Гитлером окончательного плана войны против Советского Союза - 11 декабря 1940 года - этот факт и основные решения германского командования стали известны нашим разведывательным органам". Вот какой мощной организацией командовал тогда Голиков!

Но вернемся к нашим баранам. Зачем же понадобились Голикову данные о тулупах, ежели доподлинно знал он, что директива "Барбаросса" не предусматривает войны с Россией зимой? Да все дело в том, что не было такой "бараньей операции" в истории военной разведки. Выдумал ее Резун, для "оживляжа", так сказать, своего опуса.

Не возникает сомнений, что "Ледокол" написан в расчете на читателя, совершенно некомпетентного в вопросах военной истории, не имеющего доступа к источникам, да и не стремящегося проверить лавину данных, цифр и цитат, которые на него обрушивает Резун.

Впрочем, Резун не убрал бараньей логики и из русского издания, считая, видимо, что и российский читатель проглотит его измышления, не поперхнувшись. Было бы только интересно, ново, сенсационно. Понимая это, Резун и делает упор на эмоциях, на ошеломляющих цифрах, на невероятных событиях, не останавливаясь перед заведомым вымыслом.

Особенно много отсебятины, придуманных ситуаций и неадекватных выводов допускает Резун, описывая группировку советских вооруженных сил на западной границе перед войной. К примеру, он утверждает: "13 июня 1941 года - это начало самого крупного в истории всех цивилизаций перемещения войск", имея в виду все дивизии всех эшелонов, оперативных и стратегических, что никогда не было, да и быть не может по самой природе сосредоточения и развертывания войск. Но Резун упорствует: "Что говорила германская разведка еще до 21 июня 1941 года: Красная армия гигантскими потоками устремилась к своим западным границам".

Он, однако, не сообщает источников таких поразительных сведений. Попробуем их найти там, где помещены все цифры и факты, какие только смогли раздобыть немцы всеми видами разведки. Откроем второй том "Военного дневника". Как понимаете, "самое крупное в истории цивилизации перемещение войск" не ускользнуло бы от внимания начальника Генштаба, оставив хоть какой-то след в его "Дневнике". Но, просмотрев внимательно все его записи с 13 июня и до начала войны, я не обнаружил никаких донесений разведки о сколько-нибудь крупном перемещении советских войск, не говоря уж о "гигантских потоках".

Но что до этого Резуну! Он самостоятельно сформировал советскую группировку в количестве 198 стрелковых, 61 танковой, 79 авиационных дивизий, 5 воздушно-десантных корпусов и более тысячи артиллерийских полков. Общая численность этой армады, в мирное время развернутой на западной границе Советского Союза, по Резуну, составляла более 8 миллионов солдат и офицеров.

Между тем, по данным статистического сборника "Гриф секретности снят", опубликованного в 1998 г., среднемесячная численность действующих фронтов в третьем квартале 1941 г. составляла 3 млн. 334 тыс. солдат и офицеров. Такие же примерно сведения есть и в двух книгах третьего тома "Военного дневника".

Но Резун не только сформировал собственное воинство, но и придумал для него оперативное построение, состоящее из трех СТРАТЕГИЧЕСКИХ эшелонов, чего не бывает по элементарнейшим канонам военной науки. В Первом эшелоне 16 армий, во Втором - 7, в Третьем - 3. Эти последние три армии, по Резуну, состояли исключительно из пограничников. Цитирую: "До германского вторжения граница была во многих местах открыта и многие тысячи пограничников отведены в тыл, где и были организованы три КАРАТЕЛЬНЫЕ армии".

Эти три армии, по Резуну, были необходимы, чтобы не разбежались остальные два эшелона. И в первую очередь - войска Второго стратегического эшелона, который Резун укомплектовал резервистами и зэками. Да-да, господа, вам не почудилось, именно зэками - заключенными, то бишь. В "Ледоколе" 24-я глава описывает поистине небывалое - целую общевойсковую армию, сформированную из заключенных. Эта глава так и называется - "Про черные дивизии".

В ней Резун обрушивает на читателей очередное суперсенсационное сообщение, цитирую: "Сталин дал зэкам боевое оружие еще до 22 июня 1941 года... Минимум одна армия полностью состоит на довольствии ГУЛАГа". А максимум? Спрашивается, какая необходимость, еще до объявления всеобщий мобилизации, когда в резерве были десятки миллионов обученных и здоровых мужчин, формировать МИНИМУМ одну 100-тысячную армию из зэков, изможденных и необученных узников? Зачем в военный строй ставить людей прямо со сталинской каторги, не сменив даже тюремного обмундирования на армейское? Такое было сделано в разгар боев. Но и тогда обмундирование меняли и из зэков выборочно формировали штрафные подразделения, роты, вне армии.

Об этих подразделениях сегодня немало написано, есть и фильмы даже. Но нигде не найдете вы сведений о целой армии зэков, сформированной еще до войны. И нет никаких упоминаний о такой армии в "Военном дневнике", где содержится масса сведений о куда менее масштабных соединениях Красной армии.

Нет там, кстати, и намека даже на существование резунского "Третьего стратегического эшелона". Начальник германского Генштаба, скрупулезно точно перечисляющий все армейские объединения, с которыми воевал вермахт, ни разу не назвал ни одной так называемой "чекистской" армии.

Кстати, Резун "укомплектовал" эти армии пограничниками, выведенными с западных рубежей СССР перед германским вторжением. Цитирую: "Все необходимое для формирования трех чекистских армий было подготовлено заранее, а личный состав от генералов до рядовых, целые пограничные заставы, комендатуры, отряды и штабы пограничных округов отошли в тыл ДО германского вторжения". Следовательно, к его моменту на границе их не было, не так ли?

Откроем стр. 84 "Ледокола", читаем: "Чекисты снимали колючую проволоку на границах... Командир погранзаставы отдал приказ снять колючую проволоку, а подчиненные его резво выполнили". Таких эпизодов у Резуна сколько угодно. Но ведь кроме резунских выдумок, все мы, и не раз, читали о том, что первыми в бой вступили пограничники и стояли насмерть.

Спрашивается, откуда взялись они на границе, если, по Резуну, выведены были в тыл для формирования так называемого Третьего стратегического эшелона? Тут уж Резун сам себя высек. Кстати, относительно снятия заграждений. Как понимаете, такая акция не могла же остаться незамеченной для германской разведки. А следовательно, нашла бы хоть какое-нибудь отражение в "Военном дневнике".

Откроем 2-й том "Дневника", где отслеживается ситуация на границе перед вторжением. За весь июнь 1941 года - одно только наблюдение, 6-го числа: "Русские проявляют на границе усиливающееся беспокойство". И ни слова насчет снятия заграждений. Так кому верить - Резуну или генерал-полковнику Гальдеру?

Говоря об измышлениях автора "Ледокола", нельзя обойти главу 12, где он заявляет: "К началу Второй мировой войны Советский Союз имел БОЛЕЕ ОДНОГО МИЛЛИОНА (выделено автором) отлично подготовленных парашютистов-десантников... примерно в 200 РАЗ БОЛЬШЕ, чем все страны мира, вместе взятые, включая и Германию". Резун весьма подробно живописует, как и где планировалось применить этот парашютный обвал при вторжении в Европу. По его данным, для их транспортировки намечалось использовать транспортный самолет Ли-2, устаревший бомбардировщик ТБ-З и планеры.

Если учесть, что Ли-2 перед войной в СССР было всего 180 штук, да и планеров не намного больше, то поражает легкость необыкновенная, с которой Резун спланировал переброску этого миллионного десанта.

В книге "Вторая мировая война" Лиделл Гарт (которого сам Резун называет великим военным историком) сообщает, что для десантирования тpex воздушно-десантных дивизий союзники в операции "Оверлорд" задействовали свыше 2300 транспортных самолетов и около 2600 планеров. В этих трех дивизиях насчитывалось 32 тысячи человек. А Резун ведет речь о миллионе! В то время как всех транспортных самолетов и планеров, которые были тогда в СССР, не хватило бы для выброски и одной-единственной дивизии ВДВ!

Нельзя также пройти мимо главы 17-й - "Горные дивизии в степях Украины", в которой Резун "сформировал" две горные армии - 12-ю и 18-ю. Необходимо отметать, что до Резуна мировая военная история не слыхивала даже о таком термине "горная армия". Высшим оперативным горно-стрелковым соединением всегда считался корпус. Но Резун решил: чтобы вторгнуться в Карпаты, нужны силы помощнее. И в 1940 году появились сразу две горные армии! Чего там мелочиться!

А чем, по Резуну, отличаются они от общевойсковых? Оказывается, национальностью личного состава. Цитирую: "Армия не украинская и не русская. Она кавказская. Фамилии офицеров кавказские встречаются десятками и сотнями... Командующий округом Г.К. Жуков совсем неспроста собирает в ней уроженцев Кавказа - армия тайно, но неуклонно превращается в горную".

Но на этом дело не кончается, цитирую: "18-я армия по первоначальному замыслу была точной копией 12-й горной... Сходство доходит до того, что в 18-й армии, как и в 12-й, штабом правит кавказский генерал. Это генерал-майор (впоследствии генерал армии) В.Я. Колпакчи".

Что тут скажешь ? Оказывается, для превращения целой армии в горную достаточно поставить начальником штаба кавказского генерала. Надуманность такого утверждения становится еще более очевидной, поскольку и тут Резун соврал. Владимир Яковлевич Колпакчи никакого отношения к Кавказу не имел: ни до войны, ни в ходе ее. Ни по национальности, ни по службе. Он не горец, а еврей, родившийся в Киеве в 1899 году (Российская еврейская энциклопедия т. 2, стр. 60). Кстати, в 1940 году был Колпакчи не начальником штаба армии, а начальником штаба военного округа. Так что Резун по одному лишь генералу Колпакчи трижды "соврамши"!

Но это, так сказать, крупные пласты лжи. А мелких ее осколков по книгам Резуна натыкано бессчетно. Приведу лишь один, для примера. Стр. 548, цитирую: "Танки не простые, а плавающие. Их у Сталина 4000. А во всем вермахте - ни одного... И выходит, что командир батальона капитан Свиридов имеет 16 плавающих танков, а ни один германский генерал и фельдмаршал не имеет ни одного".

Сказано безапелляционно - НИ ОДНОГО!

Откроем теперь 2-й том "Военного дневника" на стр. 26, цитирую: "1 июля 1940 года. Подготовлено танков - амфибий 120". На стр. 35: "Taнки-амфибии на 1.8.40: 190 танков легких и 128 средних". На стр. 104: "Программа производства. Танки-амфибии (плавающие) - 52". Речь идет о месячном производстве.

Как видим, врет Резун, были плавающие танки у германских генералов еще за год до вторжения вермахта в СССР. Мог бы подобного рода "перлы" цитировать без конца, но масштабы газетной статьи не позволяют привести и сотой доли измышлений, которыми насыщены страницы его двух книг о начале Великой Отечественной войны - "Ледокол" и "День М". И каждая страница написана, чтобы убедить читателя в правоте версии Резуна о превентивном характере германской агрессии. Версии, от которой камня на камне не оставляет "Военный дневник" начальника германского Генштаба.

Нью-Йорк