Хотел бы затронуть один аспект, который, по видимому, был недостаточно акцентуирован в предыдущем постинге, удаленном как оффтоп. Речь идет о том, что определенные тенденции в литературно-художественной и интеллектуальной среде с конца 1950-х по сей день прививали и продолжают прививать по меньшей мере терпимое, если не сказать восхищенно-подражательное отношение к архаичным, построенным на кровно-родственной связи, формам организации общественно-социальных отношений. Что отразилось на том, как реагировало российское общество на военные и иные действия центральных властей на Кавказе, особенно в 1990-е гг.
Речь здесь идет в частности об опоэтизировнии стиля жизни и взаимоотношения горских народов со стороны значительного числа т.н. народных поэтов, в том числе Владимира Высоцкого.
Возьмем, к примеру, его стихотворение «Летела жизнь»:
............................
Воспоминанья только потревожь я -
Всегда одно: "На помощь! Караул!.."
Вот бьют чеченов немцы из Поволжья,
А место битвы - город Барнаул.
Когда дошло почти до самосуда,
Я встал горой за горцев, чье-то горло теребя, -
Те и другие были не отсюда,
Но воевали, словно за себя.
........................
Понимаю, что здесь аллегорический образ, лирический герой и пр. Но тем не менее симпатии поэта явно на стороне горцев. А ведь Высоцкий довольно тонко чувствовал и в своих песнях разоблачал явную или скрытую ложь, фальш, неуместный пафос. И не мог не знать, не понимать, что в реальной жизни поволжские, да и вообще российские немцы повышенной драчливостью не отличаются, и ситуация обычно получалась полностью наоборот. Но вот что же заставило его здесь идти наперекор правде жизни, своему безошибочному чувству справедливости?