От Алексей Мелия Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.06.2003 18:42:13 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1917-1939; Версия для печати

Школьные учебники истории (репресии 30х, 1941-45 гг)

Алексей Мелия



Просмотрел три учебника истории для 11 классов


Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. (Объем 479 страниц)

Та как я не знаком с нынешнем преподаванием истории в школе, то мне достаточно трудно понять, что это за учебник: это и не отечественная история и не история зарубежных стран. В учебники даются материалы и по истории зарубежных стран и по истории России примерно в одинаковом соотношении.

Учебник снабжен неплохим иллюстративным материалом, есть полезные карты (мир в начале XX века, первая мировая война, гражданская война, вторая мировая война в Европе). Учебник неплохо оформлен, четко выделены заголовки и подзаголовки, много таблиц, дополнительные материалы и альтернативные версии набраны более мелким шрифтом.

Просмотр учебника по трем темам репрессии 30х годов, начало ВОВ и итоги ВОВ показывают, что учебник находится на достаточно высоком уровне. Приводятся достаточно обоснованные цифры расстрелянных и прибивавших в местах лишениях свободы, делается обзор основных причин формирования репрессивной политики в СССР, при этом не делается никаких окончательных выводов (неоднозначные матерьялы набираются мелким шрифтом).

Относительно начала война дается достаточно обстоятельный анализ соотношения сил сторон, при этом не забывают посчитать и союзников Германии вмести Японией. Общий вывод примерное равенство в техники (при этом указывается на недостаток в армии автотранспорта) и существенный проигрыш СССР по численности личного состава, который предполагалось преодолеть при проведении мобилизации. Даются концепция перехода Красной Армии в наступление в ответ на удар противника, говорится о роли крупных механизированных соединений.

По итогам войны даются по безвозвратные по потери по армии (погибшие+пленные+плюс пропавшие без вести) 12 млн. Безвозвратные потери Вермахта 13,4 млн (на всех фронтах) + потери европейских союзников Германии 1,5 млн (против СССР). Дается достаточно взвешенный анализ ролии СССР и союзников в разгроме противостоящей им коалиции (прилагается таблица распределения германских дивизий по фронтнам), дается оценка значения ленд-лиза.


В целом информация в учебники подается достаточно сжато, проста в усвоении, идеологически учебник достаточно взвешен и нейтрален и по моему написан с большим уважением к ученику. Процессы даются в развитии и в связи с другими процессами, не нашел не идеологических завываний, ни того, что Исаев называет протеканием вилами борта бронетранспортера.


Хотя учебник и нуждается в некоторой доработке с точке зрения фактолигии, общей подход по моему очень хорош.

Тираж всего 30 000. Цена достаточно велика – 117р




Островский В.П. Уткин А.И. История России. (Объем 479 страниц)


Учебник полностью посвящен истории России, то есть при том же объеме изложение отечественной истории XX века занимает в два раза больше места.

В учебника нет карт и иллюстраций, по подаче текстового материала значительно уступает предыдущему учебнику (текст разбит на разделы визуально значительно менее четко, нет таблиц).

Учебник имеет ярко выраженный идеологический окрас и стремится навязать ученику концепцию «тоталитаризма». Так ученику задаются следующие вопросы и задания: «Какое содержание вы вкладываете в понятие «тоталитарный режим»?», «Кто является основателем советского таталитаризма?», «Подтвердите примерами из истории СССР 30-х гг. формирование основных черт тоталитарного общества и государства».

Хотя объем учебника достаточно велик в нем достаточно трудно найти конкретную информацию, так как материал подается крайне расплывчато много лирики и субъективных свидетельств. Так в учебники не удалось найти информации ни по масштабам репрессий, зато есть данные по масштабам репрессий в армии – репрессировано более 40 тыс. офицеров, при этом «кадровый командный состав армии, вплоть до батальенного и ротного уровня был уничтожен»). Нет данных по соотношению сил в начале войны. Представление о начале войны создается с помощью подобных свидетельств: «Нападение врага застало нас непростительно врасплох. Командиры в отпусках. Оружие в глубокой консервации на складах. Техника разобрана. Баки самолетов на промывке… Враг был вооружен до зубов. Немцы с автоматами, а мы зачастую с учебными винтовками, и то одна на двоих…». Естественно ни о каких контрударах мехкорпусов в этом учебники речи не идет, хотя учебник Загладина дает такую информацию. Главная причина поражения в 1941 году как несложно догадаться «тоталитаризм», интересно что автор учебника советует ответить на вопрос ученика: «а чего немцы выиграли, у них как бы то же тоталитаризм».

Данные по потерям СССР и его противников в ходе войны в учебники так же отсутствуют.

По заиделогизированости учебник примерно соответствует советским учебникам, значительно превосходит их по объему материала, при этом уступая им по удобству подачи материала.

Тираж учебника 100 тыс. экз. при этом это дополнительный тираж. Цена 70 р.


Дмитриенко В.П. Есаков В.Д. Шестаков В.А. История Отечества XX век. (Объем 605 стр.)

По оформлению учебник находится на уровне учебника Островского и Уткина. Нет ни карт, ни иллюстраций, ни таблиц.

В учебники даются обоснованные цифры масштаба репрессий, даются данные по соотношению сил в начале войны, данные о потерях сторон отсутствуют.

Учебник идеологически нейтрален, содержит много информации, причем поданной в форме неудобной для освоения, хотя сама эта информация полезная и интересная, например донесения органов госбезопасности о ходе мобилации военнообязанных в Москве 24 июня 1941 года.

Тираж 50 000. Цена 76 р.

В общем учебник Загладина меня очень порадовал, после некоторой доработке он мог бы стать еще лучше. Учебник Дмитриенко слишком сложен для усвоения вследствие излишнего объема материала и неудобной формы его подачи, при этом из него можно сделать неплохой сборник дополнительного материала к учебнику Загладина. Учебник Островского-Уткина просто никуда не годится.

По моему мнению вместо того, что бы иметь множество учебников по истории, лучше иметь один учебник хорошо проработанный с помощью академических институтов и соотвествющих кафедр учебных заведений, как по фактологии, так и по методам подачи материала.


http://www.military-economic.ru