От Алексей Мелия
К All
Дата 08.06.2003 18:42:13
Рубрики WWII; 1917-1939;

Школьные учебники истории (репресии 30х, 1941-45 гг)

Алексей Мелия



Просмотрел три учебника истории для 11 классов


Загладин Н.В. История России и мира в XX веке. (Объем 479 страниц)

Та как я не знаком с нынешнем преподаванием истории в школе, то мне достаточно трудно понять, что это за учебник: это и не отечественная история и не история зарубежных стран. В учебники даются материалы и по истории зарубежных стран и по истории России примерно в одинаковом соотношении.

Учебник снабжен неплохим иллюстративным материалом, есть полезные карты (мир в начале XX века, первая мировая война, гражданская война, вторая мировая война в Европе). Учебник неплохо оформлен, четко выделены заголовки и подзаголовки, много таблиц, дополнительные материалы и альтернативные версии набраны более мелким шрифтом.

Просмотр учебника по трем темам репрессии 30х годов, начало ВОВ и итоги ВОВ показывают, что учебник находится на достаточно высоком уровне. Приводятся достаточно обоснованные цифры расстрелянных и прибивавших в местах лишениях свободы, делается обзор основных причин формирования репрессивной политики в СССР, при этом не делается никаких окончательных выводов (неоднозначные матерьялы набираются мелким шрифтом).

Относительно начала война дается достаточно обстоятельный анализ соотношения сил сторон, при этом не забывают посчитать и союзников Германии вмести Японией. Общий вывод примерное равенство в техники (при этом указывается на недостаток в армии автотранспорта) и существенный проигрыш СССР по численности личного состава, который предполагалось преодолеть при проведении мобилизации. Даются концепция перехода Красной Армии в наступление в ответ на удар противника, говорится о роли крупных механизированных соединений.

По итогам войны даются по безвозвратные по потери по армии (погибшие+пленные+плюс пропавшие без вести) 12 млн. Безвозвратные потери Вермахта 13,4 млн (на всех фронтах) + потери европейских союзников Германии 1,5 млн (против СССР). Дается достаточно взвешенный анализ ролии СССР и союзников в разгроме противостоящей им коалиции (прилагается таблица распределения германских дивизий по фронтнам), дается оценка значения ленд-лиза.


В целом информация в учебники подается достаточно сжато, проста в усвоении, идеологически учебник достаточно взвешен и нейтрален и по моему написан с большим уважением к ученику. Процессы даются в развитии и в связи с другими процессами, не нашел не идеологических завываний, ни того, что Исаев называет протеканием вилами борта бронетранспортера.


Хотя учебник и нуждается в некоторой доработке с точке зрения фактолигии, общей подход по моему очень хорош.

Тираж всего 30 000. Цена достаточно велика – 117р




Островский В.П. Уткин А.И. История России. (Объем 479 страниц)


Учебник полностью посвящен истории России, то есть при том же объеме изложение отечественной истории XX века занимает в два раза больше места.

В учебника нет карт и иллюстраций, по подаче текстового материала значительно уступает предыдущему учебнику (текст разбит на разделы визуально значительно менее четко, нет таблиц).

Учебник имеет ярко выраженный идеологический окрас и стремится навязать ученику концепцию «тоталитаризма». Так ученику задаются следующие вопросы и задания: «Какое содержание вы вкладываете в понятие «тоталитарный режим»?», «Кто является основателем советского таталитаризма?», «Подтвердите примерами из истории СССР 30-х гг. формирование основных черт тоталитарного общества и государства».

Хотя объем учебника достаточно велик в нем достаточно трудно найти конкретную информацию, так как материал подается крайне расплывчато много лирики и субъективных свидетельств. Так в учебники не удалось найти информации ни по масштабам репрессий, зато есть данные по масштабам репрессий в армии – репрессировано более 40 тыс. офицеров, при этом «кадровый командный состав армии, вплоть до батальенного и ротного уровня был уничтожен»). Нет данных по соотношению сил в начале войны. Представление о начале войны создается с помощью подобных свидетельств: «Нападение врага застало нас непростительно врасплох. Командиры в отпусках. Оружие в глубокой консервации на складах. Техника разобрана. Баки самолетов на промывке… Враг был вооружен до зубов. Немцы с автоматами, а мы зачастую с учебными винтовками, и то одна на двоих…». Естественно ни о каких контрударах мехкорпусов в этом учебники речи не идет, хотя учебник Загладина дает такую информацию. Главная причина поражения в 1941 году как несложно догадаться «тоталитаризм», интересно что автор учебника советует ответить на вопрос ученика: «а чего немцы выиграли, у них как бы то же тоталитаризм».

Данные по потерям СССР и его противников в ходе войны в учебники так же отсутствуют.

По заиделогизированости учебник примерно соответствует советским учебникам, значительно превосходит их по объему материала, при этом уступая им по удобству подачи материала.

Тираж учебника 100 тыс. экз. при этом это дополнительный тираж. Цена 70 р.


Дмитриенко В.П. Есаков В.Д. Шестаков В.А. История Отечества XX век. (Объем 605 стр.)

По оформлению учебник находится на уровне учебника Островского и Уткина. Нет ни карт, ни иллюстраций, ни таблиц.

В учебники даются обоснованные цифры масштаба репрессий, даются данные по соотношению сил в начале войны, данные о потерях сторон отсутствуют.

Учебник идеологически нейтрален, содержит много информации, причем поданной в форме неудобной для освоения, хотя сама эта информация полезная и интересная, например донесения органов госбезопасности о ходе мобилации военнообязанных в Москве 24 июня 1941 года.

Тираж 50 000. Цена 76 р.

В общем учебник Загладина меня очень порадовал, после некоторой доработке он мог бы стать еще лучше. Учебник Дмитриенко слишком сложен для усвоения вследствие излишнего объема материала и неудобной формы его подачи, при этом из него можно сделать неплохой сборник дополнительного материала к учебнику Загладина. Учебник Островского-Уткина просто никуда не годится.

По моему мнению вместо того, что бы иметь множество учебников по истории, лучше иметь один учебник хорошо проработанный с помощью академических институтов и соотвествющих кафедр учебных заведений, как по фактологии, так и по методам подачи материала.


http://www.military-economic.ru

От FVL1~01
К Алексей Мелия (08.06.2003 18:42:13)
Дата 08.06.2003 19:08:45

Учеьник Загладина так же лучший и по отзыву

И снова здравствуйте
Тех учитилей с которым мне приходилось работать в рамках "летней школы", но увы он редок. Единственное что просят для будущего переиздаия - побольше хорошего иллюстративного материала к нему
Он не идеален , но остальные хуже.

А А.Уткина в последнее время я перетал понимать :-( Печально в 80е это был ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ специалист по международным отношениям первой половины 20века

С уважением ФВЛ

От FVL1~01
К FVL1~01 (08.06.2003 19:08:45)
Дата 08.06.2003 19:11:27

Это даже не к воросу репрессий, его просто ПРИЯТНО читать

И снова здравствуйте
он написан как учебник, хотя вынужденно несколько сумбурен, ну нельзя рассматривать политику СССР в отрыве от остального мира, получается у него не история СССР, а история МИРА вокруг и внутри СССР...

То есть стиль местами вообще напоминает бессмертный и ЛУЧШИЙ из совестких исторических учебников "История Древнего мира, для 5го класса", это не шутка а высокая ИМХОВАЯ оценка :-)

С уважением ФВЛ

От Тов.Рю
К FVL1~01 (08.06.2003 19:11:27)
Дата 08.06.2003 23:49:39

Помнится...

>И снова здравствуйте

Здра!

>То есть стиль местами вообще напоминает бессмертный и ЛУЧШИЙ из совестких исторических учебников "История Древнего мира, для 5го класса", это не шутка а высокая ИМХОВАЯ оценка :-)

... кажется его сильно критиковал Кара-мурза (или ссылался на того, кто это делал). И именно за... европоцентризм. Ведь он процентов на 80-90 состоит, собственно, из истории Древних Греции и Рима, в то время, как Индии и Китаю посвящено буквально по одному параграфу (да и Египту с Месопотамией ненамногим больше).

Уж и не знаю - плюс этот или минус, но это действительно так.

>С уважением ФВЛ
Примите и проч.

От FVL1~01
К Тов.Рю (08.06.2003 23:49:39)
Дата 09.06.2003 15:09:46

Было дело, но другие учебники были еще ХУЖЕ

И снова здравствуйте
грешным делом , я сам про культуру Мохенджо-даро все же узнал впервые по этому учебнику, так что европоцентризм, европоцентризмом, а толк был :-)

С уважением ФВЛ

От Lilia
К Тов.Рю (08.06.2003 23:49:39)
Дата 09.06.2003 03:05:23

Re: Помнится...


>... кажется его сильно критиковал Кара-мурза (или ссылался на того, кто это делал). И именно за... европоцентризм.

Не Кара-Мурза, а один из участников форума, что, имхо, не совсем одно и то же.

От Lilia
К Lilia (09.06.2003 03:05:23)
Дата 09.06.2003 03:42:26

Извиняюсь, но и учебник еще и не тот, а современный критиковался... (-)


От Тов.Рю
К Lilia (09.06.2003 03:42:26)
Дата 09.06.2003 11:50:35

Нет, прав все-таки я

Читаем в статье "Евроцентризм" (но, поскольку суждения у КМ кочуют целыми абзацами из работы в работу, то это может оказаться и в другом месте):

"...В СССР мы тоже учились по сугубо евpоцентpистским учебникам истоpии, детально знали все пеpипетии афинской демокpатии и споpов в pимском сенате, Восток же был для нас застывшей неподвижной маской. Точно так же, из маpксизма нам давали окpашенные в евpоцентpистские цвета выжимки. Сейчас мы должны будем, как больной, обучающийся говоpить после паpалича, восстанавливать свои контакты с маpксизмом — мы не можем обойтись без его pазpаботок, как и без евpопейской науки и философии вообще".

Примите и проч.

От Олег...
К FVL1~01 (08.06.2003 19:11:27)
Дата 08.06.2003 21:35:06

Точно-точно!!!

Приветствую...

>То есть стиль местами вообще напоминает бессмертный и ЛУЧШИЙ из совестких исторических учебников "История Древнего мира, для 5го класса", это не шутка а высокая ИМХОВАЯ оценка :-)

Интересно, его сейчас где-то можно достать???

fortress.vif2.ru

От Rainbow
К Олег... (08.06.2003 21:35:06)
Дата 08.06.2003 21:45:20

Re: Точно-точно!!!


>Интересно, его сейчас где-то можно достать???

У меня. Только тебе, лысый, я его не дам!;)

От Добрыня
К FVL1~01 (08.06.2003 19:11:27)
Дата 08.06.2003 20:22:03

Кстати, да - про "Историю древнего мира". Великолепный был учебник. (-)


От Андю
К Добрыня (08.06.2003 20:22:03)
Дата 08.06.2003 21:12:24

Угу. Приятно, что я не одинок в своих воспоминаниях. (+)

Приветствую !

Помню, что прочитал этот учебник до корки ещё перед занятиями. На каникулах. Пожалуй, это единственный случай во всей моей жизни. :-)))

Всего хорошего, Андрей.

ЗЫ. Кажется, и учебник по "Истории СССР" для 4-го класса был приличный (для соотв. возраста). Там на развороте шла картинка, а под ней текст. Картинки, помню, были очень приличные, что важно таки для подобного возраста.

От tsa
К Андю (08.06.2003 21:12:24)
Дата 09.06.2003 17:31:53

Да !!!

Здравствуйте !

Я учился уже не по нему, но он остался от родителей.
Читался с большим удовольствием.
Кроме того таких классных картинок в новом небыло.

От Добрыня
К Андю (08.06.2003 21:12:24)
Дата 08.06.2003 21:25:20

Совершенно точно!

Приветствую !

>Помню, что прочитал этот учебник до корки ещё перед занятиями. На каникулах. Пожалуй, это единственный случай во всей моей жизни. :-)))

Во-во. Он именно с увлечением читался и был активно читаем вне уроков. Результат - просто поголовное увлечение историей древнего мира в тот период. Таких олимпиад я ни по одному предмету не видел - блин, просто праздник какой-то (с) Карабас-Барабас. Все были в одёжах грецких или римских, с амфорами, копьями, стихами и папирусами %-)


От MP
К Андю (08.06.2003 21:12:24)
Дата 08.06.2003 21:24:08

Ре: Угу. Приятно,...

Приветствую

>ЗЫ. Кажется, и учебник по "Истории СССР" для 4-го класса был приличный (для соотв. возраста). Там на развороте шла картинка, а под ней текст. Картинки, помню, были <б>очень приличные, что важно таки для подобного возраста.

Да, учебник был хороший. Я его еще в первом классе
прочел ( брат на 3 года старше). И для 6-го
класса, по истории средних веков-- тоже был неплох.
А вот дальше-- как отрезало. Картинки марксистских
сходок, важность для истории России газеты "Искра",
молодой Ильич,-- все это как-то не прививало любовь
к истории. Как нарочно сделали, блин...

С уважением. Михаил

От Добрыня
К MP (08.06.2003 21:24:08)
Дата 08.06.2003 21:28:19

Да уже историю средних веков

Приветствую!
... превратили в сплошную историю крестьянских восстаний. Что было полное кю :-(

От MP
К Добрыня (08.06.2003 21:28:19)
Дата 08.06.2003 21:51:20

Ну почему же?

Приветствую
>Приветствую!
>... превратили в сплошную историю крестьянских восстаний. Что было полное кю :-(

... Уот Тайлер, жакерия-- это же было. Или
нам все врали ? ;))) Зато про крестовые походы, про
револютсию в Нидерландах, про Карла Великого... Нет, не
так уж все плохо было.

А главное-- были отличнейшие карты. В отличие от контурных
карт по географии, они как-то, знаете, будили воображение.
Пустых мест не было, везде какие-то стрелочки накарябаны ;)
это, по-моему, даже лучше картинок.

С уважением. Михаил

От Андю
К MP (08.06.2003 21:51:20)
Дата 08.06.2003 22:05:00

Да даже Тайлер с Жакерией были описаны неказённо, ИМХО. (+)

Приветствую !

Это от более поздних "Новой" и "Новейшей" Историй уж совсем заупокой сплошной "борьбы классов" повеял. :-((

+ Если в 5-6 классах ещё и Купера с Дюма, например, читать (и не только их :-)), то совсем для Истории хорошо. На "ура" идёт ! :-))

Всего хорошего, Андрей.

От Роман (rvb)
К Андю (08.06.2003 22:05:00)
Дата 08.06.2003 22:06:38

Re: Да даже...

>+ Если в 5-6 классах ещё и Купера с Дюма, например, читать (и не только их :-)), то совсем для Истории хорошо. На "ура" идёт ! :-))

Угу, в пятом ненавязчиво подсунуть "На краю Ойкумены", потом "Квентина Дорварда" или еще что - и процесс пошел :)))). И главное - он самоподдерживающийся :).

S.Y. Roman

От Андю
К Роман (rvb) (08.06.2003 22:06:38)
Дата 08.06.2003 22:11:54

По "писателям для детей и юношества" вроде Вальтера Скотта, кстати, (+)

Приветствую !

были прекрасные передачи по третьей, учебной программе ТВ. Просто замечательные, с песенками и большой выдумкой. После них, не хочешь, а прочитаешь "Айвенго", например. :-))

Но это, похоже, уже переход в офф-топик с моей стороны. :-))

Всего хорошего, Андрей.

От FVL1~01
К MP (08.06.2003 21:51:20)
Дата 08.06.2003 21:56:22

Да средние века то же не плохо, но тот был ЛУЧШЕ :-) (-)


От Андю
К MP (08.06.2003 21:24:08)
Дата 08.06.2003 21:26:14

Полностью согласен. :-((( (-)


От MP
К Добрыня (08.06.2003 20:22:03)
Дата 08.06.2003 20:32:00

По контрасту-- какой был ПОГАНЕЙШИЙ учебник по истории СССР для 7-го класса... (-)