От anat Ответить на сообщение
К anat
Дата 05.08.2005 20:55:55 Найти в дереве
Рубрики Современность; Армия; Версия для печати

Китайские головоломки

http://drilling.ngv.ru/magazin/view.hsql?id=2588&mid=101

В политике энергетической безопасности и ресурсообеспечения Китая заложены два важных направления - получение доступа к запасам в различных регионах мира и диверсификация импорта не только по источникам, но и по маршрутам, что связано с нарастающей уязвимостью поставок нефти через Малаккский пролив. В том и другом отношении Россия представляет большой интерес для Китая.
Однако ни проникновения китайских компаний на российский рынок нефтегазовых ресурсов, ни развития варианта восточного нефтепровода в китайском направлении пока не произошло. Острую заинтересованность Китая в нефтепроводе из России можно использовать в затянувшемся ценовом диалоге по экспортному газопроводному проекту, подвигнув Китай на некоторые уступки.

Энергетическая политика Китая сформулирована лаконично и четко: поиск любых источников энергии в стране и за рубежом.

Китай пустили по миру
Поиск доступа Китая к мировым углеводородным ресурсам фактически начался с 1990-х годов. Тогда им занималась только одна из четырех китайских компаний - CNPC. Сейчас она участвует в 30 зарубежных проектах в разных регионах мира.
В новом столетии процесс вышел на принципиально иной уровень. С 2001 года к CNPC присоединились CNOOC, Sinopec и Sinochem, и с этого времени китайские нефтяные компании стали стремительно распространяться по миру.
Из года в год их зарубежная активность прогрессивно нарастает: в течение 2004 и начале 2005 года китайский зарубежный арсенал вырос, по крайней мере, на 10 новых проектов (включая расширение участия в действующих), и их общее количество приблизилось к пятидесяти.
В 2004 году суммарная добыча по зарубежным проектам почти удвоилась по сравнению с предыдущим годом, составив 30 млн тонн, в том числе 16 млн тонн долевой нефти. В 2005 году объем долевой нефти по проектам вырастет до
20 млн тонн, а к 2020 году должен достичь 70 млн тонн в год. К этому сроку только CNPC предполагает инвестировать в зарубежные активы $18 млрд.
В качестве главного направления продвижения выбраны три региона: Ближний Восток / Северная Африка, Южная Америка и Россия / Центральная Азия.
Но ими сфера проникновения не ограничивается: сейчас китайские компании можно встретить почти во всех нефтегазодобывающих регионах мира, за исключением, пожалуй, Северного моря. От Канады и США до Индонезии и Австралии они занимаются не только добычей нефти и газа, но и нефтепереработкой, нефтехимией, строительством НПЗ и трубопроводов, освоением битуминозных песчаников в Канаде и производством оримульсии в Венесуэле.
Поскольку зарубежная нефть китайских компаний распылена по всему миру, не совсем понятно, каким образом предполагается ее доставка к родным берегам. По-видимому, в основном по схеме продажи полученного сырья на местном рынке в обмен на импорт. Так поступает CNPC в Индонезии, которая заключила там соглашение на продажу газа по своему контракту СРП сбытовым организациями.
Но основная цель региональной диверсификации, скорее всего, связана с повышением капитализации компаний, утилизацией китайских технологий и рабочей силы, а также с геополитическими соображениями.
Последнее подтверждается, в частности, тем, что китайские компании при приобретении зарубежных активов обычно готовы идти на большие, по сравнению с общемировыми, затраты. Этот "демпинг наоборот" не может нравиться нефтяному сообществу, поскольку давит вверх на ценовую планку на тендерах. Китайская экспансия вызывает негативный резонанс еще и потому, что государства, остро нуждающиеся в притоке иностранных инвестиций, но в которые интернациональные корпорации не идут из-за низкой рентабельности капиталовложений, охотно принимают в качестве инвесторов государственные компании третьих стран. В результате влияние таких стран, как Индия и Китай, увеличивается. В частности, в США последнее время стали опасаться усиления позиции Китая в ближневосточных странах, особенно в Саудовской Аравии и Иране.
Аллергия западных компаний на китайские в нескольких случаях явилась причиной срыва планов Китая по вхождению в перспективные проекты. Например, акционеры иностранного консорциума, который занимается освоением морского месторождения Кашаган в Казахстане, заблокировали сделку Sinopec и CNOOC по приобретению доли британской BG в проекте.

Россия / Центральная Азия
К России и бывшим советским республикам, как к близким соседям, у Китая особый интерес. Наибольшего присутствия китайские компании достигли в Казахстане. CNPC там работает с 1997 года, и за это время инвестировала в страну около $10 млрд. Компания имеет 74,88%-ную долю в ОАО "CNPC-Актобемунайгаз" и 50% в СП по разработке месторождения Северные Бузачи. Кроме того, китайская компания строит нефтепровод Казахстан-Китай и ищет возможности участия в других казахстанских проектах.
В Азербайджане по контрактам СРП работают CNPC и Sinopec, в Туркменистане - только CNPC. В России китайские компании пока успеха не имели, но из поля зрения такую возможность не упускают. Расхожая версия о том, что аванс в $6 млрд "Роснефти" за будущие поставки нефти Китай скорее всего выдан под дополнительное условие о получении части активов "Роснефти"-"Юганскнефтегаза" в собственность, выглядит очень правдоподобно, особенно в свете последних новостей о том, что "Роснефть" в "Газпром" не войдет и будет приватизирована.

Индонезийские пираты и российские трубопроводы
Помимо добычных проектов Китай заинтересован в прокладке из России импортных трубопроводов. При этом развитие событий вокруг двух российских трубопроводных проектов в сочетании с тем, как складывается обстановка с импортом нефти в Китай вообще, наводит на мысль, что в нефтепроводе Китай заинтересован значительно больше, чем в газопроводе.
К такому выводу можно прийти хотя бы потому, что, несмотря на политику расширения использования, газу есть реальная альтернатива (уголь) и его доля в энергетическом балансе страны даже в отдаленной перспективе не прогнозируется выше 10%.
Для нефти же, особенно в сфере автотранспортного топлива, никакой альтернативы нет, а ее использование, и, соответственно, импорт, стремительно растут (см. "Нефтяной рынок Китая", НГВ #05/ 2005). Только в прошлом году продажи автомобилей в Китае выросли на 70%, а импорт соответственно увеличился на 30%.
Большая заинтересованность Китая в новых нефтепроводах объясняется еще и тем, что в настоящее время Китай импортирует около половины потребляемой в стране нефти и эти поставки находятся под постоянной угрозой. Связано это с тем, что 80% импортной нефти поступает в Китай через Малаккский пролив.
Узкая щель между Малайзией и Суматрой ежегодно пропускает через себя порядка 50 тыс. судов разного типа и свыше 500 млн тонн нефти. 60% всех проходящих судов - китайские. По мере роста поставок нефти с Ближнего Востока и из Африки Малаккский пролив становится для Китая все более уязвимым местом и создает угрозу энергетической безопасности. Тому есть три причины.
Во-первых, Малаккский пролив - зона действия пиратов, главным образом индонезийского происхождения, которые в современном обличье все чаще строят свой бизнес на нефти. На Малаккский пролив приходится более половины случаев захвата судов во всем мире, экономические потери от которых в отдельные годы достигают $10 млрд.
Во-вторых, в последние годы к пиратским набегам присоединилась угроза нападения террористов. Причем, замечено, что террористические группировки все чаще объединяются с пиратскими бандами или напрямую используют их услуги для своих целей.
В-третьих, даже без пиратов и террористов, в проливе, ширина которого местами не превышает 1,5 миль, небольшой глубины и всегда присутствует угроза столкновения судов, что может надолго блокировать поставки нефти в Китай (и, кстати, в Японию и Сингапур).
Поэтому найти обходные пути для импортной нефти для Китая жизненно важно. Наряду со строительством нефтепровода из Казахстана сейчас рассматривается еще несколько проектов. Самым реальным из них считают трубопровод от порта Sittwe в государстве Мьянма, которое имеет довольно продолжительную границу с Китаем. Этот путь по сравнению с Малаккским проливом сокращает маршрут для ближневосточной нефти на 1200 км и, безусловно, безопаснее. Стоимость строительства нефтепровода оценивается в $2 млрд, что в расчете на удельный километр дороже, чем труба из Казахстана, но в техническом отношении его строительство окажется проще.
Другой вариант включает строительство нефтепровода через Пакистан или через Бангладеш. Существуют соображения за и против обоих маршрутов, но тот и другой в экономическом и техническом отношении значительно уступают варианту с Мьянмой и потому рассматриваются в качестве второочередных проектов.
Третий вариант связан с приемом нефти в порту Таиланда и дальнейшей транспортировкой в Китай. Но его недостаток в том, что две страны не имеют общей границы.
Есть еще один почти фантастический проект - сооружение канала через перешеек Кра Истмус, который заменит собой Малаккский пролив. Но идея этого маршрута, на воплощение которой потребуется 10-15 лет и $28 млрд, вряд ли может быть альтернативой остальным вариантам, а факт ее возникновения лишь подчеркивает остроту проблемы.

Трубопроводный размен?
Принимая во внимание все сказанное, становится понятно, насколько Китай должен быть заинтересован в нефтепроводе из России.
Поэтому, интересно, как долго муссируется вопрос о прокладке такового российскими ведомствами? Известно, что Виктор Христенко 26 апреля подписал приказ о строительстве первого участка восточного нефтепровода от Тайшета в Иркутской области до Сковородино. Этот пункт находится на середине всего маршрута, конечной целью которого является тихоокеанское побережье в районе Находки (бухта Перевозная). Прокладка первого участка стоимостью $6 млрд должна начаться после подготовки и утверждения ТЭО, которое обещают завершить к июлю, и закончиться в 2008 году. К этому времени в бухте Перевозная должен быть построен терминал, к которому нефть от Сковородино на первом этапе будет поставляться по железной дороге.
Несмотря на то что Сковородино находится всего в 70 км от китайской границы, в подписанном министром промышленности и энергетики приказе о строительстве ответвления в Китай ничего не сказано. Похоже, что для России, которая от терминала в Перевозной получит выход на рынки Японии, стран АТР и США, китайское направление восточного нефтепровода приоритетным не является.
С газопроводом же в Китай ситуация обратная. Для России экспорт газа с месторождений Восточной Сибири и/или Якутии имеет принципиальное значение, так как от его реализации зависит газификация сибирских регионов. Но Китай, недавно закончивший строительство газопровода ЗападaВосток и имеющей несколько проектов импорта СПГ, не настолько в нем нуждается, чтобы идти на уступки в вопросе цены реализации российского газа на своей территории. В результате уже десятилетие проект практически не продвигается.
Сопоставляя эти два факта, можно предположить, что российское руководство затеяло некую игру на трубах. А если нет, то "Нефтегазовая Вертикаль" ему это советует.
Поскольку Россия меньше заинтересована в строительстве нефтепровода в Китай, чем Китай в его получении, то сильную позицию в этом вопросе можно использовать, увязав решение по нефтепроводу в один пакет с газопроводом, и как бы обменять его на ценовые уступки Китая по газопроводному проекту.
Если этот маневр окажется успешным, то развитие двух трубопроводных проектов может начаться одновременно, а в отношении их строительства можно будет вернуться к первоначальному варианту прокладки двух труб в одном коридоре.
ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА