От Илтис Ответить на сообщение
К Алекс Антонов Ответить по почте
Дата 17.11.2003 04:08:02 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Хм.

>>В бою менее чем за сутки "Орел" сжег 450 т угля
>
> На 9 узлах? А как это получилось?

Это просто не совсем удачный пример. Расход угля в бою, разумеется, выше, чем при экономическом ходе (относится, например, на боевое маневрирование и повреждения труб)... Другое дело, что Вы напрочь списываете возможность боевого столкновения в Тихом океане. С каких пирогов, интересно? Только потому, что на самом деле бой произошел в Корейском проливе? Так это не аргумент против ЗПР. Дислокацию японского флота он не знал и не мог знать. Зато отлично знал, что крейсер "Олег", в частности, вышел с Балтики с надтреснутым цилиндром низкого давления у правой машины, знал, что эскадренный ход на переходе в 9 узлов "установился сам собой", ибо при попытках увеличить скорость происходили частые поломки машин, и имело место "опасение серьезных повреждений, исправление которых не могло бы быть исполнено без портовых средств". (Из заключения следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя.)
А еще он знал о судьбе "Петропав-ловска", "Ясимы" и "Хатсусе", и имел возможность сравнить эти случаи с результатами боя в Желтом море 28 июля.
Мог ли он проигнорировать минную опасность в Сангарском и Лаперузовом проливах, если только в апреле 1905 года джаппы в районе о-ва Аскольд (!) выставили около 750 мин? Про навигационно-гидрографические сложности прохода несплаванной эскадры этими проливами говорить, думаю, не стоит - они очевидны. А то, что там практически отсутствовали бы японские миноносцы - ерунда. Как показал сам цусимский бой, миноносцы использовались японцами не как один из основных способов ведения боевых действий, а для добивания (у джаппов уже был шикарный жизненный опыт на этот счет после ночных атак на тот же "Севастополь"; и почему-то мне сдается, что эффективность торпедных атак на готовые эти атаки отразить корабли ЗПР не преувеличивал).

Ну, про сложности с бункеровкой в открытом океане Вам уже говорили. Добавлю только, что 14 мая, например, даже в относительно спокойном Корейском проливе волнение достигало 5 баллов и, по японским данным, "...стояла крупная волна". Если честно, как-то слабо представляю себе шлюпочную погрузку угля при таких условиях. И не уверен, что в океане не может быть волнения 5 баллов. А также шести, семи и восьми.

> Вы считаете стратегию Рожественского наиболее оптимальной в сложившейся ситуации?

Не оптимальной, а взвешенной и разумной при тех условиях, в которые был поставлен адмирал.