От Александр Жмодиков Ответить на сообщение
К Никита Ответить по почте
Дата 03.04.2003 18:44:52 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Армия; Загадки; Версия для печати

Это серьезное заблуждение

>У Наполеона гвардейский корпус не учавствовал в сражении.

Это выяснилось только в ходе сражения, т.е. чтобы это выяснить, надо было его дать.

>Никакого морального надлома французской армии после Бородина не было.

Смотря что под этим понимать - уж больно расплывчатый термин.

На самом деле, в русской армии вероятгно полагали, что был шанс остановить Наполеона, не дать ему дойти до Москвы.

Даже если сам Кутузов и не очень рассчитывал на это, то дать сражение имело смысл хотя бы затем, чтобы ослабить армию Наполеона - если бы Наполеон дошел до Москвы с нерасстроенной армией, и особенно кавалерией, вряд ли он потерял бы из виду русскую армию и вряд ли стал сидеть в Москве так пассивно, как он сидел. Риск потерпеть поражение был невелик - Кутузов знал, что армия Наполеона уже серьезно ослаблена.

Также нужно было использовать подъем духа в армии после прибытия Кутузова. Отдача Москвы без боя могла окончательно подорвать дух армии. Дух армии - это военный фактор.

Многие генералы русской армии считали, что первый день битвы прошел достаточно удачно, и ожидали продолжения битвы на следующий день, собственно, даже приказ был отдан. Приказ Кутузова отступать был неожиданностью для них. Одной из причинами приказа отступать называют как раз получение информации от пленного офицера, что гвардия Наполеона не приняла участия в сражении, т.е. осталась в полном порядке. На самом деле причин было несколько, и трудно сказать, какая более важная.