От Юрий Житорчук Ответить на сообщение
К объект 925
Дата 31.08.2010 18:19:15 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Версия для печати

А вот здесь, я с Вами не соглашусь.

>Германия начала бы войны против Польше вне зависимости был бы договор или нет. Т.е. между договором и войной Германии с Польшей нет никакой зависимости.

Совсем не обязательно. Скорее всего, без пакта М-Р состоялся бы еще один Мюнхен и Польша стала бы немецким сателлитом. Рассмотрим различные варианты, возможные до 23 августа 1939 года

1. Если бы был заключен четырехсторонний военно-политический договор между СССР, Англией, Францией и Польшей с вводом советских войск на территорию Польши. Никуда бы Гитлер и рыпнуться не посмел. А вести переговоры по типу Мюнхенских было бы невозможно из-за присутствия КА на территории Польши. В этих условиях надавить на Варшаву, заставив ее сдать Данциг и Коридор, было просто не возможно. И на этом политическая песенка Гитлера, скорее всего, была бы спета.

Хотя в этом варианте остается очень непростой вопрос, что за свою помощь Польше потребовал бы Сталин? Однако здесь можно только гадать.

2. Если бы был заключен советско-англо-французский трехсторонний договор, в варианте предложенным Западом. В этих условиях, скорее всего, Гитлер предпочел бы войне очередные сепаратные переговоры с Западом по Мюнхенской схеме, легализовав при этом уже ведущиеся секретные англо-германские переговоры. В результате он без войны получил бы Данциг и Коридор. После чего де-факто подчинил бы себе Польшу. Кабальный договор Румынии он уже навязал в марте 1939 года. Подчинить себе Прибалтику для него не представляло бы особого труда. После чего немцы выходили бы к «старым» границам СССР и война с СССР была бы для них решенным делом. Вероятно, в таком раскладе Германию поддержала бы и Япония.

Именно этот вариант и был самым неблагоприятным для СССР. Мы вступили бы в войну на два фронта не имея союзников при благожелательном нейтралитете по отношению к Германии со стороны Запада.

ИМХО: Чтобы избежать этого самого неблагоприятного варианта Сталин и был вынужден заключить пакт М-Р.

3. Сталин отказывается от предложения Гитлера заключить пакт М-Р, но и не принимает предложения, поступившие от Запада, продолжая уже начатые в Москве переговоры. Здесь надо вспомнить, что в то время велись секретные переговоры англо-германские переговоры и Лондон уже согласовал с Берлином визит в Англию Геринга, назначенного на 24 августа. В результате получаем договор по типу Мюнхенского. После чего события развиваются аналогично, как и рассмотренном выше 2-м варианте. Т.е. приводит к самому неблагоприятному для СССР развитию событий.

4. Сталин заключает пакт М-Р. Понимал ли Сталин, что это с большой вероятностью приведет к нападению немцев на Польшу и образованию общей границы с немцами? Думаю, что прекрасно понимал.

При этом Сталин вовсе не собирался становиться даже временным союзником Гитлера и именно поэтому не обсуждал во время переговоров с Риббентропом 23 августа возможность ведения совместных с Германией военных действий против Польши. Это прекрасно видно, в том числе, и из текста телеграммы, которую 3 сентября Риббентроп отправляет в Москву Шуленбургу:

«Мы совершенно уверены в окончательном разгроме польской армии в течение ближайших недель. После этого мы оккупируем территорию, которая в Москве была определена как сфера интересов Германии. Вполне естественно по чисто военным причинам, что мы продолжим боевые действия против польских частей, которые к тому времени окажутся на территории, являющейся сферой интересов России.
Пожалуйста, обсудите немедленно с Молотовым, не предпочтительнее ли для русских выступить в нужный момент против Польши в сфере интересов русских и оккупировать эту территорию. Мы считаем, что это не только облегчит наше положение, но будет также в духе соглашения, подписанного в Москве, и в советских интересах».


Поэтому Сталин согласился на Пакт, при котором он получал свою сферу влияния и тем самым создавал на наших западных границах громадное предполье. При этом он собирался оттяпать Западную Белоруссию и Западную Украину после того как немцы разгромят Польшу и она де-факто престанет существовать как государство. И в этом был его изначальный смысл.

Был ли пакт М-Р изначально политикой третьего радующегося по отношению к Западу? Скорее всего, нет. Ведь было совсем не очевидно, что Запад на этот раз выполнит свои обязательства и после нападения Германии на Польшу объявит немцам войну. Напомню, как была объявлено война.

А о том, насколько в тот момент времени ситуация в Лондоне приняла взрывоопасный характер прекрасно видно из записи телефонного разговора, состоявшегося 3 сентября между Галифаксом и Боннэ:

«Если премьер-министр появится там (в парламенте, — Ю.Ж.) без того, чтобы было сдержано обещание, данное Польше, то он может натолкнуться на единодушный взрыв негодования, и кабинет будет свергнут».

А вот как английский историк Тейлор описывает в своей монографии «Вторая мировая война» причину того, почему Чемберлен был-таки вынужден объявить войну Германии:

«Палата общин была сильно обеспокоена, ее члены, во всяком случае большинство из них, безусловно признавали обязательства Англии перед Польшей. Они не думали, что эти обязательства — пустой дипломатический жест, не понимали, что нет возможности ей помочь. Знали только, что для Англии это вопрос чести.
К вечеру 2 сентября стало ясно, что, если не объявить войну, правительство падет на следующий день. Члены кабинета были солидарны с палатой общин. Позже, вечером, они организовали сидячую забастовку, отказываясь разойтись, пока не будет принято решение. Чемберлен тихо сказал: “Да, джентльмены, это война”. Галифакс недовольно отметил в дневнике: “Во всем этом, по-моему, проявились худшие стороны демократии”».

Поэтому у Чемберлена просто не оставалось выбора. Он должен был либо объявить войну, либо уйти в отставку. Но и в этом случае войну Германии все равно объявил бы его приемник. Но приемник, которым мог стать Черчилль, скорее всего, начал бы воевать с фашистами всерьез, а это уж никак не входило в планы Чемберлена. Максимум на что он был согласен пойти, это на имитацию войны, которая в дальнейшем получила название СТРАННОЙ. А всерьез Англия начала воевать только после того как Германия в мае 1940 года САМА напала на Запад. Да и делал это уже не Чемберлен, а Черчилль.

Однако уверенно предвидеть, что Лондон и Париж все же объявят войну немцам Сталин заранее, конечно не мог. Ведь об их нежелании воевать он был прекрасно осведомлен, и знал, что Запад с легкостью может нарушить свои обязательства. Хотя, по сути, для него это был наилучший вариант, и вполне вероятно, что на него он и рассчитывал. При этом, естественно, что оптимальным в сложившейся ситуации для СССР было принять позицию третьего радующегося. Но не тут-то было. Запад не пожелал вести серьезные военные действия против Германии, а решил взять ее с помощью экономического удушения, за что и поплатился получив сокрушительное поражение в 1940 году.

Правильно ли сделал Сталин, что заключил пакт М-Р, думаю правильно, поскольку любой другой вариант, кроме первого, от которого Запад отказался, мог привести к более худшему варианту развития событий.

С уважением, Юрий Житорчук
http://zhurnal.lib.ru/z/zhitorchuk_j_w/