От Пересвет Ответить на сообщение
К K Kushnir Ответить по почте
Дата 15.02.2008 11:56:33 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: Это была...

>Я не заметил кому, что удалось. Захаров закончил диспут словами о том, что все равно истину установить уже не удасться. Могу сказать, как человек,который не специалист в этой теме, а просто смотревший эту передачу, что я полностью с Захаровым согласен: из этой передачи истину установить нельзя.
:)
>Разоблачения были ИМХО довольно скромные, а главное звучали куда логичнее, чем версия о том, что Кутузов не стал добивать Наполеона, т.к. война в Европе - "не наша война". Звучало несколько ... А вот версия об обиде на Александра смотрится куда логичнее. С точки зрения человеческой психологии.

Разоблачения как раз ничего нового не несут. Это известная группировка "новооткрывателей", примерно так пишущая в векторах Н.А.Троицкого и базирующаяся, по сути, на оправдательных мемуарах Баркла-де-Толли. Я уж не буду разбирать фактических ошибок этой группировки (хотя чего стоит только мухлёж с подсчётом количества войск сторон), но для меня достаточно того факта, что именно стратегически Кутузов поставил Наполеона в такой цугцванк, когда каждый последующий ход ухудшал его положение. Оно, конечно, только тупой дурак мог Наполеона из России без порток выпустить, когда весь блеск европейского генералитета сам без порток от Наполеона драпал...
>И кстати, нельзя ли расшифровать тезис о гениальном и опытном дипломате Кутузове? Когда его гениальность и опытность проявилась?
Во-первых, тезис не совсем мой, а - практически совокупное мнение современников. Во-вторых, Кутузов немалого добился в Стамбуле, не только укрепив дипломатическое положение России, но и заложив, по сути, основы профессиональной дипломатической разведки и контрразведки. В-третьих, Кутузов блестяще вёд щекотливую миссию в Берлине. В-четвёртых, великолепно отыграл под Аустерлицем, ясно обозначив свою не ответственность за будущее поражение. В-пятых, в крайне неблагоприятных условиях всё-таки склонил турок к миру в 1811 году и, что, может, даже более важно, склонил царя умерить требования и обеспечить себе мирный фланг в условиях надвигающейся войны с Наполеоном. Высвободившаяся армия, ей-Б-гу стоила обладания сухим ковылём в степи между Прутом и Дунаем.