От Чобиток Василий
К All
Дата 07.01.2003 18:03:54
Рубрики Танки;

Вождение танка. Обещанное В.Мухину :-)

Привет!

Ну очень давно обещал Мухину написать свои впечатления от вождения танков.

Вот, публикую :-)

=======================================
ВОЖДЕНИЕ ТАНКОВ

(С) В.Чобиток, 2003

Автор не дает разрешения на публикацию данной работы в других местах кроме как на vif2ne.ru
---------------------------------------
Середина октября, холодно, но морозы еще не ударили. В предыдущие дни шли дожди и сегодня сыро, на танкодроме слякоть, глинистая земля пропиталась водой и если рядом с танковой колеей еще можно идти по траве и мху, выдергивая неглубоко погрузившиеся сапоги, то, пересекая колею, можно погрузиться по самую мотню новеньких зимних комбинезонов и выдернуть ногу уже без сапога. Нам выдали танковые комбинезоны нового образца - из материала песочного цвета, поэтому не так заметно, что они уже заляпаны песчано-глинистой грязью.

Сегодня у нас первое вождение. На кафедре «Эксплуатации и вождения танков» уже отработаны многие вопросы вождения боевых машин, выучены наизусть показания приборов, возможные внештатные ситуации и действия при них, на тренажерах отработаны действия с педалями, рычагами, другими органами управления и панелью приборов механика-водителя. Не смотря на это, бьет легкий мандраж. Ангар с кинотренажерами построили года через три после нашего поступления, поэтому сейчас отрабатывались действия с органами управления без имитации движения машины.

По алфавиту я стою в нижней части списка и отделение мое во взводе третье, поэтому обычно водил танки не раньше третьего заезда. Уж, почему не помню, но в этот раз я попал в первый заезд.

По указанию руководителя вождения механики-инструкторы не глушили двигатели - при первых вождениях не ставится задача завести двигатель, надо почувствовать машину на ходу, научиться ей управлять. Выдирая сапоги из грязи пробираюсь к указанному мне Т-72, залезаю на броню. Инструктор, лет тридцати пяти старший прапорщик, дает указание очистить сапоги, сесть на место и подключаться к переговорному устройству.

Сижу на сиденье механика-водителя - ничего нового, уже много занятий на технике прошло, но сегодня особенный день и все видится немного иными глазами, да и танк, обычно тихий и холодный, сейчас как живой подрагивает и дрожит от работающего двигателя. Надеваю шлемофон, поджимаю ларингофоны к горлу, коробочку с тангентой цепляю за специальную петельку на пуговицу комбинезона. Инструктор, наклонившись ко мне, говорит:

- Ты отвечать будешь, на тангенту не нажимай, она у меня зафиксирована. Понял?
- Понял.
- Ну все, закрывай люк.

Еще раз осмотрелся и начал закрывать люк. Сначала я оказался почти в полном мраке, однако, через несколько секунд глаза освоились и стало заметно, что специальные лампочки достаточно освещают приборный щиток и избиратель переключения передач, в призменный прибор наблюдения пробивается немного дневного света. Больше всего я опасался, чтобы было видно сектор избирателя передач, на котором крупными красными цифрами нанесены передачи от 1 до 7, нейтраль «Н» и задний ход «ЗХ», который в шутку танкисты называют «секретная передача три икс». На первых порах очень тяжело переключать передачи не опуская взгляд на избиратель - то рычаг перескочит на две-три позиции вперед, то вообще забудешь на какой передаче едешь и вместо нейтрали задний ход врубишь... Кстати, забегая вперед, хочу заметить, что переключать передачи в танках типа Т-64, Т-72, Т-80 значительно проще, чем на автомобилях.

Итак, я в полной готовности к началу движения. Сегодня мы едем не на скорость, поэтому светофор, дающий команды для выхода на трассу, выключен, а команды по ТПУ подают инструкторы, сидящие сверху на башне танка на месте командира. Ближайший слева танк уже пошел вперед, когда он ушел на достаточную дистанцию, инструктор подает команду:
- Сними танк с горного тормоза.
Я с силой нажимаю на педаль тормоза, защелка, на которой она стояла, освобождается, и я отпускаю педаль, танк слегка проседает назад.
- Первая передача, вперед!
Я, как учили, выжимаю педаль сцепления, перевожу рычаг переключения передач на позицию вперед, правой ногой плавно нажимаю педаль подачи топлива и увеличиваю обороты. Танк затрясло сильнее, я уперся лбом в налобник над прибором наблюдения и быстро, но плавно отпустил педаль сцепления. Как только танк рванул вперед, инструктор дает команду:
- Вторая передача!
«Ух, ни фига себе, сразу вторая» - успел подумать я и, опустив взгляд на избиратель, включил вторую передачу, не забыв при этом выжать и отпустить педаль сцепления.

Не успел я закончить манипуляции со второй передачей, поступает новая команда:
- Третья!
«Ух, ни фига себе!» - опять подумал я и врубил третью передачу.

Замечаю, что мой мандраж куда-то подевался, я немного освоился и чувствую некоторую уверенность. Теперь я сосредоточился на трассе. Добираясь до третьей передачи, танк успел проехать каких-то тридцать-сорок метров, выжимаю на себя левый рычаг поворота и выруливаю с исходной на колею. Колея достаточно глубокая, относительно уровня земли опущена на полметра-метр, посередине между дорожек от гусениц возвышенность на двадцать-тридцать сантиметров.

Танк вошел в колею, она не ровная, а идет легкой змейкой. Сначала я решил, что надо работая рычагами вести танк по траектории колеи, но заметил, что уходя чуть в сторону танк по скользким мокрым склонам колеи сползает обратно, что-то вроде лыж, идущих по накатанной лыжне. Танк более-менее разогнался, я по команде инструктора включил четвертую передачу. Хорошо идет!

Метрах в ста впереди вижу огромную лужу шириной метров сорок, и в нее упирается колея. Первая мысль - объехать. Влево край лужи не вижу, наклоняюсь вправо и пытаюсь посмотреть как можно левее, край так и не нахожу, точно так же наклоняюсь влево и не вижу правый край лужи. Лужа приближается. «Блин, что же делать? Про лужи нам еще не рассказывали» - подумал я. Проснулся инструктор, в этот раз он отдал команду слишком громко, и вместо его голоса мембраны стареньких наушников выдали дребезжание:
- У.......ы!
- Не понял, - сказал я.
- У.......ы! - еще громче задребезжали наушники.
- Чего, чего?
- У, ё...ю мать! Я тебе говоррррр хр-р-р-р....ы! - опять прокричал старший прапорщик, после чего начал грязно ругаться, а дребезжащие наушники на удивление без искажений выдали его тираду.

Тем временем мы уже на хорошей скорости подъехали к луже, я как завороженный смотрю на зеркало совершенно спокойной мутной воды, в котором отражаются тучи. Незабываемая картина: под аккомпанемент грозно рычащего двигателя и грязно ругающегося прапора, мой взор на высокой скорости приближается к мутной воде, в которой отражается осеннее пасмурное небо. Доли секунды, я врезался взглядом в воду, в приборе наблюдения сразу потемнело, танк принял горизонтальное положение и, не сбавляя скорости, пошел вперед. Через щели в уплотнении люка по моему лицу и за шиворот потекли струйки холодной коричневой жижи.

- Вот, б..дь! - уже негромко выругался инструктор и спокойно продолжил, - выедешь из лужи съедь вправо с трассы и останавливайся.

Танк задрал нос вверх, вода разошлась, видно только небо. Перевалил через край лужи, свернул правее, проехал метров тридцать и остановился.

- Открывай люк, вылазь! - сказал прапор, я вылез и стал на броне рядом с люком механика, держась за ствол пушки.
- Еб..й карась! Я тебя сейчас щупом отху..ю! - прокричал на меня инструктор, держа в руках полутораметровый шестигранный металлический топливный щуп. - Ты почему, твою мать, обороты не снизил, когда я тебе сказал? Ты мне танк по самые люки грязью измазал!

Я посмотрел на башню, грязь немного не дошла до люка командира, ехал бы я чуть быстрее, залил бы грязи в люк и на инструктора.

- Товарищ старший прапорщик, вы это, слишком громко кричали - в наушниках дребезжало, я и не понял, чего вы хотите.
- А у самого кумекалка не шурупит? Как будто в первый раз за рычаги сел!
- Так в первый, а что перед лужей надо скорость сбавлять я уже понял.
- Первый? Тю, ну так бы сразу и сказал.
- А вы не спрашивали.
- Да у меня уже четыре взвода по второму разу отъездили, а препод ваш не предупредил. Ну, для первого раза вполне неплохо, ладно, садись. На следующем кругу перед лужей скорость сбавишь, аккуратненько войдешь, а потом обороты прибавляй и регулируй скорость так, чтобы тримплекс водой не заливало. Понял?
- Понял.

Круг завершили без приключений. На новом кругу к луже подошел на четвертой передаче, сбросил скорость, перешел на третью, при подходе к урезу воды сбросил обороты до холостых, вошел не спеша в воду и начал прибавлять обороты. Вода подбирается к самому прибору наблюдения, чуть сбавил обороты, вода отступила...

Из люка после вождения вылез весь мокрый от натекшей на меня грязи и вытекающего из-под шлемофона пота.

Не смотря на мой достаточно богатый дальнейший опыт вождения танка, это был единственный случай, когда я умудрился «поймать дельфина», т.е. нырнуть с разгона в глубокую лужу.

Постепенно с каждым последующим вождением опыт рос, усложнялись упражнения, добавлялись препятствия.

В конце первого курса в июне месяце у нас была двухнедельная стажировка в должности механика-водителя. Углубленно изучали матчасть по кафедре «Танков», по кафедре «Эксплуатации и вождения» обслуживали и водили.

В это время я совершил свой первый прыжок, наподобие тех, что поражают зрителей на различных танковых шоу.

Заезд был обычный, ничего нового. Особенность танкодрома в том, что на нем трудно сильно разогнаться - трасса извилистая, а там где и есть ровные участки поверхность волнистая и волны высотой метр-полтора, а то и два и длиной примерно с танк. И идешь по этим волнам как корабль галсами, если на волну в лоб идти удар получается, а под углом нормально. Так прошел по одному галсу до края трассы, довернул в противоположную сторону на гребне волны и другим галсом к другому краю. Если сверху смотреть танк как будто змейкой идет.

Так вот, был обычный заезд, но на сегодняшней трассе был ровный участок длиной метров двести. На этом участке я начал хорошо разгоняться, дошел до шестой передачи, как вижу метрах в ста впереди трассу пересекает гребень высотой метра полтора. Я начал сбавлять обороты. Тут раздается голос инструктора:
- Седьмая передача! Обороты! Обороты!!!
«Даже так? Ну хорошо, держись!» - подумал я, врубил седьмую передачу, выжал педаль подачи топлива до полика, схватился покрепче за рычаги, шею втянул в плечи, а макушкой через шлемофон уперся посильнее в крышку закрытого люка.

Почувствовал, как двигатель начал набирать обороты, меня вдавило в спинку сидушки и сорокатонная махина начала увеличивать скорость. Не знаю, разогнался ли танк до своей максимальной скорости 72 км/ч или, например, до 60-ти - не было времени смотреть на спидометр - но ощущение скорости такое, какого не бывает, когда на легковушке скорость 150 км/ч. Танк так несется, что управлять им рычагами поворота становится практически невозможно, слегка стронешь рычаг и резкий рывок в сторону, танк заносит.

Гребень быстро приближается, заезд на него плавный, поэтому танк без удара наезжает на него, меня только сильно вдавливает в сидение. Танк как будто отталкивается катками от земли и чуть больше секунды я ощущаю невесомость в парящей машине. Двигатель, почувствовав свободу, взвывает, разгоняет еще больше гусеницы. Танк приземляется на удивление мягко, его дергает вперед разогнавшимися гусеницами, просевшие при приземлении торсионы раскручиваются и еще раз подбрасывают танк в воздух. При втором приземлении корпус стабилизируется, танк продолжает нестись вперед к затяжному подъему, на средине которого необходимо обязательно остановиться для отработки упражнения «трогание с места на подъеме».

Используя инерцию машины, доезжаю до середины подъема и останавливаюсь в проходе между двумя полосатыми черно-белыми столбиками.

Упражнение по троганию с места на крутом подъеме считается сложным, хотя на танке с бортовыми планетарными коробками передач начать движение без скатывания назад значительно проще, чем, например, на автомобиле.

После остановки я с силой выжимаю педаль остановочного тормоза и удерживаю танк на месте, левой ногой еще до остановки выжата и удерживается педаль сцепления. Перевожу избиратель передач на первую передачу, оба рычага поворота тяну до упора на себя, отпускаю педаль сцепления, отпускаю педаль остановочного тормоза (танк продолжает стоять на месте), педалью подачи топлива увеличиваю обороты и бросаю по очереди рычаги поворота с паузой примерно в треть секунды. Удерживавшийся рычагами поворота в заторможенном состоянии, танк начинает двигаться на первой передаче. На доли секунды выжимаю педаль сцепления и быстро включаю вторую передачу - переключение передач уже настолько отработано, что танк не успевает в этот момент заметно сбавить скорость. На второй передаче выбираюсь наверх, когда крутизна подъема уменьшается, перехожу на третью.

Описанные манипуляции по троганию с места на подъеме могут показаться слишком сложными, однако, зная о том, какие процессы происходят при этом в коробках передач машины, они становятся понятны, а последовательность действий логична. Кстати, я это упражнение всегда выполнял так, как это положено делать, выжимая при остановке педали сцепления и остановочного тормоза. Некоторые мои товарищи упрощали себе жизнь - перед остановкой переходили на первую передачу, а в момент остановки тянули рычаги поворота на себя, танк останавливался, для продолжения движения оставалось только отпустить рычаги. Для уменьшения потерь времени на данном препятствии это конечно хорошо, а в реальной жизни не будет же механик-водитель, останавливаясь на подъеме, постоянно держать рычаги, чтобы танк не покатился назад. Хотя, один раз воспользоваться этим простым способом мне не помешало бы...

У нас во взводе был высокого роста товарищ, кликуха которого сокращенно от фамилии была Урдела. При моем самом среднем росте 176 см, он, став рядом, своим подбородком уперся бы мне в верхнюю часть лба. И был другой товарищ, благодаря своему росту получивший кликуху Малой (правда, иногда на обращение «Малой» он с понтом любил ответить «малой у тя меж ног балтаеса, ты понял?»), так ему я подбородком в верхнюю часть лба уперся бы.

На одном из занятий по вождению Малой ехал в танке после Урделы. После заезда он выскочил из люка как ошпаренный, поднялся по лесенке на мостик над исходной и побежал размахивая руками к вышке управления, на которой мы собрались. Малой подбежал, на его щеках были слезы, он срывающимся голосом закричал:
- Урдела, сволочь! Ты что, гад длинный, с сидушкой сделал? Я на нее сел, а ноги до педалей не достают! Так я жопой на полу сидел и мордой до тримплекса не доставал, не видел нихрена куда еду! - мы дружно загоготали, представив себе Малого на полу танка нажимающего педали и пытающегося приподняться, чтобы взглянуть в прибор наблюдения.
- А у меня колени рядом с подбородком торчали, - ответил улыбаясь Урдела.
- Малой, кто ж тебе доктор, что ты сидушку вперед не подвинул? - спросил кто-то из товарищей.
- А я, думаешь, знаю как? - мы загоготали еще больше.
- Матчасть учи! Ты руку между ног под сидушку просунь, там рычажок, его отклони и сидушку взад-вперед двигай, как тебе нужно.

Кто бы мог подумать, что я когда-то наступлю на эти же грабли.

А наступил я на них единственный раз и при сдаче госэкзамена по вождению... В этот раз я сел за рычаги после Урделы. Ноги до педалей не достают, я усмехнулся, вспомнив как на Урделу бросался Малой. Просунул правую руку под сидушку, оттянул рычажок, держась левой рукой за край люка и, цепляясь каблуками сапог за днище танка, потянул сидушку вперед. Передвинув сидение вперед, отпустил рычажок и... «хр-р-р-р-ррррр» - затрещала зубчатая рейка, которая фиксирует сидение механика-водителя в нужном положении, и я отъехал в исходное положение. С тем же успехом я совершил еще две попытки передвинуть сидушку, а в это время с вышки управления поступил запрос о готовности к движению. Я сел на край сидушки, ноги достали до педалей, уперся лбом и макушкой в броню, посмотрел в приборы - нормально, подумал: «А, черт с ним, заезд всего минут на десять и без спинки обойдусь», завел двигатель и доложил о готовности.

На табло загорелся номер моей дорожки, я снял машину с тормоза, выжал сцепление, включил третью передачу и вытянул оба рычага поворота на себя (таким образом, при отпускании педали сцепления в бортовых коробках будет включена вторая передача). Загорелся желтый сигнал светофора, я начал увеличивать обороты двигателя. Зеленый! Сильнее нажимаю педаль подачи топлива, двигатель взревел, быстро отпускаю сцепление, танк резко дергает вперед и как будто встает на дыбы, начинается разгон, бросаю правый рычаг, вхожу в левый поворот. Когда светофор с табло остались по правую руку, бросаю левый рычаг, объезжаю светофор и выхожу на трассу. Продолжаю набирать скорость, перехожу на четвертую, пятую передачу...

В этот раз я трассу прошел на предельно возможной скорости без единой ошибки на препятствиях, за одним исключением. Меня подвела неподогнанная сидушка, на краю которой сидел. На подъеме, на котором надо было остановиться, я действовал как обычно - начал выжимать педаль тормоза. Но спинки-то, в которую надо упереться, сзади нет и необходимое усилие создать на педали не удалось! Танк покатился назад, вот где пригодился бы «неправильный» способ остановки на подъеме. Наконец я догадался соскользнуть с сидения вперед на днище танка - до прибора наблюдения не достаю, зато нога надежно упирается в педаль, а поясница в край сидушки. К концу спуска удалось остановить скатывание машины. В дальнейшем все прошло без приключений. За такую ошибку положено снижать итоговую оценку на один балл, но видать боец, который должен был отмечать кто как прошел препятствие, на мое счастье заснул или отвлекся и мою ошибку не зафиксировал.

Но мы уже забежали вперед, вернемся немного назад. Итак, я уже получил достаточный опыт вождения танка, в основном это были Т-72, иногда Т-64. После второго курса в вождении боевых машин была достаточно продолжительная пауза. За это время мы узнали много нового из области конструкции и теории танка. Я занимался научной работой на кафедре «Танков» в области поворотливости танка, поэтому по многим вопросам в этом направлении был ранее и более информирован своих товарищей. Так, например, в начале третьего курса я под руководством научного руководителя исследовал возможность автоматизации процесса предотвращения заноса танка. Как-то построил график зависимости критической скорости по заносу от радиуса поворота, совместил его с графиком разбивки расчетных радиусов поворота по скоростям движения. Результат получился интересный...

В танках с БКП при максимальном выборе рычага поворота на себя на отстающем борту включается передача на ступень ниже, и он движется с расчетным радиусом, чем выше номер передачи, тем больше по идее должен быть радиус поворота. На реальных машинах не так - на Т-72 и Т-64 самые высокие расчетные радиусы на третьей и четвертой передачах, на пятой-седьмой передачах они значительно ниже. Поэтому на занятиях по вождению преподаватели обращают особое внимание на опасность совершения маневров на узких участках, когда включена третья передача. Я частенько идя на третьей передаче в повороте и видя, что не впишусь, переходил на вторую, резко доворачивал и заново разгонялся.

А какой же получился результат от наложения графиков? Что на третьей передаче радиус очень большой мне и так было известно, и график показал, что по условиям движения без заноса он мог бы быть в два-три раза меньше. Четвертая передача не лучше, шестая и седьмая в заносе дальше не куда, а вот пятая... А пятая передача, имея радиус поворота в два раза меньше, чем третья, находится на самой границе условия возникновения заноса. «Гм, интересно, когда у нас ближайшее вождение намечается?» - почесал я репу.

И вот после значительно перерыва новое вождение.

Вышел на маршрут. В двухстах метрах от исходной первое препятствие - колейный мост. Преодолевать колейный мост преподаватели требуют на первой передаче, я один раз попробовал - тяжело, трудно точно довернуть, танк слишком сильно рыскает при доворотах вокруг заторможенной гусеницы... Я набрал скорость и на пятой передаче быстро сближаюсь с колейным мостом, еще метров за пятьдесят выравниваю танк так, чтобы он ровно прошел по колее моста, выжимаю до полика педаль подачи топлива. На высокой скорости танк влетает на мост так, что на мгновение гусеницы отрываются от поверхности (мосту что, он учебный из бетона).

За колейным мостом небольшой тяжелый участок с грязью. Перешел на третью передачу. Через узкий проход въехал на «аппендицит» (так мы называли участок, на который надо было въехать, сделать круг и выехать там же где въезжал). Здесь грунт легкий, сопротивление небольшое, начал разворачиваться, танк плавной дугой пошел по кругу. Сосны на краю трассы приближаются, в поворот не вписываюсь, надо переходить на вторую... Нет, пятая! Через передачу врубаю пятую и что есть силы, хотя от силы тут ничего не зависит, жму до полика педаль подачи топлива. Тон двигателя снизился, почти до частоты холостых оборотов, машина начала разворачиваться резче. Вытянет или нет? Пару секунд без перемен и тут частота оборотов начала повышаться. Вытянул!

На пятой передаче вылетаю из «аппендицита», быстро приближаюсь к узкому проходу с двойным поворотом на 90 градусов. Тут хош не хош, а перед входом в узкий проход пришлось снизить скорость и включить вторую передачу. Первый поворот налево. Смотрю на левый закрылок, за которым проходит черно-белый столбик, ограничивающий проход. Столбик исчез из поля зрения, шепотом считаю: «Раааз-ииии-два!», быстро дергаю левый рычаг на себя, танк входит в поворот. Смотрю на правый закрылок, мимо него в нескольких сантиметрах проходит другой столбик: «Ага, вписался!». Второй поворот направо, пропустил столбик справа, «Раааз-ииии-два!», правый рычаг, левый закрылок в нескольких сантиметрах от столбика с другой стороны. Все, впереди выход из узкого прохода. Обороты! Третья, четвертая передача!

Быстрый разгон, набираем кинетическую энергию перед подъемом. Танк влетает на крутой подъем. Гребень, в прибор наблюдения видно только небо. Перегиб этого гребня был плавный, в этот раз сразу за гребнем большая яма, танк жестко плашмя падает в нее, направляющие катки и лобовая броня бьются о противоположный край ямы. В глазах потемнело, «Как там инструктор, не вылетел часом с башни?» - подумал я.

- Ты там живой?
- Живой, чуть е..ик о люк не расквасил. Ты на следующем кругу осторожнее. - ответил инструктор.

Выезжаем из ямы. Спуск использую для быстрого разгона, ближе к концу спуска четыре в линию расположенных столбика с интервалом метров в 20. Пятая передача, первый столбик пропускаю справа с минимальным зазором, правый рычаг на себя, в габарит вписываюсь. Не успел приблизиться ко второму, тяну левый рычаг, танк пошел юзом, как только он миновал второй столбик, ось машины уже направлена под углом в проход между вторым и третьим. Так, не снижая скорости, прохожу всю змейку.

- Ну, ты молодец, хорошо прошел - заметил инструктор.

Без приключений прошел препятствия «железнодорожный переезд» и «противотанковый ров», прошел исходную и ушел на второй круг. При входе в «аппендицит» сразу врубил пятую передачу...

Позади три круга, въезжаю на исходную, жму на тормоз, докладываю на вышку о выполнении упражнения. С вышки поступает команда:

- Доложите километраж.

Смотрю на щиток механика-водителя, мой взгляд цепляется за расположенный внизу прибор-счетчик. Цифры там маленькие и прибор в тени. Наклоняюсь, ничего не видно.

- Доложите показания!
- Сейчас, сейчас. Видно плохо, - ответил я.

Опустил спинку сидушки, весь подался назад и что есть силы наклонился вперед посмотреть на прибор. «Блин, и какой же идиот так приборы располагает? И как это другие умудряются его показания докладывать?». Наконец разглядел цифирки и доложил показания на вышку. Покинул машину, забрался по лестнице на мостик и пошел к вышке. Оглянулся, механик-инструктор моего танка по пояс залез головой вниз в люк механика. «Чего он там забыл?» - подумал я.

«Разбор полетов» после занятия. Преподаватель:

- Больше всех меня сегодня поразил курсант Чобиток. На сегодняшнем вождении он показал самую высокую скорость движения. При этом... - он выдержал многозначительную паузу - При этом, вместо показаний счетчика спидометра умудрился доложить показания счетчика моточасов!

Товарищи загоготали, а я подумал: «Так вот почему инструктор в люк залазил, правильные показания снимал!»

- То-то я заметил, что прибор какой-то не такой, - сказал я, и все заржали еще дружнее.

Чуть позже появились злые бойцы из роты обслуживания, которые сегодня дежурили у узкого прохода с двумя поворотами.

- Кто у вас тут под номером 23? - закричал их младший сержант.
- А шо такое?
- Шо, шо - ни шо!! Вчера вождение было, целый день спали, а сегодня какой-то мудила как проедет, так все столбики собьет. Вы представляете себе, ВСЕ столбики! Так и специально не сделаешь! Мля, мы как сраные веники только все столбики вкопаем, а этот мудила на следующий круг все снова валяет.
- А, ребята, это Урдела. Не обращайте внимания, он только по ровной дороге ездить умеет, как поворачивать начинает, обязательно куда-нить заедет...

Прикольный случай был у моего лучшего друга Тимохи (это не имя, опять же партийная кликуха такая). Сам он рассказывал это примерно так:

- Ну, это, врубаю я первую передачу, а она не врубается - туго рычаг идет. Поднажал - ни фига. Ну, думаю, новая машина, еще рычаги не разработаны, беру рычаг двумя руками и, что есть силы перевожу не единичку. Даю обороты, отпускаю сцепление. Танк поехал, но ты представляешь, еле-еле тянет. Я думаю, что за фигня, нажимаю на газ сильнее, а двигатель возьми и заглохни... Ты прикинь, оказалось, я забыл с горного тормоза снять, так на тормозе пять метров и проехал, пока не заглох.
- А догадаться не мог, что передача не врубается, потому что там блокировка переключения передач на включенный тормоз?
- Ты думаешь, я про нее помню? Препод тоже удивлялся, как это я при блокировке умудрился передачу включить, мои мышцы щупал.

И теперь о нескольких случаях вождения в «особых условиях».

Дело было весной. Осенью земля пропиталась влагой, за зиму выпало очень много снега, весной все это растаяло. Грязь, которая была на танкодроме осенью, - детский лепет по сравнению с тем, что творится весной. Твердой поверхности нет, танковая колея на полутораметровую глубину заполнена светло-коричневой жижей. Танк лежит на этой жиже днищем и болтает в ней гусеницами, которые не достают до твердой поверхности.

Через прибор наблюдения наблюдается следующая картина: сантиметров на двадцать ниже уровня взгляда на меня медленно движется поле грязи, она ударяется в грязеотражатели и лениво расходится в сторону. Танк напоминает корабль, он не идет по твердой поверхности, а как бы плывет, медлено переваливаясь и покачиваясь.

Такое положение дел крайне нервировало - оценка ставится за скорость, а я ползу как черепаха. Как ни странно, в этот раз я показал среднюю скорость 22 км/ч и получил «отлично». Почему? А дело вот в чем: хоть реальная скорость была как у пешехода, гусеницы перематывались значительно быстрее, и на счетчике спидометра накрутился такой километраж, что его деление на время движения дало вполне приличную скорость.

Как-то раз водил танк вслепую. Была осень, грязь. Когда залез на танк, механик сказал:

- У меня гидропневмоочистка не работает, как тримплекс грязью заляпает, мне скажешь и остановишься. Я его тряпкой протру и дальше поедем.

Не проехали и пятисот метров, как прибор основательно заляпало грязью.

- Ничего не вижу!
- Останавливайся. - Я остановил машину. Через несколько секунд у меня перед глазами заерзала тряпка. Инструктор сел на свое место:
- Поехали!

Второй раз прибор заляпало еще быстрее. Инструктор опять его протер. На третий раз он сказал:

- Да ну его в жопу. Едь прямо, а я буду тебе команды подавать, куда рулить.

Едем. Я ничего не вижу. Инструктор командует, какие передачи включать, куда поворачивать.

- Прямо. Направо... налево... Направо! Направо!!! Напра- напра- напраааа, ать бля, налеееево!

На одном участке через узкую щелку в заляпанном приборе в последний момент вижу указатель, который через мгновение исчез, нырнув под танк. Чувствую, как танк сильно накренился влево, меня бросило на щиток с приборами. Это мы съехали с трассы в кювет и помчались по чисту полю. Из какой-то лужи брызнуло на прибор чистой водой и на некоторое время замечаю незнакомую местность, какие-то высоковольтные столбы в двухстах метрах впереди, машины идущие по шоссе. «Где я?»

Механик-инструктор вывел меня на трассу и мы продолжили выполнять упражнение. Я ничего не вижу, он отдает команды.

- Впереди эскарп на подъеме! Правее, так, левее, еще левее... так. Правее, правее, прямо!

Передние опорные катки наезжают на колейный проход по эскарпу и с ударом соскальзывают с него. «Вот, блин, промазали». Увеличиваю обороты, танк качает, траки со скрежетом цепляются за край эскарпа и соскальзывают, вдруг нос начал резко задираться вверх. Доли секунды неустойчивого равновесия и танк перевалил через край эскарпа и мы пошли дальше.

- Сбавь скорость!.. Вторая передача... Левее, так, еще левее, чуть правее. Первая передача. Убери обороты... Убери обороты!!

Танк резко накренился вниз. Бум! Резкий удар о твердую поверхность. «Ба, да это же противотанковый ров! Щас из него выезжать будем». Начинаю увеличивать обороты. Инструктор:

- Механик, обороты! Обороты давай! - жму педаль до отказа, двигатель взвывает и танк выползает вверх. Вслепую ориентироваться трудно, поэтому не успеваю вовремя отпустить педаль, и танк не переваливает плавно за край рва, а, слишком высоко поднявшись, с ударом опускается на горизонтальную поверхность...

Интересные результаты были на ночном вождении.

Перед этим днем откатали точно такое же упражнение по тому же маршруту, что будет ночью. В десять вечера началось ночное вождение. Особой сложности водить с прибором ночного видения нет, но есть свои нюансы. Более узкий сектор обзора; прибор слегка приближает картинку, что несколько сбивает с толку; очень контрастное изображение из-за этого все ямки и ямы кажутся одинаково черными и трудно сориентироваться, где танк пройдет и не качнется, а где надо сбавить обороты и осторожно пройти глубокую яму.

Не смотря на это, наш взвод удивил преподавателей: на ночном вождении средняя скорость почти у всех была выше, чем днем. Когда преподаватель высказал свое недоумение, мол, как же так, на ночные упражнения нормативы по скорости ниже, а вы наоборот быстрее проехали, чем днем, на это мы возразили, что днем трасса была еще незнакома и на первых кругах мы не показывали ту скорость, какую можем. А ночью хоть и непривычно, но уже по знакомому маршруту...

Особенности вождения других машин.

Т-64. По сравнению с Т-72 различия минимальны. Есть несущественные, малозаметные на первый взгляд, различия в расположении некоторых приборов в отделении управления. На ходу по мелким неровностям тряска меньше. Чувствуется, что разгоняется он чуть слабее, на тяжелых участках обороты двигатель теряет быстрее, да и на слух двигатель воспринимается как бы менее серьезно - на Т-72 он басистый, а тут более высокочастотный.

Т-80. Лично меня не впечатлил. Турбина весьма инерционна и идти по танковой трассе, как это можно делать с дизелем, тяжело. С дизелем идти по «гребенке» одно удовольствие: уперся в волну - резко добавил обороты, вышел на гребень - убрал обороты, плавно перевалил и чуть добавил обороты, приблизился носом к впадине - резко сбросил, а как плавно в нее вошел - увеличивай и выползай на новый гребень. При этом двигатель практически мгновенно откликается на педаль подачи топлива. На Т-80 я, было, пытался плавно идти по гребенке, но двигатель настолько инерционный, что реагирует на управляющие воздействия уже давно после, как гребень пройден. Плюнул на это дело и пошел напролом: в волну ударялся носом танка, во впадину между волнами падал плашмя.

БМП. В управлении не сложнее танка. Основное отличие, что вместо рычагов штурвал и на избирателе передач передачи расположены не последовательно, а примерно как на автомобиле, хотя переключение происходит так же просто - передача включается гидравликой. Наибольшие проблемы по началу с чувством габарита - на танке механик-водитель по центру, а на БМП смещен влево, поэтому так и норовишь правой гусеницей в какой-нибудь габарит не вписаться.

=======================================



С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От Artur Zinatullin
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:03:54)
Дата 10.01.2003 11:39:20

Re: Вождение танка....

> необходимое усилие создать на педали не удалось!
Всвязи с этим возникает вопрос.
Велики ли усилия, необходимые для управления танком?

> направляющие катки и лобовая броня бьются о противоположный край ямы.
А на какие нагрузки расчитывают направляющие катки?
Они, на сколько я понимаю, у всех машин установлены жёско.
Насколько сильно их надо стукнуть, чтобы оне отвалились? :)

artur@merit.ee :: Artur Zinatullin :: GSM +37 251 11859
guitar, blues, love, friends, summer,  !violence, !rush




От Pavel
К Artur Zinatullin (10.01.2003 11:39:20)
Дата 10.01.2003 12:31:27

Re: Вождение танка....

Доброго времени суток!
>Всвязи с этим возникает вопрос.
>Велики ли усилия, необходимые для управления танком?
На Т-54/55 усилия на рычаги весьма не малые, да при плохой регулировке часто еще и существенно разные. Как говорили офицеры на 34-ке еще хуже было.
С уважением! Павел.

От Чобиток Василий
К Artur Zinatullin (10.01.2003 11:39:20)
Дата 10.01.2003 11:59:31

Re: Вождение танка....

Привет!
>> необходимое усилие создать на педали не удалось!
>Всвязи с этим возникает вопрос.
>Велики ли усилия, необходимые для управления танком?

Нет. Сравнительно большое усилие при большом ходе педали у остановочного тормоза. Для удобства есть система подтормаживания (кнопка в рычаге поворота), благодаря ей педаль утапливается примерно до половины хода и танк притормаживает.

Но, в отличие от автомобиля, педалью тормоза пользуются крайне редко. У меня в одном заезде получалось в среднем всего четыре раза (три раза остановка на подъеме и один раз на финише).

>> направляющие катки и лобовая броня бьются о противоположный край ямы.
>А на какие нагрузки расчитывают направляющие катки?

На значительные. Ось направляющего колеса расчитывается с десятикратным запасом прочности.

>Они, на сколько я понимаю, у всех машин установлены жёско.
>Насколько сильно их надо стукнуть, чтобы оне отвалились? :)

Чтобы отвалилось надо с большого разгону в другой танк въехать направляющим колесом, а так обычно гнется.

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От Roman (SMF)
К Artur Zinatullin (10.01.2003 11:39:20)
Дата 10.01.2003 11:43:14

про катки

С Добрым...

>> направляющие катки и лобовая броня бьются о противоположный край ямы.
>А на какие нагрузки расчитывают направляющие катки?
>Они, на сколько я понимаю, у всех машин установлены жёско.
>Насколько сильно их надо стукнуть, чтобы оне отвалились? :)

не знаю как сейчас, но в ВОВ направляющими катками осуществлялось натяжение гусениц. так что, не очень-то и жестко получается...

От Disaf
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:03:54)
Дата 10.01.2003 10:46:34

Re: Вождение танка....

Василий.

Ты мне друг, но истина дороже.

По поводу вождения Т-80 я с тобой не согласен.
У меня отец служил командиром ремонтного батальона армейского подчинения 1-й гвардейской ТА.
Штаб армии располагался в Дрездене, а наша часть располагалась в г. Майссене (на Эльбе севернее Дрездена).
До поступления в КВТИУ, я учился в школе и на протяжении 3-х лет (8-й - 10-й класс) частенько ездил с отцом на полигон в г. Цетхайн. Наш рембат занимался капремонтом Т-80.
А после ремонта необходимо было обкатывать и испытывать танки. Поскольку на вооружении 1-й ТА были в основном Т-80, то до поступления в КВТИУ я покатался на них вдоволь.
Могу точно сказать, что Т-80, во всех его модификациях, это танк прорыва, да у 1-й ТА и задача стояла прорвать линию обороны в сторону Баварии, в случае военных действий.
Так вот по поводу вождения танков с ГТД могу сказать, что педалью подачи топлива при переваливании через холмы, волнообразный рельеф и т. п., почти не пользуются (имеются в виду опытные мехводы).
В большинстве случаев подачу топлива выставляют рукояткой ручной подачи, а те операции, которые на танках с дизелями выполняют педалью подачи топлива, выполняют педалью РСА (та которая на месте сцепления).
В этом случае получается плавный перевал танка через препятствие, а большая инерционность двигателя становится даже преимуществом, не надо часто дергать передачи (их всего четыре).

ИТОГ:

Пообвыкшись с Т-80, в плане вождения, можно сказать что это лучшая машина на сегодняшний день.
Хотя как посмотреть - для прорыва - да, для ведения затяжных позиционных боевых действий - не очень, но с точки зрения вождения - просто СУПЕР (на собственном опыте).

Дмитрий Сафонов.

От Чобиток Василий
К Disaf (10.01.2003 10:46:34)
Дата 10.01.2003 11:48:31

Re: Вождение танка....

Привет!

Димон, про РСА все верно. Я и не написал, что на 80-ке управлял педалью подачи топлива. Просто "объем статьи" не позволяет описывать все нюансы :-)

Согласись, управление с помощью РСА все же инерционнее, чем управление педалью подачи топлива.

Потом, я описываю свои личные впечатления и как мои личные они так же верны, как и твои. Мне инерционность Т-80 не понравилась. Вспомни, были те, кому больше нравилось водить Т-64 по сравнению с Т-72, не смотря на меньшую удельную мощность первого.

Здесь уже скорее дело вкуса ;)

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От Чобиток Василий
К Чобиток Василий (10.01.2003 11:48:31)
Дата 10.01.2003 13:18:23

P.S. Для исключения двусмысленности

Привет!

>Согласись, управление с помощью РСА все же инерционнее, чем управление педалью подачи топлива.

Имеется ввиду РСА ГТД против педали подачи топлива на дизеле.

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От Владимир Малькевич
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:03:54)
Дата 08.01.2003 11:41:24

Re: Вождение танка.

Ага!
Я свое первое и пока последнее вождение так запомнил, что иногда, аж в пот бросает! ;))) Хотя мне очень и очень понравилось, если отбросить неприятные моменты.
Лето - июнь месяц, наступила жуткая жара после месяца дождей, учебка под Владимиром.
Трасса, ну приблизительно, как Василий описал - полужижа глинянная!
Нам надо было по плану занятий, сдать вождение.
Меня вместе с взводом с утра послали столбы стартовые врывать.
Пришло время заездов, взвода построены, танков нет.
Вдруг из-за забора ангаров свист турбин неимоверный, все аж притихли от испуга, никто раньше-то и не слышал в реальности, как танк работает.
Что за фигня еще думаем. Нас на 64-ки "учили".
В отличие от Василия, мы не на тренажерах не практиковались, и не теоретически!!!!
В ногах не то что мондраж, а они просто ходуном ходят от страха!
Наши полковники нервнечают и злые бегают!
Ну, вот из ворот три танка выползло. Все думаю, началось. Оказались три 64-ки. Стало полегче.
Сначало нам надо было проехать три малых круга, потом два больших.
Начались заезды! Первому никто не завидовал, правда потом его все долго и упорно распрашивали по ходу, что и как! А он, как у Высоцкого, то плакал , то смеялся, то щетинился как еж ..... ! ;))))
Короче, моя очередь! Полковник командует, беги к танку!
Я уж даже и не помню, как залез на него!
Инструктор дает "говорящую шапку" и с матерком предупреждает, чтоб двигло не глушил. Как, говорит скомандую, тронешься!
Хорошо, говорю.
Залажу в люк. Кресло мокрое, по щиколотку вода глиненная - танки видимо на улице стояли во время дождей!
Надел шлем, подключил.
Инструктор мне с башни что-то говорит, а что, я толком не слышу! Свист стоит в ушах! Я ему , - не слышу мол!
Что то вроде про приборы проверить орет, а я толком не разберу, что именно!
В наушниках пошел откровенный неразборчивый мат!
Диалог продолжался минут пять, пока мне не показалось , что он скомандовал Стартовать!
Сам я машины до этого не водил, но хорошо хоть имел представление!
Короче, трогаюсь! Руки трясуться, в глаза пот затекает! Жуть! Один круг прошел, стало легче! Подуспокоился чутка, пошел на второй!
Подъезжаю уже к заветным стартовым-финишным столбам, а остоновиться надо было окурат между ними, как и стартовал. Левый столб вижу, а правый нет - угла не хватает думаю. Ну думаю, вроде прохожу. Останавливаюсь, и естественно от мандража забываю выжать сцепление при переключении передачи.
Танк дергается и глохнет. Я вылажу. Инструктор уже над люком. Такого мата я еще не слышал. У меня и так полуобморок. Спрыгиваю с танка и обнаруживаю, что правой гусеницей стою аккуратненько прям на стартовом столбе. Инструктор орет, но заводится и здает назад. Я с чувством дикого офигения врываю обратно столб и иду в очередь на следующие два круга!
Большие два круга отъездил уже нормально. Только когда финишировал, вылез, шлем снимаю, а он не расстегивается! Руки трясутся, инструктор опять на меня орать! Вобщем, вот так, вот и отводил!
Короче отошел я только к концу дня, зато спал потом хорошо! ;))))
С тех пор 64-ку обожаю! ;) Ход такой, как в люльке, аж укачивает!
С уважением, Владимир.

От TNT
К Владимир Малькевич (08.01.2003 11:41:24)
Дата 08.01.2003 19:31:23

А учебка не в Юрьевце случайно?(10 км до Владимира по шоссе из Москвы) (-)


От Pavel
К Владимир Малькевич (08.01.2003 11:41:24)
Дата 08.01.2003 12:05:47

Ну,и я добавлю немного(+)

Доброго времени суток!
Водили мы еще Т-54, хотя изучали на ВК Т-55, дело было в апреле-марте.Первое "вождение" было с "разбитыми гусеницами", т.е. на месте :-))), поскольку тренажеров тогда не было.На втором (нормальном) вождении трогались со 2-й, после старта были 2 поворота, сначала налево потом направо, вот налево повернул нормально, начинаю поворот направо взяв правый рычаг также как и при первом повороте, а он не поворачивает, проехался по кустам, и только когда натянул рычаг изо-всех сил машина вошла в правый поворот(как потом увидел на этой машине все в эти кусты заезжали, да еще сосен насшибали).Потом пошло нормально, только передо мной один наш товарищ ехал с черепашьей скоростью и мне разогнаться не давал, а хотелось.На третьем вождении все уже раскисло и из луж тоже пришлось хлебнуть:-)В шлемофоне тоже постоянно стоял неразборчивый мат инструктора, который я просто игнорировал(все равно ничего не понять), как я понял из рассказов Василия и Владимира ТПУ с тех пор к сожалению мало изменилось.Мехводы говорили, что во владимирской учебке инструктор-сержант сидел на башне с антенной в руках и лупил ученика то слева то справа(это куда надо поворачивать), а если тот ехал плохо заставлял бежать перед танком:-))
С уважением! Павел.

От Владимир Малькевич
К Pavel (08.01.2003 12:05:47)
Дата 08.01.2003 16:36:45

Re: Ну,и я...

А сокурсник мой, что после меня заезд делал, так хорошо ( относительно конечно ) прошел трассу, а на прямом участке где финишировать надо было, шел достаточно быстро ( на 3-й по моему, 3-я для нас была предел ) , ему тормозить, а педаль не срабатывает, он жмет, а ни фига, инструктор орет сверху, а машина не тормозит. Пролетел столбы метров на сто и решил рычаги на себя. Ну ессественно машина и заглохла! О б..., что тут опять было, это надо видеть! ;))))

От Казанский
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:03:54)
Дата 07.01.2003 23:51:32

Re: Вождение танка....

живут же люди!

От Чобиток Василий
К Казанский (07.01.2003 23:51:32)
Дата 08.01.2003 10:37:38

Re: Вождение танка....

Привет!
>живут же люди!

А по этому поводу есть мысли описать наряд по столовой и гарнизонный караул на "губе".

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От Disaf
К Чобиток Василий (08.01.2003 10:37:38)
Дата 10.01.2003 11:02:15

Re: Вождение танка....

Привет.

Василий, согласен на ТЫСЯЧУ процентов.
Можно еще описать похождения во время КМБ, при поступлении в КВТИУ и истории ночного ориентирования, занятия по Тактике (пеша по-танковому: Ганс-пулеметчик с отделением (имитация танковой роты Бундесвера в наступлении) против остатков учебной группы курсантов КВТИУ (имитация танкового батальона СА в обороне), но это уже на целую книгу потянет.
Мало у кого терпения хватит дочитать.
Может книгу напишем? "Мемуары учеников-танкистов", а Василий?

С уважением Дмитрий Сафонов.
e-mail: disaf@narod.ru

От Чобиток Василий
К Disaf (10.01.2003 11:02:15)
Дата 10.01.2003 12:48:42

Re: Вождение танка....

Привет!
>Привет.

>Василий, согласен на ТЫСЯЧУ процентов.
>Можно еще описать похождения во время КМБ, при поступлении в КВТИУ и истории ночного ориентирования,

Гы :-))))))

Как мое отделение всех обставило? Мало того, что первыми пришли, так следующие за нами мунут через 20 появились :-)

Ты там, насколько помню, в своих немецко-фашистских :) подтяжках рассекал. Мы уже чуть ли не отоспались, как твое отделение прибежало, ты такой красный, шумный, руками машешь :-)))))

>Мало у кого терпения хватит дочитать.
>Может книгу напишем? "Мемуары учеников-танкистов", а Василий?

В качестве эпиграфа "Ваапаичь, хаашо шаик зауяил" (С) Сам знаешь кто :-))

Ты не в курсе, тут уже несколько историй в копилке есть ;)

https://vif2ne.org/nvk/forum/archive/133/133949.htm
https://vif2ne.org/nvk/forum/archive/143/143818.htm
https://vif2ne.org/nvk/forum/archive/64/64350.htm

С уважением, В.Чобиток http://armor.kiev.ua/

От TNT
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:03:54)
Дата 07.01.2003 18:24:36

Класс!!!

По поводу вождения Т-80 турбины есть замечания: не надо тормозить двигателем, как на дизеле, надо постоянно держать педаль РСА, а скорость регулировать с помощью тормоза, тогда машина хорошо преодолевает ямы,как дизель - плавно.

От Чобиток Василий
К TNT (07.01.2003 18:24:36)
Дата 07.01.2003 18:28:30

Re: Класс!!!

Привет!
>По поводу вождения Т-80 турбины есть замечания: не надо тормозить двигателем, как на дизеле, надо постоянно держать педаль РСА, а скорость регулировать с помощью тормоза, тогда машина хорошо преодолевает ямы,как дизель - плавно.

Именно так педалями и работал. Через РСА все равно инерционность реакции машины значительная.

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От TNT
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:28:30)
Дата 07.01.2003 18:39:06

Re: Класс!!!

Водить труднее, чем дизель, но зато на первой она едет ,как дизель на третьей, разгоняется быстрее (не надо переключать часто).Просто надо иметь достаточный наезд на турбине.
Всем моим знакомым кто ездил и на дизеле, и на турбине, турбина больше понравилась.

От Чобиток Василий
К TNT (07.01.2003 18:39:06)
Дата 07.01.2003 18:42:45

Re: Класс!!!

Привет!
>Водить труднее, чем дизель, но зато на первой она едет ,как дизель на третьей, разгоняется быстрее (не надо переключать часто).Просто надо иметь достаточный наезд на турбине.
>Всем моим знакомым кто ездил и на дизеле, и на турбине, турбина больше понравилась.

У твоих знакомых не было нашего полигона ;-)

С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/

От TNT
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:42:45)
Дата 07.01.2003 18:47:11

Я постил фото с застрявшим танком, это в сухой период Там яма на яме. (-)


От TNT
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:42:45)
Дата 07.01.2003 18:45:02

Re: Класс!!!

>У твоих знакомых не было нашего полигона ;-)

>С уважением, В.Чобиток
http://armor.kiev.ua/


Где мы водили, там полигон разбит, так как он предназначен для вождения ,и там каждый день срочники водят машины прежде чем как попасть в часть.

От TNT
К TNT (07.01.2003 18:45:02)
Дата 07.01.2003 18:45:58

Там почва глиннистая. (-)


От TNT
К Чобиток Василий (07.01.2003 18:28:30)
Дата 07.01.2003 18:35:26

Re: Класс!!! (-)