От Вулкан Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.02.2015 18:21:52 Найти в дереве
Рубрики Флот; Версия для печати

Ворвань в море!

Приветствую!

Для начала - всем известная цитата из детства. "Пятнадцатилетний капитан":
"На всякий случай Дик Сэнд велел поднять на палубу десяток бочек с ворванью.
Если вылить китовый жир на поверхность воды, когда "Пилигрим" будет проходить сквозь буруны, это на миг успокоит волнение и облегчит кораблю проход через рифы. Дик решил не пренебрегать ничем, лишь бы спасти жизнь экипажа и пассажиров.
Покончив со всеми приготовлениями, юноша вернулся на корму и стал к штурвалу.
"Пилигрим" был теперь всего в двух кабельтовых от берега, иными словами--почти у самых рифов. Правый борт его уже купался в белой пене прибоя. Молодой капитан ждал, что с секунды на секунду киль судна наткнется на какую-нибудь подводную скалу.
Вдруг по цвету воды Дик догадался, что перед ним проход между рифами. Необходимо было смело войти и него, чтобы выброситься на мель как можно ближе к берегу.
Молодой капитан не колебался ни одной минуты. Он круто повернул штурвал и направил корабль в узкий извилистый проход.
В этом месте море бушевало особенно яростно. Волны стали заливать палубу.
Матросы стояли на носу возле бочек с жиром, ожидая приказа капитана.
- Лей ворвань! - крикнул Дик, - Живей!
Под слоем жира, который потоками лился на волны, море успокоилось, словно по волшебству, с тем чтобы через минуту забушевать с удвоенной яростью.
Но этой минуты затишья было достаточно, чтобы "Пилигрим" проскочил за линию рифов. Теперь его несло на берег."


Вообще этот способ вхождения в гавань при бурном море меня давно заинтересовал, и совершенно недавно я наткнулся на статью Йоста Метерса "Голландская доблесть: теория Бенджамина Франклина об использовании жира в бурных водах и ее последствия".
Физическое объяснение сути метода:

"Обыкновенно при указании описываемого явления говорят — масло успокаивает волнение; это неверно, волнение остается без перемены, успокаиваются только гребни волн и второстепенные, третьестепенные и меньших размеров волны, существующие всегда на поверхности главных волн; т. е. ветровые волны обращаются почти в волны зыби с гладкой поверхностью и отсутствием гребней, срываемых ветром. Гребни при большой массе воды, их образующей, представляют опасность для судов, так «ак удары гребней обладают большой живой силой и не только могут смыть людей с палубы, но и разрушить стоящие на ней или висящие на шлюпбалках шлюпки, поломать палубные рубки и разные надстройки и т. п.
Масло всякого рода обладает почти в два раза меньшим поверхностным натяжением, нежели вода, и гораздо большей вязкостью. Обладая в то же время свойством очень быстро распространяться по поверхности воды, пленка масла охватывает большое пространство и тем успешнее успокаивает гребни и сглаживает поверхности волн. Действительно, вследствие малого поверхностного натяжения масла ветер той же силы возбуждает на его поверхности гораздо меньших размеров капиллярные волны, и они не могут легко нарастать и давать волны больших размеров, усиливая постепенно волнение. В то же время большая вязкость масла не позволяет ветру оазорвать его слой, хотя он и очень тонок, не толще 0,0002 мм, и, следовательно, масляный слой не дает ветру срывать гребни волн.
Вследствие тонкости слоя масла, очень небольшое его количество быстро покрывает значительную площадь моря, например, 50 см3 масла в 20 мин. покрывают площадь около 15 000 м2, потому для средней величины корабля достаточно около 3 л масла в час. Чтобы равномерно выливать столь небольшое количество масла, употребляют следующее простое средство. Обыкновенные мешки из-под угля, которые всегда есть на судах, наполняют хорошо растрепанной пенькой (шкимушкой), пропитанной маслом, на каждый мешок надо литра по 4 масла. По два мешка с каждого борта на концах опускают до воды, а концы крепят на борту. Чтобы масло легче распространялось по воде, в мешках делают несколько дыр. Время от времени мешки поднимают и доливают в них масла. Последнее может быть всякого сорта, но действительнее всего животные масла (рыбий или тюлений жир), затем растительные масла; минеральные масла действуют хуже, также и более густые масла сравнительно с более жидкими."


http://www.seapeace.ru/oceanology/waves/647.html"

Судя по всему в голландском флоте это знание пришло примерно в 1602 году, ибо Метерс цитирует книгу голландского проповедника, где в плавание зимой любому капитану рекомендуется брать одну-две бочки масла или растопленного жира "дабы успокоить в случае непогоды бушующие волны". Но откуда об этом узнали голландцы?
Оказывается этот способ с XIV века хорошо известен португальским и генуэзским морякам, которые использовали для этого бочки с оливковым маслом. Еще раньше такой способ практиковали викинги - X-XII век - там выливали в море тюлений или китовый жир.
Сам Франклин впервые увидел, как моряки на несколько мгновений успокаивают бушующие волны у Лабрадора - там капитан вылил за борт две бочки рыбьего жира (жир трески).
И все же в мире такой метод назвали голландским. Почему? Да по самой простой причине - этот метод был закреплен в приказах по голландским торговому и военному флотам.
Французы внедрили его уже во времена Людовика XIV. Что касается англичан - то первые приказы возить с собой пару-тройку бочек жира были закреплены в 1758-м, во время Семилетки.
Кто знает, имей флагманский Association на свом борту такие бочки - может быть и удалось бы Шовелю в 1708-м проскочить скалы Силли?

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота