От Вулкан
К All
Дата 08.02.2015 18:21:52
Рубрики Флот;

Ворвань в море!

Приветствую!

Для начала - всем известная цитата из детства. "Пятнадцатилетний капитан":
"На всякий случай Дик Сэнд велел поднять на палубу десяток бочек с ворванью.
Если вылить китовый жир на поверхность воды, когда "Пилигрим" будет проходить сквозь буруны, это на миг успокоит волнение и облегчит кораблю проход через рифы. Дик решил не пренебрегать ничем, лишь бы спасти жизнь экипажа и пассажиров.
Покончив со всеми приготовлениями, юноша вернулся на корму и стал к штурвалу.
"Пилигрим" был теперь всего в двух кабельтовых от берега, иными словами--почти у самых рифов. Правый борт его уже купался в белой пене прибоя. Молодой капитан ждал, что с секунды на секунду киль судна наткнется на какую-нибудь подводную скалу.
Вдруг по цвету воды Дик догадался, что перед ним проход между рифами. Необходимо было смело войти и него, чтобы выброситься на мель как можно ближе к берегу.
Молодой капитан не колебался ни одной минуты. Он круто повернул штурвал и направил корабль в узкий извилистый проход.
В этом месте море бушевало особенно яростно. Волны стали заливать палубу.
Матросы стояли на носу возле бочек с жиром, ожидая приказа капитана.
- Лей ворвань! - крикнул Дик, - Живей!
Под слоем жира, который потоками лился на волны, море успокоилось, словно по волшебству, с тем чтобы через минуту забушевать с удвоенной яростью.
Но этой минуты затишья было достаточно, чтобы "Пилигрим" проскочил за линию рифов. Теперь его несло на берег."


Вообще этот способ вхождения в гавань при бурном море меня давно заинтересовал, и совершенно недавно я наткнулся на статью Йоста Метерса "Голландская доблесть: теория Бенджамина Франклина об использовании жира в бурных водах и ее последствия".
Физическое объяснение сути метода:

"Обыкновенно при указании описываемого явления говорят — масло успокаивает волнение; это неверно, волнение остается без перемены, успокаиваются только гребни волн и второстепенные, третьестепенные и меньших размеров волны, существующие всегда на поверхности главных волн; т. е. ветровые волны обращаются почти в волны зыби с гладкой поверхностью и отсутствием гребней, срываемых ветром. Гребни при большой массе воды, их образующей, представляют опасность для судов, так «ак удары гребней обладают большой живой силой и не только могут смыть людей с палубы, но и разрушить стоящие на ней или висящие на шлюпбалках шлюпки, поломать палубные рубки и разные надстройки и т. п.
Масло всякого рода обладает почти в два раза меньшим поверхностным натяжением, нежели вода, и гораздо большей вязкостью. Обладая в то же время свойством очень быстро распространяться по поверхности воды, пленка масла охватывает большое пространство и тем успешнее успокаивает гребни и сглаживает поверхности волн. Действительно, вследствие малого поверхностного натяжения масла ветер той же силы возбуждает на его поверхности гораздо меньших размеров капиллярные волны, и они не могут легко нарастать и давать волны больших размеров, усиливая постепенно волнение. В то же время большая вязкость масла не позволяет ветру оазорвать его слой, хотя он и очень тонок, не толще 0,0002 мм, и, следовательно, масляный слой не дает ветру срывать гребни волн.
Вследствие тонкости слоя масла, очень небольшое его количество быстро покрывает значительную площадь моря, например, 50 см3 масла в 20 мин. покрывают площадь около 15 000 м2, потому для средней величины корабля достаточно около 3 л масла в час. Чтобы равномерно выливать столь небольшое количество масла, употребляют следующее простое средство. Обыкновенные мешки из-под угля, которые всегда есть на судах, наполняют хорошо растрепанной пенькой (шкимушкой), пропитанной маслом, на каждый мешок надо литра по 4 масла. По два мешка с каждого борта на концах опускают до воды, а концы крепят на борту. Чтобы масло легче распространялось по воде, в мешках делают несколько дыр. Время от времени мешки поднимают и доливают в них масла. Последнее может быть всякого сорта, но действительнее всего животные масла (рыбий или тюлений жир), затем растительные масла; минеральные масла действуют хуже, также и более густые масла сравнительно с более жидкими."


http://www.seapeace.ru/oceanology/waves/647.html"

Судя по всему в голландском флоте это знание пришло примерно в 1602 году, ибо Метерс цитирует книгу голландского проповедника, где в плавание зимой любому капитану рекомендуется брать одну-две бочки масла или растопленного жира "дабы успокоить в случае непогоды бушующие волны". Но откуда об этом узнали голландцы?
Оказывается этот способ с XIV века хорошо известен португальским и генуэзским морякам, которые использовали для этого бочки с оливковым маслом. Еще раньше такой способ практиковали викинги - X-XII век - там выливали в море тюлений или китовый жир.
Сам Франклин впервые увидел, как моряки на несколько мгновений успокаивают бушующие волны у Лабрадора - там капитан вылил за борт две бочки рыбьего жира (жир трески).
И все же в мире такой метод назвали голландским. Почему? Да по самой простой причине - этот метод был закреплен в приказах по голландским торговому и военному флотам.
Французы внедрили его уже во времена Людовика XIV. Что касается англичан - то первые приказы возить с собой пару-тройку бочек жира были закреплены в 1758-м, во время Семилетки.
Кто знает, имей флагманский Association на свом борту такие бочки - может быть и удалось бы Шовелю в 1708-м проскочить скалы Силли?

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Моцарт
К Вулкан (08.02.2015 18:21:52)
Дата 09.02.2015 23:28:17

Я с трудом представляю этот цирк+

Когда в смертельный шторм из трюма достаются бочки и выливаются за борт, с чем бы они не были.

От Вулкан
К Моцарт (09.02.2015 23:28:17)
Дата 10.02.2015 11:44:53

"Жить захочешь - не так раскорячишься"

Приветствую!
>Когда в смертельный шторм из трюма достаются бочки и выливаются за борт, с чем бы они не были.

Говорят, одним из самых опасных были входы на Тексельский рейд за Фризские острова, во внутреннее Фризское море, и там масло при проходе между островами использовали штатно.

Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Km
К Вулкан (10.02.2015 11:44:53)
Дата 10.02.2015 14:45:38

Re: "Жить захочешь...

Добрый день!

>Говорят, одним из самых опасных были входы на Тексельский рейд за Фризские острова, во внутреннее Фризское море, и там масло при проходе между островами использовали штатно.

Вполне возможно для приёма лоцмана на борт.

>Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота
С уважением, КМ

От kegres
К Моцарт (09.02.2015 23:28:17)
Дата 10.02.2015 11:07:59

А работу на реях в шторм представляете себе? (-)


От Дмитрий Козырев
К Моцарт (09.02.2015 23:28:17)
Дата 10.02.2015 09:19:47

Вот же ссылка с методичкой по цирку

https://vif2ne.org/nvk/forum/2/co/2665524.htm

5. Масло с успехом может быть применено большими и мелкими судами и шлюпками как на ходу, так и на стоянке. Особенно полезно бывает применение масла, когда судно лишилось управления, идет с попутным штормом, ведет на буксире другое судно, оказывает помощь аварийному судну или находящимся на нем людям. Кроме того, применение масла при наличии большого волнения полезно также при приемке или сдаче лоцмана, спуске или подъеме шлюпки и т. п.

6. Для выливания или распространения масла вокруг судна применяются особые парусиновые мешки, вмещающие каждый от 4 1/2 до 9 л масла. Каждый мешок рекомендуется заполнять на половину хорошо пропитанной маслом паклей (не туго набитой), а затем уже наполнять его маслом. После этого мешок должен быть туго завязан.

При употреблении мешки с маслом нужно подвешивать на штертах снаружи борта на такой высоте, чтобы они погружались в воду при крене судна на соответствующий борт, а не находились в воде постоянно. При этом желательно выносить мешки с маслом на некоторое расстояние от борта, для чего их следует подвешивать на концах рейков или выстрелов. Если масло плохо просачивается, то мешок следует проколоть в нескольких местах толстой парусиновой иглой.

7. Для выпускания масла за борт можно пользоваться также забортными шпигатами и трубами от уборных, ванн и т. п. В этом случае над соответствующим отверстием помещают сосуд с маслом, из которого оно непрерывно вытекает тонкой струйкой.

8. Расположение й число мешков с маслом по борту судна зависят от обстоятельств, в которых судно находится:

а) если волна бьет в скулу (при направлении ветра бейдевинд), то мешки с маслом надлежит располагать на наветренном борту примерно на расстоянии 9—12 м друг от друга, при этом передний мешок нужно подвесить возможно ближе к форштевню;

б) если судно идет в полветра (галфинд), то поступают так же, как при ходе бейдевинд. При встрече с крупным неправильным волнением (толчок) рекомендуется вывешивать мешки с маслом через равные промежутки с обоих бортов;

в) когда судно идет на фордевинд (уходит от шторма), мешки подвешиваются в носовой части с каждого борта так, чтобы они находились на поверхности воды; при этом рекомендуется помещать мешки возможно дальше от борта. Вместо этого (или в дополнение к этому) можно выпускать масло через грубы носовых уборных, бань и т. п. Такой способ распределения масла обеспечивает судно от вкатывания волн на кормовую палубу;

г) при сильном рыскании (при ходе на фордевинд) в дополнение к мешкам, подвешенным к носовой части, следует подвесить мешки с маслом с каждого борта позади середины судна;

д) на парусном судне при лежании в дрейфе или при поворотах масло нужно выпускать с наветренного борта;

е) при движении судна против волн масло, выпускаемое с самых передних частей судна, приносит мало пользы, так как даже при малом ходе судна вперед масляная пленка распространяется назад, благодаря чему от волн будут защищаться средняя и кормовая части судна, а не носовая;

ж) при переходе через бар (с моря) с приливным течением выливают за борт масло небольшими количествами так, чтобы впереди судна по данному направлению образовалась возможно широкая масляная полоса, по которой судно потом и следует, имея с кормы на достаточно длинном лине мешок с маслом. Как указывалось (п. 4), при таких обстоятельствах на малой глубине на действие масла особенно полагаться нельзя. При переходе через бар (с моря) при отливном течении применение масла бесполезно: масло не попадет на бар, а будет унесено в море;

з) при буксировке на большом волнении масло может оказаться очень полезным и для улучшения положения буксируемого судна и для предупреждения разрыва буксира. В этом случае масло выпускают в передней части с обоих бортов буксирующего судна;

и) для сообщения между судами на шлюпках для оказания помощи или спасания людей оба судна должны выпускать или разливать масло за борт и расположиться относительно друг друга так, чтобы поверхность воды между ними была сплошь покрыта маслом; только после этого следует спускать шлюпки на воду. Каждая шлюпка в свою очередь должна иметь с своего наветренного борта два мешка с маслом и сверх этого некоторое количество масла в запас;

к) к судну, нуждающемуся в помощи, следует подходить с наветра так, чтобы выпуская или выливая за борт масло, можно было образовать вокруг него масляное поле;

л) при стоянке на якоре на открытом рейде для облегчения стоянки при большом волнении мешки с маслом следует подвешивать возможно дальше впереди форштевня, прикрепляя их к особым выстрелам. Если этого почему-либо нельзя сделать, то мешки следует прикреплять к якорному буйку или непосредственно к якорному канату.

Для того чтобы в случае надобности мешок можно было снова наполнить маслом, его следует прикреплять к бесконечному линю, проходящему через блок, укрепленный на якорном канате, у поверхности воды. Таким же образом следует прикреплять мешок с маслом и к пловучему якорю, когда пользуются последним.

9. На каждом морском судне свыше 200 регистровых т валовой вместимости должно быть не менее 4 парусиновых мешков для масла вместимостью 4 1/2—9 л каждый и некоторый запас животного или растительного масла.

При определении запаса масла следует учитывать средний расход масла около 1 л в час на каждый мешок. 10. Запас масла рекомендуется иметь:

на судах от 200 до 1000 регистровых т брутто 100 л
на судах от 1000 до 3000 регистровых т брутто 130 л
на судах от 3000 до 5000 регистровых т брутто 170 л
на судах свыше 5000 регистровых т брутто 350 л

11. Согласно правилам Регистра Союза ССР о снабжении морских и речных судов спасательными средствами, утвержденным приказом Наркомвода от 20 июня 1931 г. за № 148 (гл. 9, § 159), а также в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1929 г., ратифицированной правительством СССР и вступившей для СССР в силу 2/Х 1935 г. (Правило XXXVI. К), на каждой спасательной шлюпке морских судов дальнего плавания должен быть сосуд, содержащий 4,5 л жидкого растительного или животного масла и мешок для распределения масла по поверхности воды во время волнения. Мешок должен быть такой конструкции, чтобы он мог быть прикреплен к плавучему якорю.

12. Мешки и запасы масла для усмирения волн должны храниться в местах, доступных во всякое время и известных всем лицам судового экипажа.

13. С назначением масла и его применением должны быть знакомы все лица судового экипажа. Ниже приводится несколько случаев с судами, свидетельствующих об успешном использовании масла.

1. В 1885 г. английский бриг «Слив Мор» вследствие возникшего на нем пожара, который не было возможности ликвидировать, был оставлен командой и пассажирами в 800 милях от Сейшельских островов в Индийском океане. На шлюпки предусмотрительно был взят некоторый запас масла. Через три дня после оставления судна надвинулся циклон. Шлюпки заливало волнами и никто не рассчитывал на спасение, однако, применение масла устранило угрожающую всем опасность: вокруг шлюпок образовалась гладкая поверхность и, несмотря на очень большое волнение, вода в шлюпки больше не попадала. Борьба с морем при помощи масла продолжалась 60 часов. После недельного плавания шлюпки благополучно достигли ближайших берегов.

2. Французский корабль «Бордо» встретил шторм от SO. Волны заливали палубу и сдвинули с места груз листового железа, хорошо прикрепленного к палубе.

Когда с наветренной стороны были подвешены два мешка с маслом на расстоянии 10 м друг от друга и так, что они находились вблизи от поверхности воды, действие масла сказалось почти немедленно: на палубу попадали лишь брызги. Расход масла не превышал 1 кг/час на один мешок.

3. Германский п/х «Богемия» на пути из Гамбурга в Нью- Йорк встретил в Атлантическом океане в феврале жестокий шторм. Волны заливали палубу. С бортов судна было спущено к поверхности воды 5 мешков с маслом. Машина была застопорена и судно дрейфовало по ветру. Вода перестала попадать на палубу. С наветренной стороны судна образовалась широкая масляная полоса, под которую гребни волн как бы ныряли. За 22 часа было истрачено 60 л масла.

4. Английский п/х «Тугела», направляясь в Европу, встретил в апреле 1905 г. в Северном Атлантическом океане сильный шторм от норд-веста. Когда были выпущены с наветренной стороны мешки с маслом (один по середине длины, другой — у кормы) и одновременно с этим стали лить масло через наветренные носовые клозетные трубы, поверхность моря вблизи судна быстро успокоилась. При этом применялось низкосортное сурепное масло, разбавленное на 30% керосином. Расход масла достигал 5— 5 1/2 л/час. Когда затем судно было приведено к ветру, то масло выливалось в небольшом количестве только через носовые клозетные трубы, причем расход масла снизился до 2—2 1/2 л/час.

Этим приемом был предотвращен риск потери палубного груза и причинения судну более или менее серьезных повреждений.

5. Голландский п/х «Сирра» оказался в октябре в Северном Атлантическом океане вблизи центра циклона. Огромные волны яростно заливали палубу и судно теряло возможность управляться. В трех местах с борта судна через фановые трубы стали выливать масло. Машины застопорили. Вскоре после этого судно, дрейфуя, легло в бакштаг. Только небольшое количество воды стало попадать на кормовую часть палубы. Так судно продержалось в течение 4 час, израсходовав 9 л масла, после чего в связи с улучшением погоды дало машинам ход и следовало по назначению.

От Николай Поникаров
К Моцарт (09.02.2015 23:28:17)
Дата 10.02.2015 08:38:55

А с парусами работать - не цирк?

День добрый.

>Когда в смертельный шторм из трюма достаются бочки и выливаются за борт, с чем бы они не были.

А часами без роздыха таскать мешки с зерном по 45-градусному уклону зерна насыпом - не цирк?
https://vif2ne.org/nvk/forum/2/co/2665237.htm

С уважением, Николай.

От kegres
К Вулкан (08.02.2015 18:21:52)
Дата 09.02.2015 20:43:26

Уменьшает крутизну переднего фронта волны




Тем самым, снижая скорость нарастания кренящего момента. Ветровая волна, имеет форму неравнобедренного треугольника.

Ну и 2й момент, как уже описано дальше

>" так «ак удары гребней обладают большой живой силой и не только могут смыть людей с палубы, но и разрушить стоящие на ней или висящие на шлюпбалках шлюпки, поломать палубные рубки и разные надстройки и т. п.
."

Опрокидывающиеся гребни - бьют по борту, или палубе, если опрокидывание совпадает с приходом волны в борт.
Т.е. маслом снимается опасность силового воздействия верхнего слоя воды, неустойчивого и взбаламученного.

От Km
К Вулкан (08.02.2015 18:21:52)
Дата 08.02.2015 18:45:39

Re: Ворвань в...

Добрый день!

>Кто знает, имей флагманский Association на свом борту такие бочки - может быть и удалось бы Шовелю в 1708-м проскочить скалы Силли?

Чтобы проскочить узкость надо "успокаивать" море в этой узкости, т. е. впереди по курсу. Масло на воде, конечно, распространяется на какое-то расстояние, но отнюдь не со скоростью корабля и далеко не всегда в нужном направлении. К тому же для целей навигации важно не отсутствие волнения, а точное удержание верного курса, чему масло помочь не может.

Этот метод успокоения волнения применим в других случаях, например спуск и подъём шлюпки, подъём человека из воды (хотя масло на воде создаёт для него дополнительные проблемы). Говорят, в старых инструкциях по спасательным операциям была такая рекомендация, но мне она не встречалась.

С уважением, КМ

От Николай Поникаров
К Km (08.02.2015 18:45:39)
Дата 09.02.2015 09:48:19

Пример спасработ

День добрый.

>Этот метод успокоения волнения применим в других случаях, например спуск и подъём шлюпки, подъём человека из воды (хотя масло на воде создаёт для него дополнительные проблемы). Говорят, в старых инструкциях по спасательным операциям была такая рекомендация, но мне она не встречалась.

2-4 марта 1937 года вблизи Азорских островов терпел бедствие учебный парусник "Коммодор Йонсен" (бывш. "Магдалена Виннен" и будущий "Седов"). Он вышел из Буэнос-Айреса с грузом пшеницы (5000 т, в т.ч. 2000 т в твиндеках, заполненных не до верху). На борту было 16 чел постоянного экипажа и 60 практикантов.

В сильный шторм произошло смещение груза, средний крен достиг 35 градусов, динамический 50 градусов, в воду ушли левые ноки рей и релинг палубы. Команда штивала зерно в твиндеках вручную, пытаясь сдержать развитие крена. Корабль подал сигнал бедствия, на помощь подошли два танкера - "Слидрехт" и "Винклер". Это произошло примерно через сутки борьбы с креном. Ветер к тому времени ослабел, нерегулярное волнение сменилось зыбью. Подошедший первым "Слидрехт" предложил снять команду, но капитан Лемберг отказался. По его просьбе сначала один танкер, а потом и подошедший второй откачивали в море нефть (танкеры заняли наветренное положение). Насколько помогла именно эта мера - неизвестно, но через ~6 часов шторм ослаб, парусник был спасен.

МАРПОЛа тогда не было :)


С уважением, Николай.

От digger
К Николай Поникаров (09.02.2015 09:48:19)
Дата 09.02.2015 17:53:42

Re: Насколько помогла именно эта мера

Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

От Дмитрий Козырев
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 21:25:45

"Аварии морских судов и их предупреждение"

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

http://flot.com/publications/books/shelf/shipwrecks/index.htm

http://flot.com/publications/books/shelf/shipwrecks/9.htm

6. Применение масла для усмирения волн

В открытом море во время шторма суда нередко подвергаются значительной опасности со стороны бушующих волн, которые даже при наиболее благоприятном курсе вкатываются на палубу и своим разрушительным действием причиняют различные повреждения: смывают палубный груз, разбивают разного рода устройства (рулевое и другое), срывают брезенты и люпины с грузовых люков, заливают судовые помещения и т. п. В таких случаях помимо обычных мер весьма полезным оказывается применение масла, влияние которого сказывается в том, что гребни волн, которые собственно и являются опасными, сглаживаются и в связи с этим попадание волн на палубу судна почти прекращается. Благодаря надлежащему применению масла многие суда избежали весьма серьезных аварий и даже гибели. Масло с большим успехом применяется в случаях оказания помощи бедствующим судам и находящимся на них людям при сильно взволнованном море, на стоянке на открытом рейде во время большого волнения, а также при плавании на шлюпках в открытом море в бурную погоду. Ниже приводятся общие указания по применению масла для усмирения волн при различных условиях.

(по ссылке)

От Дмитрий Козырев
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 21:20:03

Re: Насколько помогла...

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Влияние на волнение распространения на поверхности воды масла или скоплений мелких плавающих предметов. Влияние масла на изменение характера волнения было известно еще в древности, а влияние скоплений каких-либо плавающих тел было подмечено еще Скоресби, который наблюдал в полярных странах влияние скоплений ледяных кристалликов, образующихся на поверхности воды при начале замерзания.

Обыкновенно при указании описываемого явления говорят — масло успокаивает волнение; это неверно, волнение остается без перемены, успокаиваются только гребни волн и второстепенные, третьестепенные и меньших размеров волны, существующие всегда на поверхности главных волн; т. е. ветровые волны обращаются почти в волны зыби с гладкой поверхностью и отсутствием гребней, срываемых ветром. Гребни при большой массе воды, их образующей, представляют опасность для судов, так «ак удары гребней обладают большой живой силой и не только могут смыть людей с палубы, но и разрушить стоящие на ней или висящие на шлюпбалках шлюпки, поломать палубные рубки и разные надстройки и т. п.

Масло всякого рода обладает почти в два раза меньшим поверхностным натяжением, нежели вода, и гораздо большей вязкостью. Обладая в то же время свойством очень быстро распространяться по поверхности воды, пленка масла охватывает большое пространство и тем успешнее успокаивает гребни и сглаживает поверхности волн. Действительно, вследствие малого поверхностного натяжения масла ветер той же силы возбуждает на его поверхности гораздо меньших размеров капиллярные волны, и они не могут легко нарастать и давать волны больших размеров, усиливая постепенно волнение. В то же время большая вязкость масла не позволяет ветру оазорвать его слой, хотя он и очень тонок, не толще 0,0002 мм, и, следовательно, масляный слой не дает ветру срывать гребни волн.

Вследствие тонкости слоя масла, очень небольшое его количество быстро покрывает значительную площадь моря, например, 50 см3 масла в 20 мин. покрывают площадь около 15 000 м2, потому для средней величины корабля достаточно около 3 л масла в час. Чтобы равномерно выливать столь небольшое количество масла, употребляют следующее простое средство. Обыкновенные мешки из-под угля, которые всегда есть на судах, наполняют хорошо растрепанной пенькой (шкимушкой), пропитанной маслом, на каждый мешок надо литра по 4 масла. По два мешка с каждого борта на концах опускают до воды, а концы крепят на борту. Чтобы масло легче распространялось по воде, в мешках делают несколько дыр. Время от времени мешки поднимают и доливают в них масла. Последнее может быть всякого сорта, но действительнее всего животные масла (рыбий или тюлений жир), затем растительные масла; минеральные масла действуют хуже, также и более густые масла сравнительно с более жидкими.

Всякие плавающие предметы в таком количестве, что они покрывают большое пространство моря, оказывают, подобно маслу, влияние на успокоение гребней и второстепенных волн. Например, скопление большого количества водорослей в Саргассовом море и иногда и в других местах океанов оказывает влияние на характер волнения. В полярных поясах океанов такое же действие оказывают плавучие льды, почему там волнение никогда не достигает больших размеров.

Описанным свойством масла можно пользоваться, например, при необходимости в свежую погоду спустить шлюпки для оказания помощи или для сообщения между судами. В этих случаях суда будут стоять на месте, и масло, распространившись вокруг, образует на поверхности моря большое пятно, внутри которого гребни будут успокоены, и шлюпки не будут заливаться и захлестываться волнами. При прохождении через буруны шлюпки тоже с пользой могут употреблять масло, вывешивая мешок на носу.

От Km
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 19:35:12

Re: Насколько помогла...

Добрый день!
> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Элемент суеверия я не исключаю, но и успокоение волнения тоже имеет место. Даже тонкий слой ледяной шуги на поверхности моря сильно уменьшает ветровое волнение, наблюдал это явление многократно. Зыбь, конечно, остаётся.

С уважением, КМ

От Robert
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 19:21:08

Ре: Насколько помогла...

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Именно. Волнение же - это передача энергии (как круги по воде от брошенного камня) но не перенос воды (или плавающего по ее поверxности масла, в данном случае).

Пишут же неспроста постом выше:

>откачивали в море нефть (танкеры заняли наветренное положение).

Ветер нужен, а не волны: ясно же написано ИМXО.

От Николай Поникаров
К digger (09.02.2015 17:53:42)
Дата 09.02.2015 18:03:36

Re: Насколько помогла...

День добрый.

> Всё очень пахнет суеверием,не верю в эффективность.Энергия волн - огромная и она передается колебаниями воды издалека,никакое масло ее не успокоит.

Совершенно верно. Вопрос только, насколько эффективно волны могут передавать свою энергию кораблю. Сгладить профиль волны - глядишь, она будет прокатываться под судном (раскачивая его, конечно), а не бить.

С уважением, Николай.

От Вулкан
К Km (08.02.2015 18:45:39)
Дата 08.02.2015 19:54:57

Re: Ворвань в...

Приветствую!
>Добрый день!


>Чтобы проскочить узкость надо "успокаивать" море в этой узкости, т. е. впереди по курсу. Масло на воде, конечно, распространяется на какое-то расстояние, но отнюдь не со скоростью корабля и далеко не всегда в нужном направлении. К тому же для целей навигации важно не отсутствие волнения, а точное удержание верного курса, чему масло помочь не может.



У берегов обычно прибой, и волна идет как раз к берегу.

>С уважением, КМ
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота

От Km
К Вулкан (08.02.2015 19:54:57)
Дата 08.02.2015 20:42:06

Re: Ворвань в...

Добрый день!

>>Чтобы проскочить узкость надо "успокаивать" море в этой узкости, т. е. впереди по курсу. Масло на воде, конечно, распространяется на какое-то расстояние, но отнюдь не со скоростью корабля и далеко не всегда в нужном направлении. К тому же для целей навигации важно не отсутствие волнения, а точное удержание верного курса, чему масло помочь не может.

>У берегов обычно прибой, и волна идет как раз к берегу.

Волна идёт по ветру. Линия прибоя не для судоходства.

С уважением, КМ

От Robert
К Km (08.02.2015 20:42:06)
Дата 08.02.2015 20:52:26

Re: Ворвань в...

>Волна идёт по ветру. Линия прибоя не для судоходства.

Волна вообще не перемещает воду "вперед". Это (волна) - колебания стоящей на месте вoды в вертикальной плоскости.

"Вперед" - перемещаются сорванные ветром гребни волн и обрушивающиеся на берег волны (которые не могут "совершить колебание вниз" из-за мелководья у берега). Это - совершенно ничтожная часть воды (если считать от всего обьема воды перебаламученного серьезным штормом).

От Km
К Robert (08.02.2015 20:52:26)
Дата 08.02.2015 22:46:02

Re: Ворвань в...

Добрый день!
>>Волна идёт по ветру. Линия прибоя не для судоходства.
>
>Волна вообще не перемещает воду "вперед". Это (волна) - колебания стоящей на месте вoды в вертикальной плоскости.

Во-первых, это не так, см. "волновые течения".
Во-вторых, и я, и Вулкан (как я понял) имели ввиду именно направление движения гребня волны.

С уважением, КМ

От Robert
К Km (08.02.2015 22:46:02)
Дата 08.02.2015 23:50:02

Ре: Ворвань в...

>Во-первых, это не так, см. "волновые течения".

это - так. Eсли вы встанете на дно среди волн а перед вами в метре будет плавать деревянная щепка - пройдут десять (двадцать, сто) волн а щепка по-прежнему будет в метре перед вами. Ну не перемещают волны воду в горизонтальной плоскости.

Есть побочные явления (прибой на мелководье, срыв гребня волн ветром, и тд.) но ими в первом приближении можно пренебречь

Ну как по-вашему работают эти "волновыe электростанции" (на перемещении воды в какую сторону они энергию делают):

[18K]



[12K]



От ВикторК
К Robert (08.02.2015 23:50:02)
Дата 09.02.2015 21:25:31

Ре: Ворвань в...

>>Во-первых, это не так, см. "волновые течения".
>
>это - так. Eсли вы встанете на дно среди волн а перед вами в метре будет плавать деревянная щепка - пройдут десять (двадцать, сто) волн а щепка по-прежнему будет в метре перед вами. Ну не перемещают волны воду в горизонтальной плоскости.

Вода при волнениее вблизи поверхности перемещается по окружностям, или эллипсам.
3-я картинка.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B

Если тебя накрывает волна, то она сначала тянет вниз, потом назад в море и потом вверх.
Рекомендация при этом, не пытаться плыть вверх, ибо потеря сил, а подождать пока вода сама вынесет вверх.
В мультфильме про пингвинов серфингистов это кстати хорошо показано.

С уважением.

От Km
К Robert (08.02.2015 23:50:02)
Дата 09.02.2015 00:14:10

Ре: Ворвань в...

Добрый день!
>>Во-первых, это не так, см. "волновые течения".
>
>это - так. Eсли вы встанете на дно среди волн а перед вами в метре будет плавать деревянная щепка

Виноват, Вам надо было искать по ключевым словам "ветровые течения". Гидрография океана отличается от физики щепки в бассейне.

С уважением, КМ

От Robert
К Km (09.02.2015 00:14:10)
Дата 09.02.2015 01:15:22

Ре: Ворвань в...

>>Во-первых, это не так, см. "волновые течения".

>Виноват, Вам надо было искать по ключевым словам "ветровые течения". Гидрография океана отличается от физики щепки в бассейне.

Да, ветром - щепку снесет. Любой берег же буквально завален выброшенным на него из моря мусором (ну, кроме пляжей, где мусор убирают). Но не "волнами" снесет: именно "ветром".

От Km
К Robert (09.02.2015 01:15:22)
Дата 09.02.2015 09:12:41

Ре: Ворвань в...

Добрый день!
>>>Во-первых, это не так, см. "волновые течения".
>
>>Виноват, Вам надо было искать по ключевым словам "ветровые течения". Гидрография океана отличается от физики щепки в бассейне.
>
>Да, ветром - щепку снесет. Любой берег же буквально завален выброшенным на него из моря мусором (ну, кроме пляжей, где мусор убирают). Но не "волнами" снесет: именно "ветром".

И, опять-таки, это не совсем верно. У берега плавающие предметы (глубоко погруженные, на которых ветер почти не действует) могут как выбрасываться на берег, так и отноститься в море в зависимости от характеристик волны.

С уважением, КМ

От ВикторК
К Km (09.02.2015 09:12:41)
Дата 09.02.2015 21:18:30

Ре: Ворвань в...

>>Да, ветром - щепку снесет. Любой берег же буквально завален выброшенным на него из моря мусором (ну, кроме пляжей, где мусор убирают). Но не "волнами" снесет: именно "ветром".
>
>И, опять-таки, это не совсем верно. У берега плавающие предметы (глубоко погруженные, на которых ветер почти не действует) могут как выбрасываться на берег, так и отноститься в море в зависимости от характеристик волны.

Относ в море это - "rip current", по русски отбойное течение.
Более резкое уменьшение глубины вызывает большие волны. Вода стремится вернутся обратно в море по пути наименьшего сопротивлени, например, если есть участок дна с большей глубиной, то вода идет обратно именно по этому месту. Это создает узкие участки с довольно сильным течением в сторону моря. Которые, в случае песчаного дна постоянно, меняют свое место.
Попав в это течение, нужно плыть не к берегу, а паралельно ему, до выхода из течения.
http://en.wikipedia.org/wiki/Rip_current
По ссылке утверждается, что в США наиболее часто служба спасения на воде спасает пловцов попавших в эти течения. Понятно что эти течения образуются только у берега.

С уважением

От Km
К ВикторК (09.02.2015 21:18:30)
Дата 09.02.2015 23:14:17

Ре: Ворвань в...

Добрый день!

>Относ в море это - "rip current", по русски отбойное течение.
>Более резкое уменьшение глубины вызывает большие волны. Вода стремится вернутся обратно в море по пути наименьшего сопротивлени, например, если есть участок дна с большей глубиной, то вода идет обратно именно по этому месту. Это создает узкие участки с довольно сильным течением в сторону моря. Которые, в случае песчаного дна постоянно, меняют свое место.

ИМХО природа береговых волн ещё более тонкая и сложная материя. На один и тот же берег море может десятилетиями намывать песок, а потом процесс вдруг начинает идти в обратном направлении и песчанный пляж из года в год сокращается.

С уважением, КМ

От Robert
К Km (09.02.2015 09:12:41)
Дата 09.02.2015 19:10:17

Вы правы, но я оговорил этот частный случай выше по ветке:

>И, опять-таки, это не совсем верно. У берега плавающие предметы (глубоко погруженные, на которых ветер почти не действует) могут как выбрасываться на берег, так и отноститься в море в зависимости от характеристик волны.

Прибой на мелководье - это обрушение волн на берег (воде - "деваться некуда" как бы: она бы и xотела переместиться в вертикальной плоскости, но мелководье мешает).

А всё валающееся на берегу - да, выброшено прибоем, но принесено к берегу из открытого моря - именно ветром.

Ну а дальше - весь валяющийся мусор работает как "якоря" немного: сучья всякие торчат, углы какието и т.д. Т.е. будучи выброшенным (волной) на берег - его обратно просто так волной не смыть (просто за грунт цепляется), ну а потом песком заносится и так - остается.