>>Мы не можем с точностью утверждать, что Секиз-бей и Иван Серкиз - это одно лицо, но предположить такое можно достаточно уверенно. Район Пьяны был достаточно беспокойным местом, здесь фиксируются крупные столкновения между русскими и ордынцами:
>
>Не могли бы Вы более подробно обрисовать логическую связь между первым и вторым предложением?
"Обрывшийся рвом" Секиз-бей очень скоро убедился бы, что безопасности он тут не найдет и должен был бы искать место поспокойнее.
>>Согласно Родословной Книге князя Оболенского, от Андрея Серкизова выводят свой род князья Старковы. По этому сообщению, у Андрея было по-крайней мере два сына.
>
>Насколько я понимаю, род на Руси вёлся по отцу. Каким образом в таком случае произошла смена фамилии?
Наиболее характерный пример - это ведение рода русских князей - от Игоря Старого, рюриковичами они стали называть себя много позже. Видимо, в глазах людей, пришедший на русь немолодой в обоих случаях иностранец не становился основателем рода, а вот сын его - уже другое дело.
>В "Повести о царевиче Петре" сказано, что, дескать, царевич "познал страх божий" и потому крестился. А какие в реальности были мотивы перехода татар вообще и татарских вельмож в частности под власть русских князей и в православие? Ведь, насколько я понимаю, социальный статус татарского (монгольского?) вельможи был намного выше, чем княжеского подданного. И вообще - насколько часты были такие случаи? Правильно ли я понимаю, что по имеющимся на сегодня источникам мы не можем вычислить количество татар, хотя бы и перекрещёных, в войске Дмитрия? Может был один только Андрей Серкизов, а может и некий контингент неопределенного размера под его началом. А может были и другие такие же, не попавшие в списки потерь (например, потому что недостаточно родовиты или потому что остались живы).
Во времена Серкиза мотив очень простой - в ОРде замятня и режут всех, кто подвернется под руку - хотелось найти для себя и для семьи место поспокойней. Во времена Узбека уходили те, кому не по нраву было резкое введение ислама, противоречившее, кстати, Ясе. А вот что двигало монгольскими вельможами, которые поступали так в 13 веке - сказать нельзя.