С Кураевского форума - политика оккупационных властей в отношении Православия
День добрый
22 июня 1941 года, узнав из сообщения Молотова о начале войны, Местоблюститель митрополит Cергий (Страгородский) составляет своё Послание, которое было зачитано во всех церквах. Его значение трудно переоценить. В сентябре 1941 года за его чтение в храмах Киева немцами был расстрелян архимандрит Александр (Вишняков) -- настоятель Николо-Набережной церкви и протоиерей Павел Остренский, в Симферополе за чтение и распространение этого воззвания были расстреляны протоиерей Николай Швец, диакон Александр Бондаренко, старец Викентий.
Сегодня много сказано о открытии церквей на захваченных немцами территориях, однако мало или почто ничего о том, какую цель они при этом преследовали.
Распоряжение начальника оперативной группы "С" штурмбанфюрера СС Хофмана командирам зандеркоманд 4а, 4б и айзатцкоманд 5, 6 о закрытии богословских факультетов и духовных учебных заведений в целях восприпятствования возрождению духовной жизни на оккупированной русской территории:
"1 ноября 1941 г.
г. Киев
Секретно, дело имперской важности!
Согласно распоряжению фюрера возрождение религиозной жизни на оккупированной русской территории не должно состояться.
Поскольку в качестве существенного фактора в вопросе возрождения христианской церкви следует рассматривать деятельность теологических факультетов или духовных семинарий, предложено позаботиться о том, чтобы при возобновлении работы университетов на оккупированной территории теологические факультеты, так или иначе оставались бы пока закрытыми. В дальнейшем следует позаботиться и о том, чтобы не были открыты духовные семинарии и прочие шодные учреждения, соответственно, чтобы с надлежащим обоснованием были временно закрыты уже приступившие к своей работе или сохранившиеся учреждения подобного рода".
Таким образом, на захваченных территориях нацистаская политика по отношению к церкви определялась отношением фашистов к славянским народам.
Необходимость сохранения церкви Главное управление имперской безопасности объясняет следующим образом:
1. Поддержка религиозных движений как враждебных большивизму;
2. Дробление их на мелкие течения во избежание их консолидации для борьбы с Германией;
3. Недопущение контактов лидеров различных конфессий;
4. Использование религиозных организаций для помощи немецкой администрации.
Ядром объединения должна была стать РПЦЗ, как известно, антикоммунистически настроенная. Внутри РПЦЗ лидирующее значение имела Берлинская и Германская епархия.
Рейсхкомиссар "Осталанда" Х. Лозе подписал следующее распоряжение:
"1. Религиозные организации занятых земель должны представить генеральному (районнуму) комиссару следующее:
а). название религиозного общества;
б). вероисповедание руководства;
в). список членов общества;
г). список имущества местных религиозных обществ.
2.
а). утвердить новое общество может только рейскомиссар района по заявлению верующих;
3. Необходимо признание президиума... что общество не носит политического характера;
б). генеральный секретарь может вынести сомнение о характере общества. ..."
На оккупированных территориях было создано 7547 обществ и открыто 29 монастырей.
Однако, одной из первых директив Главного управления имперской безопасности от 31 октября 1941 года предполагалось создание в кратчайшие сроки некоей "квазирелигии", имеющей мало общего с христианством. Фашистские идеологи отождествляли христианство с еврейством, что и нашло своё отражение в директиве:
"Следовало бы установить, что ни при каких обстоятельствах не надлежит преподносить народным массам такое учение о Боге, которое глубоко пустило свои корни в еврейство, и духовная основа которого заимствована из такого понимания религии, как понимают её евреи. Таким образом, надо проповедовать во всех отношениях свободное от еврейского влияния учение о Боге..." Нацисты преполагали также создать особую группу проповедников, которая " будет в состоянии после соответствующего, хотя и краткого обучения толковать народу свободную от еврейского влияния религию".