>>В том-то и дело, что у нас все почти все мины израсходовали в оборонительных минных заграждениях, не нанесших противнику почти никакого ущерба, а на Черном море только причинивших потери советским же силам. Немцы на Балтике, во-первых, и так особо не действовали в районах заграждений, а во-вторых, по опыту ПМВ неплохо представляли их районы.Вообще, непонятно, причем тут советские оборонительные заграждения. Образ "супа с клецками" возник у советской стороны под влиянием тяжелых потерь от немецко-финских АКТИВНЫХ заграждений, умело выставленных прямо на коммуникациях советского ВМФ.
>Про Кузнецова пишут.
>22 июня в первые часы начала войны - приказал через ГМШ всем флотам: «Немедленно начать постановку минных заграждений по плану прикрытия».
Е:
Во-во, планы выполняли. Вместо того, чтобы соотнести эти планы с обстановкой.
Первоначально намечалось ставить мины у германских военно-морских баз: Мемеля, Гдыни, Ланцета. По распоряжению наркома план был изменен. Минные постановки авиация производила у финских баз и портов и на коммуникациях в шхерном районе, по которым из Германии следовали транспорта с войсками и боеприпасами.
Е:
Фигня. За весь 1941 год выставили всего 108 мин с самолетов, из них 32 в одну ночь с 29 на 30 июня, затем еще 57 с 1 по 10 июля (все у финского побережья). Противник на них, насколько сейчас известно, потерь не понес. Более "результативной" оказалась постановка 12 мин в Рижском заливе с 15 по 20 июля, на которых 18 июля подорвался и получил сильные повреждения собственный СКР "Туча", а 23 июля погиб германский вспомогательный тральщик М-3131.
А после 20 июля за почти полгода (!!) удосужились выставить всего 4 мины с воздуха!
На самом деле, минные постановки с воздуха велись малоустремленно, разбросанно, и, похоже, без какого-либо учета разведданных.
В течение июня - июля авиация КБФ поставила несколько заграждений из 105 неконтактных мин на фарватерах в районе Аландских шхер и на подходах к Турку.
Е:
Более вероятная цифра 96, и неконтактных мин среди них было, кстати, всего 6 штук "Мираб". Остальные якорные - 45 МАВ-1 и 45 АМГ-1.
Сторожевые корабли, тральщики и торпедные катера выставили еще 128 контактных мин на выходах из шхер у островов Утэ и Эре. В середине сентября в этом районе подорвался и затонул финский броненосец береговой обороны «Ильмарине»...
Е:
Ну вот "Ильмаринен" единственное счастливое исключение - если считать, что он действительно подорвался на заграждении №26, выставленном ханковскими торпедными катерами 30 июля. Исключение потому, что ни о каком целенаправленном минном наступлении при таком "размахе" минных постановок говорить нельзя. Можно также вспомннить гибель "Кениген Луизе" у Хельсинки 21 сентября и охотника UJ-1107 30 сентября. В общем, приведенные данные цифры говолрят сами за себя - из 14143 мин и минных защитников, выставленных КБФ в 1941 г, на активные заграждения пришлись максимум 1359, причем их эффективность была крайне невелика. О чем и речь - что у немцев никаких впечатлений о "супе с клецками" не возникло, и немцы без особых проблем оперировали и поддерживали судоходство в Балтике, и в Финском заливе и в 1941 г, и в последующие годы войны. Главной проблемой для немцев стали собственные мины - только в 1941 г на них погибло 14 транспортных судов, да плюс три минных заградителя в известной катастрофе у Эланда 9 июля, которые подорвались на шведском заграждении, выставленном по требованию самих же немцев!