|
От
|
Любитель
|
|
К
|
Гегемон
|
|
Дата
|
23.03.2006 15:17:53
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Извините, но Вы практически ничего не сказали.
>>Какие были в З.Европе образовательные учереждения, каков был уровень грамотности духовенства, купцов и т.д.
>Школы при крупных монастырях и церквях, в которых изучались тривиум и квадривиум.
Что это такое?
>Преподавание велось на основе достижений античной науки
Это бла-бла.
>>2) Состояние юриспруденции. Этот пункт особенно интересен, поскольку вразумительной информации на эту тему крайне мало.
>Каноническое право + рецепция римского права в актах монархов.
Это не ответ.
>Формальное римское право в конце концов победило, чему способствовала активная рецепция аристотелизма и развитие схоластики
>>3) Состояние библиотечного дела.
>В любом случае до появления карточных каталогов они находятся на одном стадиальном уровне.
Я не очень понимаю, что Вы имеете в виду под "стадиальным уровнем", но уровень библиотечного дела в З. Европе и в арабском мире тогда отличался качественно.
Цитату я вчера уже постил:
Монастырские библиотеки стали появляться в Западной Европе в V–VI вв. Это были весьма скромные по величине собрания – книги нередко умещались в одном сундуке или шкафу. В бенедиктинских монастырях, согласно уставу, монахи обязаны были заниматься как физическим трудом, так и чтением, и переписыванием книг.
В VIII в. арабы научились изготавливать бумагу. Это сыграло важную роль в распространении книг во всех странах арабского Востока. Если библиотеки средневековой Европы были совсем небольшими, то в странах Азии, Африки и завоеванной Испании создавались крупные книгохранилища – сотни тысяч и даже миллионы томов. По одной из легенд, монголы, завоевавшие Багдад, бросили все библиотечные книги в реку Тигр. Образовался мост, по которому могли свободно идти люди, а вода в реке почернела от чернил.
В исламском мире сложилась особая форма конструкции помещений библиотек. Обычно они располагались в отдельных зданиях. В центре – большой красиво украшенный зал с высоким потолком, часто с куполом. Стены были побелены, иногда украшены цветным мрамором. На дверях висели роскошные занавесы, а пол покрывался коврами, на которых и располагались читатели. Книги хранились в деревянных шкафах, наиболее ценные (прежде всего ценные экземпляры Корана) – в специальных витринах. Особое значение придавалось сохранности – от хищений, от пыли, от насекомых. За это отвечал хранитель библиотеки – сахиб. Он же следил за тем, чтобы всем читателям предоставлялись (бесплатно) бумага, чернила, перья. Ведь посетители приходили сюда в основном не читать, а именно переписывать.
Правители восточных государств VIII–ХI вв. имели богатые и строго организованные библиотеки. В Багдаде, Каире и других городах в библиотеках были специальные залы для дискуссий «мудрых». Описывая библиотеку багдадского султана – «дом мудрости» –, современник говорит, что она помещалась в специальном здании, состоящем из вестибюля и длинного сводчатого зала, от которого отходили многочисленные боковые помещения. Вдоль всех стен как зала, так и этих помещений, стояли шкафы с дверцами, опускавшимися сверху вниз. Каждая отрасль (а султан собирал книги по всем отраслям знания) имела свой шкаф и каталог, в который были занесены названия книг. Библиотека стала крупнейшим исследовательским центром мусульманского мира. Переводились труды Аристотеля, Гиппократа, Эвклида.
В Х в. одним из крупнейших центров арабского мира стала Кордова. Библиотека кордовского халифа аль-Хакама II составляла около 400 тыс. томов, среди которых встречались редчайшие манускрипты. В городе возникло много и частных библиотек, владелицами некоторых были богатые женщины. Сохранилось имя одной из них – Аикса; она даже отказалась от семейной жизни и полностью посвятила себя собиранию библиотеки. Вообще, приобретение книг в Кордове, как и вообще в Халифате, считалось модным, а наличие частной библиотеки было знаком высокого социального статуса.
>И в Западной Европе, и в Италии, и тем более на Арабском Востоке важнейшие библиотеки подверглись разграблению и сожжению во время варварских нашестий
Это не характеризует уровень развития библиотечного дела.
>>4) Наука. (Насколько я понимаю, здесь есть смысл говорить только об истории).
>Что вкладывается в это понятие?
>Например, математика самостоятельной наукой не является - это только разработанный абстрактный аппарат для решения прикладных задач
Ничего особенного и необычного в слово "наука" я не вкладываю. Смысл его, посмотрите, пожалуйста, в словарях. Заодно и слово "математика" посмотрите.
>>5) Медицина.
>Развивалась на основе трудов Галена
Это бла-бла.
>>6) Архитектура (при этом желательно отметить, в какой степени архитектурная мысль опиралась на достижения науки. "Выводить" из факта строительства церквей высокий уровень математики, как Вы сделали в удалённой ветке, ПМСМ совершенно некорректно).
>И наоборот. ВСЯ средневековая архитектура, как европейская, так и арабская, основана на достижениях античности
>>Хотелось бы чтобы Вы чётко отделили собственно католическую Европу от Испании и Южной Италии, побывавших под арабской властью.
>Предлагаю также четко отделять собственно арабские районы от земель, который до того находились под властью Римской империи и державы Сассанидов
Предложение отклоняется. Я это уже не раз объяснял.
З.Ы. И неплохо было бы, если бы Вы впредь старались бы хотя бы минимально обосновывали свои смелые выводы.