"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 3

2. Снимок гавани Дьеппа с английского самолета-разведчика.
С точки зрения имперского генштаба, возмож­ность германской армии к сопротивлению была далеко не исчерпана, а выделяемых для вторже­ния 16-18 британских дивизий было недоста­точно для успешной высадки и развертывания наступления. Не могло быть даже уверенности в том, что высадив эти войска удастся оттянуть с советско-германского фронта хотя бы одну дивизию! Опыт борьбы с Роммелем показывал живописные примеры того, как имея в своем распоряжении всего три немецких и восемь итальянских дивизий можно громить группи­ровку состоящую из 15 пехотных и трех танко­вых дивизий англичан. Даже если предполо­жить, что нацистам не удалось бы сбросить десант в море, перспектива ведения длительных и кровопролитных боев на плацдарме, в надеж­де на то, что русские сокрушат главные силы Гитлера являлось слишком туманной, а потому неприемлемой. Кстати говоря, судьба большин­ства десантов, высаженных в ходе Великой Отечественной войны в целью отвлечения сил противника от других направлений постигла весьма трагическая участь (*). Изменить ситуа­цию могли только американцы, но прибытие их войск в Англию (операция «Болеро») по целому ряду причин не могло быть слишком скорым. Японцы стремительно наступали в бассейне Ти­хого океана, а у восточного побережья США субмарины Дёница добились беспрецедентных успехов. Кстати и поступление грузов в Англию в 1942-м составило лишь две трети предвоенно­го объема. Если добавить к этому нехватку де­сантных кораблей (по английским данным в се­редине 1942 г. они могли высадить на необорудованное побережье за один заход 4,5 тысячи человек и 160 танков) и недостаточную подготовку войск становиться отчасти понят­ным то упорство, с которым Черчилль душил идею второго фронта в 42-м. Единственной при­чиной, которая могла заставить англичан изме­нить этому решению была угроза военного по­ражения и выхода СССР из войны. План операции на этот случай (кодовое наименова­ние «Следжхаммер») у них имелся. При всех других вариантах развития обстановки испол­нению подлежал план «Раундап» (полномас­штабное и решительное вторжение во Фран­цию с участием американцев), самый ранний срок которого приходился на 1 апреля 1943 г. (**)
Все вышеизложенное относилось к вопро­сам большой стратегии и совершенно не исключало проведение частных операций на­ступательного характера. Уже год, как прекра­тились массированные налеты Люфтваффе на Англию и общественному мнению было невоз­можно объяснить причины отказа от перехода к активным действиям. Единственным их вариантом, применительно к суше, являлись в то время рейды — высадки небольших групп войск, преимущественно специального назна­чения (командос) для решения конкретных за­дач на берегу, после чего десантники произво­дили обратную посадку на корабли (эмбаркацию) и эвакуировались в исходную базу. В 1941 г. англичане дважды (в марте и де­кабре) неплохо «размялись» на норвежском оселке, высадив десанты на Лофотенских ост­ровах, в феврале 1942 г. захватили и вывезли оборудование РАС близ Брюневаля (район Гав­ра), а в марте взорвали ворота сухого дока в Сен-Назере — самого крупного дока на окку­пированном немцами атлантическом побере­жье. Несмотря на скромные, с точки зрения мировой войны, результаты, рейды являлись составной частью английской стратегии непря­мых действий, направленной скорее на мораль­ное, чем на физическое изматывание врага, в то время как сама победа должна была насту­пить в результате морской блокады, налетов тысяч самолетов, а главное, действий других союзников, менее болезненно переносивших потерю национальных людских ресурсов.
В апреле в возглавляемом адмиралом Льюи­сом Маунтбэттеном (***) Штабе комбинирован­ных операций родилась идея очередного рейда, который по своим масштабам должен был за­тмить все предыдущие. При детальном анализе замысел его кажется настолько необычным, что требует подробного освещения.
Как уже указывалось, британское командо­вание не горело желанием осуществить опера­цию «Следжхаммер». Но что-то делать было на­до—к этому склоняло и общественное мнение, состояние которого тонко ощущал Черчилль, и требования из Москвы. «Сыном» «Следжхаммера» стал «Эмперор». Этим планом, выдвину­тым начальником имперского генштаба генера­лом Аланом Бруком, предусматривалась высадка в районе Булони 2-4 дивизий на срок от одной до четырех недель. Целью операции в этом случае являлось отвлечение с восточного фронта части сил германской авиации. Можно предположить, что цель была бы достигнута, од­нако дальнейшая судьба высаженных войск могла в лучшем случае повторить дюнкеркский вариант, в худшем — предвосхитить севасто­польский образца того же года. Неудивительно, что премьер-министр решительно отклонил этот план, повторив при этом, что какая-то до­статочно крупная операция все же должна со­стояться. Именно под влиянием этих соображе­ний родился уродливый паллиатив — план высадки в районе Дьеппа (операция «Раттер») -где задачи, соответствовавшие по уровню отря­ду командос, должны были решать канадская пехотная бригада и танковый полк!
На первый взгляд цели высадки выглядели «железно»: занятие порта, где можно было за­хватить или уничтожить германские суда (****), осуществлявшие плавание по Ла-Маншу, вы­вод из строя складов, портового оборудования, береговых батарей, РЛС и аэродрома; уничто­жение пехотного полка противника. Минис­терство авиации заинтересовалось планом, рассчитывая, что немногочисленные части Люфтваффе удастся принудить к бою с чис­ленно превосходящими силами британских истребителей, когда те будут связаны необхо­димостью атаковать силы десанта. Нетрудно догадаться, что достижение всех этих резуль­татов не имело по сути никакого военного значения.

(*) В этом ряду: десант на мысе Пикшуев (Северный флот), десант в районах Петернофа и Стрельны (1941 год), Нарвский десант 1944 г. (Балтийский флот), десанты в Евпа­торию и Судак, операция у Южной Озерейки, десанты в Керчь (январь 1944 г.; Черноморский флот). Свою задачу выполнили лишь десант у Григорьевки и десантная опе­рация в Новороссийский порт, причем в последнем случае наши войска понесли серьезные потери.
(**) Однако, британский премьер пошел еще дальше, фактически торпедировав и этот план. Использовав стремление американцев принять участие в боевых операциях на Евро­пейском ТВД уже в 1942 г., он в течение июня - июля сумел склонить их к идее высадится в Северной Африке (операция «Джимнаст», впоследствии «Торч»). Уже в середине года и американскому и британскому высшему военному командованию было понятно, что данное предприятие перечеркивает план «Раундап». Так, без официального отказа от выпол­нения взятых обязательств второй фронт перенесся на 1944 г.
(***) Родившийся в 1900 г. четвертый ребенок принца Луи Баттенбергского и принцессы Виктории Гессен-Дармштадской (внучка королевы Виктории и сестра последней россий­ской императрицы Александры Федоровны) подобно многим отпрыскам аристократических родов строил карьеру в военно-морском флоте. Он участвовал в Первой мировой войне, к началу Второй имел звание капитана 1 ранга и должность командира 5-й флотилии эсминцев. Его флагман «Келли» был тяжело поврежден торпедой германского катера в Северном море в мае 1940 г., а спустя год потоплен бомбардировщиками Люфтваффе в ходе Критской операции. Капитану чудом удалось спастись. После этого в течение не­скольких месяцев Маунтбэттен числился командиром авианосца, пока 27 октября 1941 г. не стал начальником Штаба комбинированных операций с присвоением временного зва­ния вице-адмирал. Совершенно очевидно, что Маунтбэттен не располагал другими основаниями к столь высокому назначению кроме знатного происхождения. Расплачиваться же за установившийся в Англии порядок выдвижений пришлось канадским солдатам.
(****) Характерный момент: одной из задач рейда в британском генштабе считали уничтожение барж «флота вторжения» в Англию. Ничего удивительного - по мнению анг­личан к 1943 г. Россия могла капитулировать и вот тогда нужно было быть готовыми к «Зеелёве-2».

"ПОЛИГОН" 1/2001 стр. 3