|
От
|
Harkonnen
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
03.02.2010 18:21:43
|
|
Рубрики
|
Танки;
|
|
Харьковский четырехтактник 1500 л.с.
Приказ Министра МОП №19 от 15.01.1974 г.
Этим приказом ставилась задача - создать двигатель в 1500 л.с. с габаритной мощностью 1000 л.с./м3. Это были прогрессивные требования. Чтобы оценить их значение, следует провести сравнение с показателями существовавших тогда двигателей.
По величине габаритной мощности разрабатываемый двигатель превосходил аналоги в 1,5-2,5 раза. Практически в габаритах двигателя В46-6 мощность увеличивалась в 2 раза.
Создание такого мотора требовало соответствующего форсирования по литровой мощности. Отечественные двигатели
имели уровень литровой мощности 20-22 л.с./л, а на новом двигателе требовалось освоить 45 л.с./л и более. Для такого высокого уровня форсирования нужны были соответствующие конструктивные решения. ХКБД к этому времени имело опыт
создания высокофорсированных двигателей, в частности поршней составной конструкции, агрегатов наддува с высокими
параметрами, топливной аппаратуры.
[134K]
В основу разработки положена V–образная конструкция блока тоннельного типа с углом развала 60 град. Блок выполнен из чугуна. Головки цилиндров – индивидуальные, двухъярусные отлитые из ВПЧ, газовый стык – без прокладки. Поршень составной, шатуны – рядом сидящие, коленчатый вал стальной с подшипниками качения на щеках, индивидуальные топливные насосы, форсунки закрытого типа, два свободных турбокомпрессора, охладитель надувочного воздуха. На блоке расположены все агрегаты обслуживающие двигатель
Этот двигатель был отправлен во Всесоюзный научно-исследовательский институт транспортного машиностроения (г. Санкт-Петербург) и установлен в танк Т-72 с полнопоточной гидромеханической передачей. Это было новое направление в отечественном танкостроении, которое, однако, вызывало увеличение объема МТО. На этом работы по двигателю 12ЧН15/16 были приостановлены, т.к. заводу им. В.А. Малышева было предписано заниматься ГТД, о чем речь пойдет в последующих главах.