От Д.Срибный
К All
Дата 27.05.2004 19:04:04
Рубрики Байки;

"К счастью, мой диск тормозных колодок сдержал фрагменты самолета..."

С авиафорума:
Выложил ZaReznik

П.Клостерман. Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика. Москва. Центрполиграф. 2004. Перевод книги (В.В.Афанасова) P.Clostermann. The Big Show.
-----------------------
Если кто-то когда-нибудь сомневался, что французские ВВС смогут создать первоклассные летающие команды, дайте прочесть эту книгу.

…сержант авиации, совершивший 420 оперативных самолетовылетов

…так как наемные солдаты генерала де Голля не имели вещей и имущества…

…четкие линии фюзеляжа, красиво светящиеся линии двигателя «роллс-ройс».

Я дрожа надел шлем и еще подключился ко множеству разных приборов, циферблатов, контактов, рычагов, которые располагались один над другим, все крайне необходимые, которых нельзя было касаться ни одним пальцем, соблюдая психологическую выдержку; я был готов для решающей проверки.

Я осторожно прошелся по кабине, бормоча ритуальную фразу – ТДЗКД: тормоза, дифферент, закрылки, контакты, давление (в пневматической системе), топливо, шасси и радиатор.

Я рулил неистово, чтобы сбить появляющееся качание.

Я быстро поднял шасси, закрыл прозрачный капот моей кабины, дросселировал назад и настроил пропеллер для крейсерского полета.

Слегка отпустил рычаг и за долю секунды взмыл более чем на 10 000 футов.

…упражнений в авиационной артиллерийской стрельбе над заснеженными уэльскими холмами…

Затем летчики начали прибывать один за другим из четырех уголков Англии,…

Французские ранги, которые сохранились и по сей день, следующие: коммандант – командир эскадрильи, сос-лейтенант – лейтенант авиации, капитан – капитан авиации, адъютант – уоррант-офицер, лейтенант – старший лейтенант авиации, старший сержант – сержант авиации.

…нас экипировали «Спитфайрами-IX» с двигателями «роллс-ройс» «Мерлин-63» с двухступенчатыми усиленными зарядами…

Механики, завернувшись в одеяла, дремали под опущенными крыльями «спитфайров»

Я побоялся пораниться кнопками бутсов моего противника,…

Если ваш топливный бак не выдержит, предупредите командира и летите домой. Бесполезно пытаться продолжать операцию с этой дополнительной помехой.

Как только взлетите, не забудьте включить ОДВ (опознание друга или врага) и проверьте прицелы

…надел на шею ремень бинокля. В карманах захлестнутого стропами парашюта были «спасательный набор» и мой аварийный паек. Мой механик пошел за парашютом и яликом, чтобы положить их в кресло самолета вместе со шлемом…

Взял малокалиберную автоматическую пушку и пулемет и закрепил в хвостовой части самолета для наведения прицела. Томми ходил вокруг самолета с отверткой, плотно закрепляя съемные витражи.

Вокруг забегали механики, убирая «башмаки», оттаскивая батареи, висящие на концах крыльев…

Я поднял шасси и закрыл их, дросселировал назад и настроил угол пропеллера.

Как один поднялись в небо 24 «спитфайра» и устремились со скоростью 3300 футов в минуту, держа свои винты.

Мой двигатель неожиданно заглох, и нос резко упал.

Разделились на три секции, состоящие из четырех «спитфайров».

– Осторожно! Брютус, Еллоу-1 взывает, в 3 часа увидим дым от линейного отставания бомбы.

…короткие крылья, радиальный двигатель, длинный прозрачный капот, квадратный хвостовой стабилизатор, все в одном месте!

Как насчет угла горизонтальной наводки? Недостаточный. Я должен усилить свой поворот!

Мы едва миновали английское побережье, как мой топливный бак закончился – вероятно из-за парового замка в загрузочной трубе.

Услышав позывные SOS от 485-й эскадрильи, Мушот с отделениями Ред и Блю поспешили на помощь и пошли на восходящий поворот.

В их длинных прозрачных открытых кабинах я достаточно отчетливо видел силуэты немецких летчиков, устремившихся вперед.

…было трудно следовать за его бочками и поворотами Иммельмана.

Я не мог поверить своим глазам, необходим лишь простой угол горизонтальной наводки, менее чем 220 ярдов. Я быстро нажал на кнопку пуска. О-го-го! Весь его фюзеляж осветился вспышками. Моя первая очередь попала в цель, без промаха.

Взорвались два недолета, и меня засекли. Мои снаряды разбили кабину на фрагменты и уничтожили фюзеляж прямо за летчиком. Уносимый скоростью, я все еще шел прямо на него.

Это было захватывающее зрелище – весь диапазон фигурных полетов, повороты Иммельмана, резкие бочки – полный каскад.

Я устроился. Последний взгляд на инструменты.

Посыпались немецкие разрывные пули и встречный огонь станкового пулемета марки «Кольт»

Я практически вывихнул шею, неотрывно наблюдая за всей массой самолетов, проносившихся в диапазоне прицела.

Снаряд упал ему на кабину, и капот, сделанный из плексигласа, отлетел на несколько футов от моего самолета.

Я нажал на многофункциональную кнопку, и на этот раз одновременно начали стрелять все мои орудия – две пушки и четыре пулемета, - чтобы разделаться с ним. Взорвались сразу два капота, вслед за двигателем, а кабина выбрасывала вперед облака черного дыма.

Мне пришлось дросселировать назад, чтобы не оказаться лоб в лоб с моим немцем. У меня закончились боеприпасы, и каждый раз, как я нажимал на кнопку, я не слышал ничего, кроме свиста сжатого воздуха и лязгающих задних блоков.

Потянув ручку управления на себя, выполняя при этом 3000 оборотов плюс 20 форсажей двигателя, я отчаянно взмыл вверх…

Мы приземлились с горящими лампами самолетовождения и напротив зоны рассредоточения.

По пути я заскочил в Интеллидженс рум за последними сведениями относительно моего вылета.

..я лишь смутно видел нечеткую фосфоресценцию моих инструментов

Я перешел на рефлекторный прицел и снял защелку предохранителя с орудий.

Я посмотрел на температуру и запустил винт на хорошую скорость.

…на такой высоте его короткие крылья имели недостаточный захват в разреженном воздухе,..

..он знал это, так как начал опрокидывать свою машину, стараясь расстроить мою цель.

Проклятый парашют и его маленький ялик, казалось, весили тонну!

Это был «Мерлин-45», «роллс-ройс», турбина с компрессором наддува, уменьшенная в диаметре, что позволяет мощности упасть ниже 3000 футов, от 1200 до 1582 лошадиных сил. Так как объем воздуха в компрессоре наддува значительно уменьшили, кривая мощности быстро упала от 8000 до 12000 футов, имея лишь около 500 лошадиных сил. Кроме того, эти двигатели, искусственно вырабатывавшие до 18 форсажей, имели очень короткую жизнь.

..корабли с зенитной артиллерией обычно вооружены четырьмя четырехкратными автоматическими установками с 20-миллиметровыми снарядами,…

..специальную службу спасения морского пространства,…

Я опустил защелку предохранителя, пригнул голову и укрылся за броневой плитой. Пучки зеленых и красных трассирующих снарядов шли во всех направлениях. Следом за Жаком я промчался сквозь обстрел 37-миллиметровыми снарядами из патронной обоймы.

Мне пришлось сбросить капот, чтобы видеть все происходящее, и приземлиться.

…20 эскадрилий «мустангов» и «лайтнингов» отправились защищать большие машины с четырехактивными двигателями.

Циферблаты всех приборов в беспорядке плясали перед моими глазами: альтиметр, искусственный горизонт, индикаторы воздушной скорости и «поворота и крена», радиатор, масляный и цилиндрический термометры, манометры, сигнальные огни – в смеси цифр и стрелок.

…коробки «крепостей» были разбиты, дислоцированы, почти полностью уничтожены. Большие бомбардировщики были рассеяны по всему небу, тщетно пытаясь объединиться в тройки или четверки, чтобы форсировать огонь.

Освободившись от груза, мой «спитфайр» срикошетировал вперед.

Я напряг мышцы живота, нажал ногой на верхнюю педаль руля направления…

– Операционные штабы на связи. Следующим летчикам 602-й эскадрильи срочно явиться с докладом в Интеллидженс!

Прямо передо мной между двух стогов сена я увидел несколько мешков с песком и торчащие из них стволы орудий с множественными прицелами.

Сложность низкого полета со скоростью 350 миль в час состоит в том, что очень ограничено поле зрения.

Каждый пост был оборудован сложной счетверенной малокалиберной зенитной артиллерийской установкой

Дымотрассирующие пули

С колотящимся сердцем я попытался вывести их орудия из строя, с силой ударив ногой по панели управления, чтобы заставить свою машину скользить на крыле.

Положившись на судьбу, я набросился на панель управления, неистово нанося отвлекающие удары то на правый фланг, то на левый.

Покрытие верхней поверхности крыльев сморщилось, словно кусок папиросной бумаги, и сквозь трещины краски был виден сверкающий металл. Сдавленный хвост-триммер висел на ручке управления.

Мой старый «LO-D» будет в доке неделю. Кроме поврежденных органов управления, тремя снарядами был пробит фюзеляж возле оконных стекол. Пуля срикошетировала об одну из кислородных бутылок.

Захлестнутые нашими надувными спасательными жилетами, нагруженными яликом, а также парашютом, мы с трудом с помощью механиков забрались в кабины.

Я включил…нагревательные приборы с гироскопом и устраняющее лед оборудование.

Жалобный вой стартера. Один цилиндр загорелся, затем еще два. Я начал неистово качать насосом и двигатели сразу заработали.

– Осторожно, два «спита» преследуют того немца! Тормози!

– Алло, Скиттлы, Ред ведущий на связи. Боевое построение, бросайте своих детей!

Когда изумление прошло, мы сплотились вместе. Капитан Обертин, командовавший Скиттлами, неожиданно обнаружил себя изолированным…

…несколько массивных коробок из сотни или почти сотни четырехтактных самолетов в ряду на высоте 27000 футов, каждая коробка снабжена пятью тяжелыми пулеметами, посылающими снаряды более чем на 20 миль.

Ближе к нам можно было видеть машины с одним, иногда с двумя стационарными двигателями.

Его двигатель номер 3 совсем вышел из паза и висел на носке крыла, словно куча безжизненных скобяных изделий.

..проивосубмаринными сетями

Наши особые двигатели красиво вели нас, а удлиненные крылья хорошо поддерживали нас в разряженном воздухе.

Мой индикатор AS показывал 440 миль в час

Я пошел на свой 90-градусный разворот, который вынес меня на линию с освещаемой взлетно-посадочной полосой, и я нажал на вынос шасси. Меня отдросселировало назад, и сразу в ушах раздался сигнал тревоги. Инстинктивно, не отрывая глаз от взлетно-посадочной полосы, я нащупал выпуск шасси и нажал прямо на него. Это сработало, и я сразу же понял ситуацию: пневматическая система, видимо, вышла из строя и колеса не закрепились в необходимом для посадки положении.

..я использовал бутылку сжатого газа углекислоты

Когда разорвались провода элерона, …

Пластиковые лопасти воздушного винта отломились, разбросав тысячи осколков.

– Самолет Макса, ступенчатый левый борт, иди!

Рукой я повернул вниз выключатель, который приводил в действие бомбу, и снял предохранитель запускающего механизма.

С нашим «Спитом-IX» мы могли совершать воздушный десант на высоте 50 ярдов, в то время как тяжелому «тандерболту» необходимо было 600.

В виадуке было 39 архипелагов.

Бетонные подземные подвалы в Аскбридже, которые укрывали британский истребитель Центрального управления во время критических дней «Битвы за Англию»

..депо сравняли с землей, включая электрифицированную чартерную дорогу на Париж.

..металлической сеткой для взлетно-посадочной полосы…

Мы выполнили полдюжины рывков, потея и тяжело дыша, таща огромное бетонное судно, сидя на каркасе, таком же большом, как плавучий док…

Два крейсера бомбили батареи на побережье…

Я открыл дроссель и сделал еще один круговой полет…

…заметили бетонную дамбу немецкой подводной лодки…

..шесть авиазвеньев от российского фронта…

…снайпер, прятавшийся в лесу в миле отсюда, у которого были оптические прицелы, убил одного человека и ранил двух.

«Бофор»..вел огонь из пяти орудий…

коварный танк…с первого взгляда казался неповрежденным. Но подойдя ближе, можно было разглядеть три маленьких дырочки – две над одним из направляющих устройств, а третью прямо в середине черного креста, нарисованного на турели, под длинным стволом 88-миллиметрового орудия.

…новой системе полета в две секции – одна из двух самолетов и одна из четырех.

..теплозаправщики с горючим для танковых войск.

Я набрал высоту, применив техник Иммельмана.

К счастью, мой диск тормозных колодок сдержал фрагменты самолета.

Но он меня увидел, отступил на правый борт и пошел на крутой поворот.

Кеп стрелял; его крылья извергали длинные хвосты коричневого дыма и поток порожней тары.

Мое орудие с левого борта зажало.

..начальник авиационной базы, увидев мой журнал выполнения полетов…

Проверил блокировку шасси – рычаг выглядел неудобно и был похож на рычаг для закрылок. Чтобы открыть пневматическую схему, я опустил контрольные щитки, во избежание трамбовочного эффекта. Включил свет на панели управления. Отрегулировал рычаг дросселя -–отверстие в 5/8 дюйма 9не на долю больше, иначе карбюратор заполнится водой и может возникнуть отдача). Подал вперед рычаг продольного управления самолета, затем назад на дюйм или почти на дюйм, чтобы избежать разноса скорости. Убедился, что мои баки полны горючим и выбрал для взлета баки центрального фюзеляжа с подачей самотеком, если насос выйдет из строя.

Система Коффмана, которая использует сильное расширение гремучих газов, чтобы заставить двигатель работать.

Я лишь надеялся, что колесный бандаж уцелеет

..двигателем «напир сабре»

Раскрытие шасси было увеличено до 16 футов

субзвуковые скорости

с четырьмя 20-миллиметровыми автоматическими пушками, начиненными 800 снарядами (почти 20 с дистанционным прицелом)…

..к укомплектованию звена из четырех эскадрилий…

..двигателем DB-603 в 1675 лошадиных сил мощностью в 50 форсажей…

Гитлер присутствовал на демонстрации машины в апреле 1943 года и заставил дизайнера модифицировать самолет…

«Фольксъягер» – «истребитель народа»

«Спиты-IX» с двигателями «роллс-ройса» были созданы в США Паккардом.

Спенс был поражен в левое крыло, у него было лишь время выбросить свой пылающий дополнительный бак. Фейрбенкс пикировал довольно круто и мне было сложно следовать за ним; 40-дюймовые снаряды которые я рассеивал по всему движению локомотива, не могли его полностью разбить.

Я отпустил защелку предохранителя и проверил мои отражающие прицелы. Дьявол! Лампочка перегорела. Я лихорадочно снял перчатки, нащупал маленький реечный бомбодержатель, где были прикреплены запасные лампочки, и открутил основание прицела.

..мое поврежденное крыло вибрировало и его наружная обивка. Поврежденная шрапнелью, опасно порвалась.

Наконец после пикирования объект отделился от самолета, но была все еще гидравлическая нога.

– Алекс, попробуй углеродную бутылку!

Но они сказали нам, что первые два прыгнули на немецкий реактивный самолет.

Кроме тог, два боевых формирования должны одновременно выполнять скольжение, следуя параллельными курсами и менее чем в 60 милях один от другого…

Он скользил на крыле, и я увидел, что его огромный кок воздушного винта образовал спираль ударных подразделений немецких ВВС.

..за 30-миллиметровыми орудиями у них на винте…

огонь налетом по три 30-миллиметровых снаряда

Один из его снарядов срикошетировал в мой обтекатель, взорвался и изрешетил крыло шрапнелью

Каждое орудие стреляло из одной обоймы с вероятностью миллион к одному, и «Мессершмитт-262» остановился и распался в воздухе.

Находясь все еще позади немца, я произвел заградительный огонь из 40-миллиметровых орудий и тяжелых «MG»

При полном качании я дернул за механизм размыкания капота, он отломился у меня в руках.

Двигатель кашлянул и вдруг снова загорелся, получив резкий толчок.

Я делал небольшую корректировку скорости, когда вдруг два длинных пламени хлынули из его реактивного двигателя…

Сдавило две мои пушки с левого борта. Я больше стремился направо, чтобы выравнить скольжение, а мои две другие пушки тоже сдавило.

…четыре руки в перчатках, онемевшие от холода, уже толкали стойку рычага, чтобы сделать отличный бросок.

С усилием надавив на ручку управления, устремился в зигзаги.

Конец одного из моих крыльев был оторван.

Я отчаянно широко открыл дроссель и поднялся вверх, вися на винте.

Я протаранил нос, чтобы поднять хвост, и умышленно воткнул одно крыло с элероном, чтобы немного снять шок, - иначе, возможно, я бы перевернулся.

Я ощутил толчок, словно удар молотка через опорный диск.

..можешь встретить независимо летящие «фокке-вульфы»


Эти самолеты подвергали обстрелу и бомбили наши опережающие колонны, значительно затрудняя их продвижение.

Я тут же повернулся к нему лицом, выпустил пулеметную очередь из трехчетвертных фронтальных, но очевидно промахнулся, и пронесся словно вихрь…

выхлопные газы раскалены добела

Растущее число конвоя со снабжением, предназначенным для наших передовых бронированных колонн, было перехвачено и обстреляно или бомбардировано низко летающими самолетами фрицев.

Двух 20-миллиметровых батарей (24 ствола в двойной или четырехкратной установке)

В воздух полетели деревянные каркасы.

Я втянул голову и согнулся за задней листовой обшивкой…

Я внимательно изучил 360 горизонта

Он был летчиком-обозревателем Люфтваффе.

..носы его крыльев…

..одним из экспертов связи и взаимодействия из 2-й канадской армии…

Войсковое соединение торпедоносителей «бьюфайтеров»

Три линии белой пены говорили о спутанном следе трех самолетов, которые только что взлетели. Ряд «бломов» и «фоссов» в колесных люльках были готовы, и их спускали на воду пандусом.

Аль Дир, Хуго Сперле, Вальтер Новотни, «Гранд Чарльз»
«форты», Физелера Шторчса, «анзон», «бофоры», …пушку Хиспано
Швайнфурт, Нью-Руппин, Арроманчесом, Каен
..известного подразделения Рихтгофена «Еллоу-Ноуз».
Сондерштаб Н

От Hoaxer
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 30.05.2004 11:59:03

Центрполиграф-2

И-16, больше известный по обозначению центрального проектировочного бюро как ТсКВ-12, был создан группой советских специалистов под руководством Николая Поликарпова...

От МиГ-31
К Hoaxer (30.05.2004 11:59:03)
Дата 30.05.2004 13:26:31

Re: Центрполиграф-2

>И-16, больше известный по обозначению центрального проектировочного бюро как ТсКВ-12, был создан группой советских специалистов под руководством Николая Поликарпова...

ТсКВ-12 это такой очень тихий танк КВ-12. Ну, Поликарпов крут, он еще и танки делал, а я, серый, и не знал...
:-)
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Skwoznyachok
К МиГ-31 (30.05.2004 13:26:31)
Дата 31.05.2004 04:54:58

Конечно делал - вот КВ-12 например, "летающий танк"... :-)))))) (-)


От Бульдог
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 28.05.2004 14:57:01

Забавно пробовать перевести взад сие творение

Хотя вот такие перлы переводятся плохо :
>В виадуке было 39 архипелагов.
И что за 40мм пушки у него там постоянно на самолете мелькают? :D
В общем ...– Алекс, попробуй углеродную бутылку!...

От Cat
К Бульдог (28.05.2004 14:57:01)
Дата 28.05.2004 17:36:34

Re: Забавно пробовать...

>И что за 40мм пушки у него там постоянно на самолете мелькают? :D

===40-й калибр? 9,9 мм?

От ZaReznik
К Cat (28.05.2004 17:36:34)
Дата 28.05.2004 18:07:58

Клостерман воевал на "спитах" и "темпестах",

там пулеметы и(или) 20-мм "испаны".
Но были еще ракеты.

От Claus
К Бульдог (28.05.2004 14:57:01)
Дата 28.05.2004 15:32:13

40мм еще ладно. Там ведь и 40 " пушки встречаются. (-)


От Виктор Крестинин
К Бульдог (28.05.2004 14:57:01)
Дата 28.05.2004 14:57:57

Re: Забавно пробовать...

Здрасьте!
>Хотя вот такие перлы переводятся плохо :
>>В виадуке было 39 архипелагов.
>И что за 40мм пушки у него там постоянно на самолете мелькают? :D
Может про Харрикейн IID спич?
Виктор

От oleg
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 28.05.2004 12:17:21

Это не Пикуль писал?(-)


От Петров Борис
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 28.05.2004 08:50:28

Сколько стоите сие творение? Я её хочу!!! (-)


От Моцарт
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 27.05.2004 23:23:57

Типичный LSD-трип

уже привычный для Полиграфа (жаль,мой любимец В.Г.Павлов что-то не переводит больше)

От Sav
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 27.05.2004 19:31:04

Re: "К счастью,...

Приветствую!

>Если ваш топливный бак не выдержит, предупредите командира и летите домой. Бесполезно пытаться продолжать операцию с этой дополнительной помехой.

Оно конешно, если топливный бак уже тово, пора лететь - только главное не забыть расплатиться за принятое на борт горючее, дабы командир потом по башке не настучал.

А еще лучше лететь не домой, а спросить где тут ближайший аэродром подскока - а то топливный бак, не ровен час, таки не выдержит.

С уважением, Савельев Владимир

От Alex Lee
К Д.Срибный (27.05.2004 19:04:04)
Дата 27.05.2004 19:13:36

PROMT курит в сторонке... это не могли издать, не верю.... (-)


От DenisK
К Alex Lee (27.05.2004 19:13:36)
Дата 27.05.2004 20:26:49

Дык. PROMPT и есть, причём ещё и словарь не тот. (-)


От Warrior Frog
К Alex Lee (27.05.2004 19:13:36)
Дата 27.05.2004 19:53:08

ХИ-ХИ-ХИ Вот еще перлы (+)

Здравствуйте, Алл

Нет такой темы которая не обсуждалась бы на ВИФе

Вот вам сообщение МОЦАРТА от 20.09.03

https://vif2ne.org/nvk/forum/0/archive/594/594718.htm

Увидел в магазине следующее издание:
А.Кессельринг "Люфтваффе.Взлет и поражение"
издательство Центрполиграф.
Это меня зацепило, стал вспоминать, почему меня от слова "Центрполиграф" посещают какие-то смешные и забавные воспоминания.
Вспомнил!
В 2001 году я писал на форуме ВИФ-РЖ" про одну книгу этого издательства.
"Избранные места из книги американского журналюги Хенсона Болдуина в переводе некоего А.Н.Павлова.
Выпущено в 2001 году издательством "Центрполиграф".Редактор ,надо полагать,сам Полиграф Полиграфыч.
Подзаголовок: Новый взгляд на крупные военные кампании.
Истинная правда...

Ни что не ново под луной.
Александр

От Spender
К Warrior Frog (27.05.2004 19:53:08)
Дата 28.05.2004 11:53:52

:)))))) Может, самому попробовать попереводить что-нибудь? Хуже-то не будет :) (-)


От DenisK
К Warrior Frog (27.05.2004 19:53:08)
Дата 27.05.2004 20:32:23

Балин, чуть не скрючило.:)) (-)


От ZaReznik
К Alex Lee (27.05.2004 19:13:36)
Дата 27.05.2004 19:15:55

увы

П.Клостерман. Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика. Москва. Центрполиграф. 2004. Перевод книги (с англ. В.В.Афанасовой) P.Clostermann. The Big Show.

7.000 книг

на каждую цитату могу прописать номер страницы и абзаца

книга выглядит так - карманного формата, яркожелтая обложка с "тайфуном" и парой FW-190 на втором плане

От ZaReznik
К ZaReznik (27.05.2004 19:15:55)
Дата 27.05.2004 19:36:51

http://www.ozon.ru/context/detail/id/1689491/ (-)


От Г.С.
К Alex Lee (27.05.2004 19:13:36)
Дата 27.05.2004 19:15:18

Могли, если в Центрполиграфе редактор Полиграф Полиграфыч (-)