11 марта 2005 г. состоялась пресс-конференция Главного военного прокурора РФ генерала-полковника юстиции А.Н.Савенкова, посвященная результатам расследования Катынского дела. Сюжет о данной пресс-конференции в тот же день прошел по всем российским информационным агентствам и был показан по основным российским общенациональным телеканалам.
Судя по ряду признаков (отсутствию журналистов в конференц-зале, отсутствию информации о наличии других тем в выступлении А.Н.Савенкова, отсутствию дополнительных вопросов к выступавшему и т.д.), данная «пресс-конференция», на самом деле, являлась низкопробным спектаклем пресс-службы Главной военной прокуратуры для наивных телезрителей, а фактически же представляла из себя довольно рискованное политическое заявление руководителя Главной военной прокуратуры РФ с изложением позиции руководства Российской Федерации в отношении истинных итогов расследования Катынского дела.
Ввиду абсолютно скандального и вызывающего характера сделанного г-ном А.Н.Савенковым официального сообщения, журналистов и представителей общественности в конференц-зал Главной военной прокуратуры, по всей видимости, решено было вообще не допускать.
Наиболее скандальными в указанном выступлении были следующие моменты:
- А.Н.Савенков заявил, что 116 из 183 томов уголовного дела №159 содержат гостайну и носят гриф «секретно», поэтому польская сторона может знакомиться только с остальными 67 томами. С учетом того факта, что в середине 1990-х годов Польше уже были переданы 96 томов данного уголовного дела, получается, что, как минимум, 29 томов с секретными документами, в нарушение действующего российского законодательства, сотрудники ГВП безнаказанно передали представителям иностранного государства. Фактически же, немотивированное и беспардонное тотальное засекречивание информации о событиях 65-летней давности может на практике означать только одно – что Главная военная прокуратура РФ совместно с высшим политическим руководством России и Польши решили предпринять попытку скрыть истинные результаты проведенного расследования от российской и польской общественности.
- А.Н.Савенков заявил, что секретными являются также обвинительное заключение и постановление о прекращении данного уголовного дела. По отношению к событиям 65-летней давности такое решение представляется, по меньшей мере, весьма странным и больше напоминает бред сумасшедсшего.
- А.Н.Савенков заявил, что в ходе следствия были эксгумированы «более 200» тел. С учетом того факта, что в 1991 г. сотрудниками ГВП были официально эксгумированы останки «не менее» 167 поляков в Пятихатках (Харьков), «не менее» 243 поляков в (Медном) Калинин и несколько десятков останков поляков в Козьих Горах (Смоленск), напрашивается резонный вывод, что около половины эксгумированных в 1991 г. в Пятихатках и в Медном останков вообще не принадлежали польским гражданам. Кроме того, в 1994-96 г.г. польскими прокурорами и археологами были дополнительно эксгумированы останки 4.302 «поляков» в Пятихатках, останки нескольких тысяч «поляков» в Медном и останки свыше 4.000 бывших польских граждан в Козьих Горах. Результаты этих раскопок были официально сообщены польской стороной Главной военной прокуратуре Российской Федерации, однако указанные данные польских эксгумаций никак не соотносятся с численными данными по эксгумациям, приведенным в выступлении А.Н.Савенкова.
- А.Н.Савенков заявил, что в ходе следствия установлена гибель 1.803 человек, причем, личности 22 из них установлены в ходе эксгумации. Ранее в документах ГВП РФ официально утверждалось, что весной 1940 г. сотрудниками НКВД СССР были расстреляны 14.552 польских военнопленных из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей НКВД и 7.305 заключенных польской национальности из тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии. При этом настойчиво подчеркивалось, что подтверждающие этот факт документы не были обнаружены или что они были ранее уничтожены. Если вычесть 22 человека, опознанных при эксгумации, из выступления А.Н.Савенкова следует, что в ходе следствия обнаружились документы, подтверждающие гибель на территории СССР не менее 1.781 польских граждан. Отказ обнародовать данные документы означает, что их содержание полностью противоречит первоначальной позиции ГВП РФ по Катынскому делу.
- А.Н.Савенков ни разу не упомянул членов Политбюро ЦК ВКП(б) в качестве виновных в гибели польских граждан. Не упоминались в качестве виновных члены Политбюро и в официальных ответах должностных лиц Главной военной прокуратуры на запросы об уголовном деле №159, посланные в ГВП осенью 2004 года. Ранее в документах ГВП РФ и в пропагандистских материалах о Катынском деле постоянно подчеркивалось, что именно члены Политбюро ЦК ВКП(б) XVIII созыва несут основную ответственность за расстрел 21.857 польских граждан.
- А.Н.Савенков заявил, что следствием установлены виновные в трагических событиях под Катынью - это высокопоставленные должностные лица бывшего СССР, однако их фамилии Главный военный прокурор РФ отказался назвать, поскольку они имели отношение к гостайне. Он добавил, что "они могут быть названы позже". Отказ назвать имена виновных в преступлении, расследование которого полностью завершено и следственное дело по которому сдано в архив, вообще следует считать дурным юридическим анекдотом, достойным книги рекордов Гиннеса.
Если отбросить предположение о том, что генерал-полковник юстиции А.Н.Савенков – круглый дурак, способный на идиотские и лживые публичные заявления, то всё вышесказанное должно означать следующее:
1. В ходе проведенного расследования Главная военная прокуратура РФ не нашла никаких убедительных доказательств факта внесудебного расстрела на территории Советского Союза весной 1940 г. сотрудниками НКВД СССР 21.857 бывших польских граждан из Козельского, Старобельского и Осташковского лагерей НКВД и тюрем Западной Украины и Западной Белоруссии.
2. В ходе проведенного расследования Главная военная прокуратура РФ нашла доказательства гибели на территории СССР 1.803 бывших польских граждан, причем не менее чем на 1.781 человека были обнаружены документальные подтверждения их гибели. Демонстративное употребление А.Н.Савенковым термина «гибель» вместо термина «расстрел» означает, что, скорее всего, большинство из этих 1.803 бывших польских граждан не были расстреляны по приговорам советских военных трибуналов или народных судов, а умерли в советских лагерях и тюрьмах от различных причин или были убиты во время попыток их эвакуации из прифронтовой полосы в советский тыл в июне-июле 1941 г.
3. С целью сокрытия уголовно наказуемых деяний сотрудников ГВП РФ по фальсификации доказательств, привлечению заведомо невиновных к уголовной ответственности, принуждению к даче показаний и др., руководство прокуратуры решило засекретить истинные результаты проведенного расследования. В качестве побудительной причины к сокрытию истинных результатов расследования весьма вероятен также и вариант государственной измены ряда сотрудников ГВП РФ и их руководителей.