|
От
|
Михаил Денисов
|
|
К
|
Любитель
|
|
Дата
|
02.11.2004 20:39:39
|
|
Рубрики
|
11-19 век; Байки;
|
|
Re: ?Вопросы по...
День добрый
>Два достаточно ламерских вопроса по Переяславской Раде и предшествующему периоду.
>1. Различались ли в то время на Украине понятия "казак" и "крестьянин", или существовало только деление "реестровые / не попавшие в реестр казаки"?
-----------------
крестяне обиходно назывались "посполитые", отличались от казак принципиально, хотя в периоды воин крестьянство активно оказачивалось и потом так же активно не хотело возвращаться в крестьянское сословие. Это была одна из причин восстаний. ляхи не утверждали огромные реестры.
Отношение реестровых казаков к крестьянству было, мягко говоря, не однозначным, а по просту - казаки считали крестьян быдлом со всеми вытикающими.
>2. Слышал, что речь Хмельницкого на Раде была более-менее адекватно застенографирована, и текст сохранился до наших дней. Насколько эта информация соответствует действительности?
--------
ну вот кусок например:
Паны полковники, есаулы, сотники, все Войско Запорожское и все православные христиане! Ведомо вам всем, как Бог освободил нас из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего восточного православия. Вот уже шесть лет живем мы без государя, в беспрестанных бранях и кровопролитиях с гонителями и врагами нашими, хотящими искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей, что уже очень нам всем наскучило, и видим, что нельзя нам жить больше без царя.
Для этого собрали мы Раду, явную всему народу, чтоб вы с нами выбрали себе государя из четырех, кого хотите: первый - царь турецкий, который много раз через послов своих призывал нас под свою власть; второй - хан крымский; третий - король польский, который, если захотим, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть православный Великой России государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержец восточный, которого мы уже шесть лет беспрестанными моленьями нашими себе просим; тут которого хотите выбирайте! Царь турецкий - бусурман: всем вам известно, как братья наши, православные христиане греки, беду терпят и в каком живут от безбожных утеснении; крымский хан тоже бусурман, которого мы, по нужде в дружбу принявши, какие нестерпимые беды испытали! Об утеснениях от польских панов нечего и говорить: сами знаете, что лучше жида и пса, нежели христианина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный единого с нами благочестия, греческого закона, единого исповедания, едино мы тело церковное с православием Великой России, главу имея Иисуса Христа. Этот великий государь, царь христианский, сжалившись над нестерпимым озлоблением православной церкви в нашей Малой России, шестилетних наших молений беспрестанных не презревши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислать изволил; если мы его с усердием возлюбим, то, кроме его царской высокой руки, благотишайшего пристанища не обрящем; если же кто с нами не согласен, то куда хочет - вольная дорога".
А вот из украинского источника..речь другая, но в ту же тему:
Гетманъ и старые чиновники и Козаки, возражая молодымъ разными и многими противоположностями въ выгодахъ Турецкихъ, отъ ихъ насчитанныхъ, доказывали имъ, что отдаться Христіанамъ самоневольно во власть невърныхъ, или эадружить и общеніе имъть съ ними есть для Христіянства гръхъ смертельный и поступокъ предъ всъмъ Христіанствомъ позорный и предосудительный, и есть тоже почти, что и самоубійство: ибо имъвши съ такими общеніе и едность, нельзя ни какъ не совратиться съ пути Христіанскаго и не заразиться мерзостями бусурманскими; а что есть важнъе въ міръ, какъ не соблюденіе отеческой своей, въры, божественной и единственной въ человъчествъ ? Примъчайте и внемлите, что Павелъ святый, сей избранный Апостолъ Христовъ, претерпъвшій и побъдившій всъхъ мудрецовъ міра сего доказательствами своими о въръ нашей Христіанской, что сказалъ онъ при концъ жизни своей о собственной въръ своей во Христа. Онъ благодарилъ Бога найусерднъйше, что "в теченіе жительства скончахъ и въру соблюдалъ." А когда такой великій мужъ и такой ревнитель Божій и угодникъ Его, подкрепляемый всегда благодатію свыше, когда онъ благодарилъ Бога за соблюденіе въры въ Него, то намъ гръшникамъ сущимъ, не надобно ли всемирно пещись о соблюденіи въры своей, которою живемъ, движемся и есмы? Но сіе говориться только о собственной въръ нашей. А когда мы ее разсмотримъ и въ другихъ народахъ, то есть, когда соединясь съ невърными, ударимъ на Царство Московское, на сей единственный и свободный остатокъ державы Христіанской съ нами единовърной, и покоримъ его подъ такое иго Магометанское, въ каковомъ пребываютъ наши единовърныя Іераршества: Константинопольское, Іерусалимское, Антіохійское и Александрійское, то что мы тогда будемъ предъ лицемъ свъта? По истинъ, не что иное, какъ только притча во языцахъ и посмъяніе въ людяхъ, и будемъ еще окаяннъйшіе отъ народовъ Содомскаго и Гоморскаго, погубленныхъ правосудіемъ Божіемъ съ толико страшною грозою. Да и сами тогда останемся, какъ обломанное судно въ пространномъ моръ, обуреваемое со всъхъ сторонъ и не имущее пристанища и надежды ко спасенію, и будемъ тоже, что были послъ нашествія Батыя подъ владъніемъ Татарскимъ, т. е., невольники въ богослуженіи и Христіанствъ, или отступники и рабы неключимые, гибнущіе съ душею и тълом.
Денисов