|
От
|
Юрий А.
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
24.09.2004 15:43:26
|
|
Рубрики
|
Суворов (В.Резун);
|
|
Алексею Исаеву. По Антисуворову.
Находясь в отпуске, на досуге выполнил обещание, «прочитать Антисуворова», опрометчиво данное мною одному из уважаемых мною ВИФовцев.
Купил и прочитал. Накопилось множество вопросов. Сначала хотел задать их все разом, но потом решил, что по частям будет более удобочитаемо. Так что если не возражаете ответить, то буду задавать, по мере проверки информации.
Начну с 10 Главы, т.к. справочный материал был под рукой.
Из какого источника вы черпали сведения о ТТХ мониторов?
По моим данным получается несколько другая картина.
Вы пишете: «Это Владимир Богданович перенес в Днепропетровскую флотилию амурские мониторы типа «Шторм»».
Начнем с того, что мониторов типа «Шторм» не было. Как не было и монитора «Шторм». Тип назывался «Тайфун». В серии были построены 8 кораблей: Тайфун, Шторм, Вихрь, Смерч, Ураган, Вьюга, Гроза и Шквал. Первоначально все эти корабли относились к классу Речных канонерских лодок. В последствии они были переклассифицированы в мониторы. Большинство 06.11.1928 года. Два в 1932 году, один в 1934.
Что касается собственно РКЛ «Шторм», то 24.04.1922 года, она получила название «Ленин». И соответственно, после модернизации 1927-1928 года была переклассивфицирована в МН «Ленин». Под этим названием корабль и проплавал до сдачи на металлолом.
Водоизмещение данного корабля, после модернизации 1935 года – 1000 т, до 964 т.
Так что не о каких 2000т речи не идет. Думаю, что данное водоизмещение было высосано Резуном из пальца.
Самый тяжелый из МН советской постройки имел водоизмещение 1900т. Это были мониторы типа «Хасан» (проект 1190). Построено 3 ед. Все три на Дальнем востоке. Вооружены 130мм пушками, а не 152. Так что думаю, что Резун и эти мониторы никуда не переносил, а ТТХ МН ДВФ просто придумал.
Я это к тому, что нет смысла искать разумных объяснений фантазиям Резуна.
Теперь по МН «Ударный» (проект СБ-12).
Спущен он не в 1931 году, а 17.05.1932 года. Водоизмещение у него не 385 т, а 252,5 т. Так что водоизмещение у него не больше, а меньше чем МН типа «Железняков» (проект СБ-37), (263т) что, в общем-то, закономерно. Наибольшая длина 55,4, а не 53,6. ширина 11, осадка 0,6 м. Мощность 2х200 л.с. а ни как не 1600 л.с. (это слишком фантастично для монитора 30 г. постройки). Скорость 9 узлов максимальная (а не 11,6) и 7, 5 экономичная. Дальность плавания 325 миль при экономичной скорости.
О бывших польских мониторах.
Вы пишите: стр. 205 «Три монитора типа «Краков» - «Пинск», «Краков» и «Городище» - впоследствии входили в состав Пинской флотилии под названиями «Винница», «Житомир» и «Бобруйск»».
А на стр. 206 «Пинск» и «Торунь» …….. и стали называться «Витебск» и «Смоленск»
Так как стал называться «Пинск»? :-) «Винница» или «Витебск»?
Или может все-таки его переименовали в «Житомир»?
По порядку.
МН «Pinsk» и МН «Horodyszcze» не относятся к типу «Краков». Они построены в 1920 году, а МН «Krakow» в 1925-1926.
В советском флоте они были тоже отнесены к разным типам.
МН «Krakow» получил название «Смоленск» а не «Бобруйск» и был отнесен к типу «Смоленск»
МН «Pinsk» и МН «Horodyszcze», переименованные в «Житомир» и «Бобруйск», соответственно отнесены к типу «Житомир».
К тому же типу «Житомир» отнесены и остальные два доставшихся от Польши монитора. МН «Torun» переименованный в «Винницу», и МН «Warszawa» переименованный в «Витебск». Все эти 4 монитора построены в 1920 году на верфи «Danzinger Werft» и вступили в строй в течение 1920-1921 годов.
МН «Krakow» построен на судоверфи Л. Зеленовского в Кракове и вступил в стой 31.10.1926 года.
Упомянутый вами на 205 странице МН «Мозырь» («Morzyrz»), это один и тот же корабль что и МН «Torun». «Morzyrz» переименован в «Torun» 31.07.1923 года.
Стр. 208. МН «Смоленск» был взорван не 11 сентября, а 15 сентября в Ладинском затоне Десны.
И еще. Вы пишете о показательности боевого пути «Железнякова».
Так вот он то, как раз и не показатель. Он единственный, который сумел уцелеть и прорваться в Севастополь в 1941 году. Все остальные мониторы, упомянутые вами в 10 главе, либо погибли при прорыве или в бою (Ударный, Жемчужин, Бобруйск, Винница, Житомир) либо взорваны, на Днепре (Левачев, Мартынов, Флягин, Ростовцев, Витебск), ввиду невозможности прорыва в его низовье. Конечно, это было, не по тем причинам, что высосал из пальца Резун. Переход по морю, для этих кораблей не представлялся чем-то исключительным и осуществлялся ими не раз. Дело в танках и артиллерии немцев, прорывавшихся к берегу рек и тем самым перекрывавших пути отхода.
И еще, если можно, пара вопросов по книге в целом.
1) Как вы сами считаете, для кого (для какой категории) граждан написана ваша книга? Т.е. когда вы ее писали, вы на какого читателя ориентировались?
2) (вытекает из первого) Книга очень насыщена специфическими сокращениями. Почему в книге нет «Списка принятых сокращений»?