|
От
|
Игорь Куртуков
|
|
К
|
Игорь Куртуков
|
|
Дата
|
15.03.2004 23:33:19
|
|
Рубрики
|
Флот;
|
|
Примерно таким образом
План действий в начальном периоде войны у Куропаткина был такой:
1. Провести сосредоточение армии в районе Ляоян-Хайчен. Основной целью на этапе сосредоточения Куропаткин ставил себе "не давать противнику возможности одержать победу над нашими разрозненными войсками". Ради этого допускалось "не дорожить никакими местными пунктами, никакими стратегическими соображениями".
2. По сосредоточении перейти в наступление, "обеспечив себе насколько возможно успех".
Район Ляоян-Хайчен был выбран исходя как из соображений логистики (богатые ресурсы Южной Манчжурии), так и исходя из возможности вскоре оказать помощь Порт-Артуру. Также район был хорош тем, что был прикрыт с Корейского направления Феншуйлинским хребтом.
К концу августа сосредоточение Манчжурской армии под Ляояном завершилось, но переброски из России еще продолжались. Так как японцы оказались под Ляояном быстрее, чем ожидалось, Куропаткин не решился на наступление, и поставил иную стратегическую задачу - дать под Ляояном сражение и разбить противника опираясь на Ляоянские позиции. Общая стратегическая линия формулировалась Куропаткиным как "сосредоточение армии с прочно обеспеченными путями, стоя на которых спокойно выжидать подкреплений, пользуясь в то же время всеми случаями возможности для перехода в частые случаи наступления для поражения противника по частям".
Ляоянская операция закончилась поражением Куропаткина и вынудила его к отступлению, сломав тем самым как статегическую линию "стоять", так и первоначальный план войны.
Линия была сменена на "отступать до Мукдена и далее". Мотивировка дана в послании Куропаткина к Алексееву: "если бы дело касалось только военного положения, то никаких серьезных затруднений я не признавл бы существующими, ибо при встрече с первосходными силами отходил бы назад, все усиливаясь, в то время как противник ослаблялся бы". У Мукдена Куропаткин задерживатся не намеревался, считая нужным отойти к Телину, пусть даже для этого пришлось бы пожертовать крупными накопленными в Мукдене запасами.
Но так как "дело касалось" не только "военного положения", но и политики, Куропаткина одернули сверху и рекомендовали Мукдена не сдавать, а даже напротив, провести наступление могущее, кроме политического эффекта, оказать хотя бы косвенную поддержку Порт-Артуру. К концу сентября Манчжурская армия прекратила отступление и заняла позиции на реке Хуньхэ. Как оказалось, японцы вовсе не стремятся дать сражение, которого так боялся Куропаткин - их армия была достаточно истощена, и встретив противника на крепких позициях японцы остановились и перешли к обороне.
И если решение высшего командования на наступление (начавшееся 5 октября) с военной точки можно назвать ошибочным, то еще более ошибочным было предшествовашее ему решение Куропаткина сдать Мукден.
После окончания сражения на реке Шахэ без решительного результатат для обеих сторон, армии остались примерно на прежних позициях. Проблема, теперь вставшая перед Куропаткиным, состояла в том, что хоть Манчжурская армия и получала непрерывный (хоть и тоненький) поток подкреплений, японцы тоже усиливались. Т.е. соотношение сил на театре очень слабо смещалось в благоприятную для русских сторону. А с подходом армии Ноги из под Порт-Артура (сдан 2 января) и вовсе могло выйти в пользу японцев. Стратегического решения этой проблеме найдено не было. Куропаткин не решился ни на оставление Мукденских позиций, ни на стратегическое наступление, с целью разгрома неприятеля, но предпринял ряд частных (и провальных) действий в попытке оттянуть решение (рейд на Инкоу) и улучшить позиции (наступление 2-й Манчжурской армии). В результате, с подходом армии Ноги случилось Мукденское сражение, окончившееся поражением русской армии и отступлением на Сыпингайские позиции.
Как видим, Куропаткин в ходе войны не демонстрировал какой-либо единой стратегической линии, колеблясь (чаще неудачно) от одной стратегии к другой.