От Агент Ответить на сообщение
К All
Дата 05.03.2004 17:35:55 Найти в дереве
Рубрики Современность; Версия для печати

Мощная статья в Фигаро о России

--
"Фигаро"(Франция): "Надо помочь русскому гиганту"
Газета публикует статью известного французского политолога, директора журнала "Курье энтернасьональ" Александра Адлера, в которой говорится:

"Президентские выборы в России 14 марта не обещают сюрпризов. Зато будущее России после плебисцита Путина, как во внутреннем, так и международном плане, остается окруженным тайной. В этом смысле надо отдать должное политической смелости Жака Ширака, который во время визита в Будапешт нарушил все принятые в Европейском Союзе правила политкорректности (достаточно упомянуть в этой связи последний доклад Европейской Комиссии о России). Мстительные чувства многих европейцев, которые не отличались особой смелостью во времена "холодной войны", серьезно сказались на способности диалога с новой Россией и уже привели к тому, что жертвами этого стали российские либералы различных направлений. Если эта тенденция усилится, то Европа потеряет редкую политическую возможность сделать из России своего партнера.

Никто не может серьезно представить себе, чтобы Россия в долгосрочном плане согласилась с геополитическим порядком, в который ее обрушил взрыв 1991 года. Скажем ясно: поскольку Украина за 12 лет независимости так и не смогла стать государством, поскольку Белоруссия, руководимая жестоким и неграмотным президентом, ни в коей мере не отошла от России, поскольку, ворча, президент Казахстана Назарбаев в конечном итоге соблюдает волю русскоязычного большинства своей псевдостраны, поскольку грузинская община в Москве продолжает блестящую карьеру в СМИ, иными словами, поскольку Советский Союз окончательно не распался ни в головах, ни в сердцах, ни, что еще важнее, в повседневной жизни, то руководители России с 1991 года смогли и сумели терпеть происходящее. Но опасные безумцы те, кто думает, что любое российское правительство сможет на долгосрочной основе отказаться от влияния на более широком культурном и человеческом пространстве.

Путин сказал: "Те, кто сегодня забывают Советский Союз, не имеют сердца, те, кто хотят его немедленно восстановить, не имеют головы". Цель всякой разумной европейской политики не может быть иной, кроме терпеливой реинтеграции России в качестве великой державы в сообщество западных стран, чтобы этот процесс проводился теми в Москве, кто "сохранил голову". Мы видим на примере Сербии, как маленькая страна, смоделированная и вдохновляемая русской культурой, жестко и самоубийственно реагировала на ситуацию, при которой перед ней перекрыли все пути для компромисса. Таким образом, борьба за сохранение России на верном пути начинается уже сейчас.

Русские с нарастающим негодованием обнаруживают, что вступление стран Центральной Европы в ЕС несет им больше серьезных последствий, чем расширение НАТО, в которой американцы в конце концов дали России приличное и законное место. С удивлением русские сталкиваются с тем, что европейские нормы запрещают их шумным самолетам приземляться в Варшаве или Будапеште, что Польша и Прибалтика намерены устанавливать строгости на границе, распространяя на всех визы, которые трудно получать (это уже отрезает 40 проц. этнических русских, живущих в Латвии), и ведут дело к экономическому краху приграничных районов Белоруссии и Украины, близких к новой Европе. Еще хуже: несдержанная польская дипломатия намеревается установить привилегированные отношения с Украиной, в будущем с Белоруссией, которая, может быть, станет филопольской, а еще позже и с Молдавией, возвращающейся в румынскую орбиту, что означало бы для нее талон на вступление в Европу.

Добавляя обиду к оскорблению, Брюссель говорит о расширении привилегированных связей на Востоке на Закавказье - Грузию, Армению и даже Азербайджан, интересы которого будет пунктуально защищать Турция, предварительная просьба которой о вступлении в ЕС будет весной принята в Брюсселе. Хотя в Москве ничего не говорят, но все русские шокированы, что Турцию считают пригодной для Европы, тогда как России отказывают даже в более тесной ассоциации с новой европейской семьей (никто не говорит о ее вступлении в ЕС).

Конечно, Брюссель размахивает возможностью соглашения о свободе торговли. Но карты подтасованы: при нынешнем состоянии своей экономики Россия имеет мало готовых товаров, которые можно экспортировать на Запад, однако она не без оснований опасается затопления европейскими товарами своего рынка. Со своей стороны Европа тщательно воздерживается от применения принципов Адама Qмита в части, касающихся сравнительной экономической выгоды, блокируя увеличение российского топлива, выдвигая в качестве повода "сокращение зависимости". Европа состоит как из стран, которые воевали во Второй мировой войне вместе с Советской Россией, так и тех, которые, опасаясь ее гегемонии, выстроились вместе с гитлеровской Германией. Россияне, все россияне, не могут понять, как по отношению к ним проводят такой пересмотр итогов Второй мировой войны, которую они называют Великой Отечественной и которая, несмотря на некомпетентность и аморальность некоторых их лидеров, все же, попросту говоря, спасла все человечество от катастрофы ценой беспримерных в современной истории жертв.

Еще Пушкин подчеркивал в свое время, что Россия прикрыла (Европу. - Прим. ред.) своим истерзанным телом от нападения монголов в XIII веке и дорого заплатила за это полным упадком доселе оригинальной культуры. Сейчас в двух точках, а в будущем, возможно, и в трех, над ней издеваются те, кто с ней воевал в 1942 году. Например, в Латвии националистический режим не останавливается перед организацией фактического апартеида для некоренного населения, распространяя это даже на некоторых русскоязычных интеллектуалов, которые с симпатией относились к сепаратистским требованиям. Но и здесь здравый смысл гражданского общества, важность торговли и русской культуры, которая там имеет гораздо более глубокие корни, чем это хотят признать, помешали повторению катастрофы югославского типа.

Российское требование предоставления новой родиной этим меньшинствам полноценного гражданства по меньшей мере отвечает общей идее прав человека. Известно ли, что в Эстонии пограничный и промышленный город Нарва населен на 80 проц. этническими русскими, но управляется 10 процентами проживающих там этнических эстонцев? Известно ли, что в Латвии, где воздвигают памятники в честь молодых латышей, пошедших добровольцами в СС, два 80-летних старика, руководившие партизанами в этом регионе, русский Кононов и еврей Фартбух, помещены в тюрьму за причастность к послевоенным репрессиям?

Пора Европе принудить будущих стран-участниц к менее скандальному поведению. Впрочем, совершенно не очевиден стратегический интерес, в том числе для главных покровителей балтийских стран - немцев и скандинавов, надолго ссориться с будущей Россией. Тогда зачем соглашаться с территориальной блокадой, которую литовцы и поляки, наконец, помирившиеся (это никогда не было хорошим знаком), хотят навязать российскому анклаву Калининграду, когда Европа творчески искала выхода для решения проблемы Гибралтара, а сейчас занимается тем же для северного Кипра?

Вопрос о русскоязычном береге Днестра возникнет очень скоро, когда новая команда молдавских националистов придет на смену неспособному промосковскому президенту Воронину. Неужели план раздела, хорошо придуманный Москвой, не предпочтительнее в рамках превентивной дипломатии?

С дрожью я, наконец, подхожу к чеченской проблеме, настолько она превратилась в священное дело для всех правильных европейцев, особенно с тех пор, как невероятная эффективность чеченского терроризма смогла соединить обморок перед видом усатых боевиков с обычным страхом, который, как мы знаем, является одной из добродетелей современной Европы. В результате правительства и печать не прекращают восхвалять движение, связи которого с "Аль- Каидой" только укрепляются, равно как и его финансирование из Саудовской Аравии. Конечно, никто, в том числе в Москве не может гордиться грубостью и некомпетентностью Российской армии, попавшей на местах в руки экзальтированных вояк. Но возможность изменить поведение солдатни, угрожающей не только чеченцам, проходит через одобрение полной законности российского предприятия по возвращению территории, которая признается за ней международным правом.

В конечном итоге последовательная помощь Российской армии, которая должна быть реформирована, стать профессиональной, подняться на ноги, будет умным и деликатным способом поддержать поиск политического решения на месте (чеченского кризиса. - Прим. ред.). Если же Чечню признать независимым государством, взяв в качестве повода поддержку ее лидерами гитлеровского фашизма в 1941 году, а сегодня - исламского терроризма, то в этих условиях все россияне немедленно поставят под сомнение нынешние границы своего государства, которые оставляют за рубежами, пусть даже ближними, такие глубоко русские города, как Днепропетровск, Севастополь, Усть-Каменогорск или даже Алма-Ату.

Словом, пора прекратить эти абсурдные танцы лилипутов, пока русский гигант не встал не с той ноги. Если сейчас Европа, действуя в рамках ее все более утверждающегося полного бессилия, не проявит здравый смысл, то могу заверить: США, с Джорджем Бушем II или без него, могут с пониманием протянуть руку помощи российской власти, которая бывает грубой, но которая еще никогда с начала ХХ века не была столь близка к основным ценностям Запада".

--
http://www.interfax.ru/r/B/0/6.html?id_issue=9677859