От Рыжий Лис. Ответить на сообщение
К Евгений Путилов
Дата 28.01.2004 12:03:20 Найти в дереве
Рубрики Локальные конфликты; Версия для печати

Все гораздо проще

День добрый Евгений!

В начале 80-х производство опиума в Афганистане было очень незначительным (по памяти что то около 200-300 тонн в год), а героина из него производили вообще крохи. Это все в основном для внутренего потребления.

Наркобизнес расцвел во время войны, когда он стал 2-м по значимости источником финансирования для полевых командиров (первый - помощь мусульманских организаций и Запада). Так, к моменту вывода советских войск уровень производства опиума подскочил до 1500 тонн, причем основная часть перерабатывалась в героин на месте и в Пакистане и шла на экспорт в Западную Европу и США. Советские войска и местные власти бороться с новой напастью не могли - сил элементарно не хватало.

С уходом советских войск и крахом режима Наджиба ситуация только усугубилась - в разоренной стране для полевых командиров и особенно для местных жителей опийный мак стал зачастую единственным источником средств к существованию, соответственно вырос и уровень производства опиума - где то до 2500 тонн. Начался кризис перепроизводства, товар стал скапливаться на складах.

Период правления талибов особых изменений в ситуацию не принес - всё те же 2500 тонн в год. Талибы сами начинали как крышеватели наркоторговцев у Джелалабада и Кандагара, затем придя к власти взимали налоги с торговцев героином ("зякат" плюс налоги на производство героина и его транзит через границу). Только официально сумма поборов достигала 150 млн.$ ежегодно.
Затем произошло одно очень интересное событие. В начале 2001 года руководители Исламской школы Деобанд стали недвусмысленно намекать талибам о несовместимости государственной поддержки наркоторговли с исповедуемыми принципами школы. Исламская школа Деобанд - это очень могущественный теологический центр на севере Индии, который проповедует фундаменталистскую разновидность ислама, которая (а не ваххабизм) стала идеологической основой движения "Талибан". Находясь перед лицом потери поддержки своих духовных лидеров и угрозой санкций запада талибы совершили хитрый трюк - они объявили о начале борьбы с наркоторговлей и широко освещали свои действия в западной прессе.
Между тем реальность была гораздо сложнее - в стране разразилась страшная засуха и посевы мака так или иначе гибли. При этом реально не было наказано (даже штрафом!) ни одного вырашивавшего мак землевладельца, торговца или хозяина лаборатории, не была закрыта ни одна лаборатория, ни один рынок (а ведь только крупных рынков наркотиков в стране было под 2 десятка). При этом поставки героина на рынок не сократились - были исользованы накопленные запасы, а за счет колебаний цен талибы даже провели крупный передел сфер влияния в наркобизнесе.
Но кадры с прополкой маковых полей обошли экраны всего мира и абсолютное большинство людей клюнули на эту утку. И теперь талибов многие левые политики и репортеры воспринимают как борцов с наркотой.

Американцы не пытаются изменить ситуацию сразу по нескольким причинам:
Во первых, мак - основной источник доходов большей части населения страны. Это печальная реальность, но кормить людей просто нечем. Отними у них деньги от мака и на юге страны будет всенародное "голодное" восстание.
Во вторых, скупка мака, производство героина и его транзит - огромный и сложный бизнес который очень трудно уничтожить. Сил на борьбу с этой гидрой у американцев просто нет - ибо они не всесильны и тоже ограничены в ресурсах.
В третьих, у них ещё есть пусть слабый, но недобитый противник, который требует внимания в первую очередь.
Ну, и наконец, в четвертых, американцы предпочитают политику пряника, покупая союзников (пусть временно и дозволяя им заниматься наркобизнесом) ради решения приоритетных задач.

с уважением,
Алексей