От Darkon Ответить на сообщение
К Вад Ответить по почте
Дата 05.01.2004 21:13:03 Найти в дереве
Рубрики 1941; Версия для печати

Re: Июнь 1941-...

No pasaran! А если пасаран, то недалеко...


Если, конечно предположить невозможное, и наши в мае получают точную дату немецкого наступления, то можно сделать следующие предположения.
1. Полностью развернуть мехкорпуса всё равно не удаётся. Укомплектованность их будет от 55 до 70%, но даже при этом процент боеготовой техники и в первую очередь танков остаётся под большим вопросом. А уж боевое управление этими корпусами вообще открытый вопрос.

2. Выведенная и рассредоточенная авиация это, безусловно, большой плюс, но при этом уровень подготовки лётчиков, насыщенность новой техникой и её изучение оставляют очень много вопросов.

3. Учитывая тот факт, что немцы опережают нас в сосредоточении сил и в мобильности, экстренно начатая мобилизация не даёт существенного эффекта, кроме накопления крупного человеческого резерва. При этом Германия с сателлитами по-прежнему превосходит СССР по всем основным стратегическим экономическим и промышленным показателям в некоторых разделах в разы.

Отсюда следует вывод, что советское руководство в сложившейся обстановке вряд ли бы приняло решение о нанесении опережающего удара. И более того, такое решение могло бы оказаться не менее катастрофичным. Наступать "врастопырку", как находились наши силы на Западе на уже сосредоточившихся немцев (имеющих отличный боевой опыт, отличную организацию и хорошую подготовку всех уровней) было бы невозможно, а сконцентрировать силы и подготовить их для мощных ударов в глубь территории противника мы бы за это время просто не успели.

Поэтому с высокой вероятностью было бы принято решение на глубоко эшелонированную оборону "с целью измотать противника и создание условий для перехода в наступление" (стандартная формулировка).
Но в этих условиях на первое место выходит вопрос вскрытия оперативных планов противника. На каком направлении сосредотачивать усилия и где противником будет нанесён основной удар?

Как мы знаем, советское командование и политическое руководство, несмотря на известную военно-стратегическую игру, где Жуков наступал через Польшу на Москву, придерживалось мнения, что основной удар немцы нанесут всё же южнее в направлении Киева - Харькова - Донбаса, где немцы сразу получат мощные экономические ресурсы и соответственно лишат СССР мощнейшего экономического узла.

В этом случае мне представляется возможным такой сценарий:

22 июня Германия наносит мощный удар по плану "Барбаросса".

На южном направлении (Львов-Броды) завязываются упорные бои, и немецкие войска втягиваются в тяжёлые приграничные сражения, в которых постепенно теряют наступательную мощь. Советские войска на этом направление ценой огромных потерь ( в основном из-за неорганизованности, несовершенной структурной организации и слабой подготовки командного состава) удерживают фронт на линии Ровно – Хмельницкий – Дубоссары - Тирасполь и так же постепенно утрачивают мощь, вынужденные постоянно вводить для ликвидации различных угроз стратегические резервы.

На Западном направлении немцы после нескольких дней упорных боёв взламывают советскую оборону и начинают развивать наступление на Минск. Через 10 - 14 ней выходят к Минску и оттуда частью сил поворачивают на юг, нанося удар во фланг нашей южной группировке, а другой, продолжая развивать наступление на Оршу- Смоленск. (Прибалтику они возьмут чуть позже, где-то в сентябре. После того как вынудят нас отойти на юге)

В итоге к концу июня наши будут вынуждены, что бы не оказаться в окружении отвести южную группировку на рубеж Чернобыль – Житомир – Белая Церковь на юге к концу августа, скорее всего румыны и немцы нависнут над Одессой. И к середине сентября фронт будет стоять где-то по линии Таллин – Псков – Смоленск – Киев.

На мой взгляд, в этих сражениях мы потеряем большую часть мехкорпусов и авиации, но количество пленных , окружённых и полностью разгромленных частей будет на порядок меньшим. Кроме этого, представляется возможным, что основное немецкое удар в сентябре – октябре будет нанесён по нам несколько южнее того, который мы получили в реале через Смоленск на Вязьму. А именно из района Гомель - Могилёва через Брянск на Калугу. Насколько бы он получился – гадать уже нет смысла.

Вероятно, в этих условиях мы могли бы удержать фронт по берегу Днепра, не потерять Крым, Донбасс и Харьков на Юге.

И держать фронт по линии Ленинград – Новгород - Ржев – Вязьма – Брянск на Западе.

Мой личный вывод из этого анализа таков:
1.Даже зная точную дату немецкого наступления, СССР в июне 41-го года был не готов к опережающему наступлению ни организационно, ни технически, ни, что самое главное «операционно» (уровень оперативной подготовки комсостава).
2. В этом случае СССР было бы всё равно нанесено серьёзное военное поражение, но без столь масштабной военной катастрофы, которая случилась в реале.
3. Ставка советского руководства на выигрыш времени любой ценой была стратегически правильной, но с какого-то момента превратилась в опасный фетиш и обрекла страну на огромную катастрофу. Думаю, что Сталина подвела излишняя личная самонадеянность на то, что его личный авторитет и искусная дипломатия позволят оттягивать войну столько сколько это необходимо ему.