От Kosta Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 02.07.2021 17:47:35 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; 1941; Версия для печати

Зачем СССР столько танков: отвечают англичане ))

По прочтении монографии Петунина «Развитие британских танковых войск в 1920-30 гг» сложилось ощущение, что главный бонус от 20 тысяч танков в СССР – не столько сами танки (ан масс потерянные в 1941-м), сколько налаженные технологические цепочки для их (вос)производства в товарных количествах.

Потому как в Англии придерживались принципа, сформулированного Черчиллем (отцом танка!) в 1921-м: «Было бы крайне неразумно посвящать себя какой-либо крупной программе строительства танков, требующей крупных расходов, до тех пор, пока не будут достигнуты гораздо более определенные результаты, и весь практический аспект этого нового оружия будет рассмотрен детально». Ну да, наделаешь танков, а они возьмут и устареют к началу войны (тем более, что на 10-летнюю перспективу войны не просматривалось). Надо будет – в угрожаемый период развернем производство и наклепаем самые последние модели.

А там еще Великая депрессия бабахнула. Так что и существующие расходы пришлось урезать.

В итоге тезис Черчилля повторяется на все лады вплоть до середины 1935-х, причем ладно бы только гражданскими, но и самими военными - Комитетом по изучению уроков Великой войны и даже начальником Генштаба.

Когда в 1936 г. спохватились, выяснилось, что ни новых моделей танков, готовых к производству, ни самого производства, готового принять заказ - нет. Производители - Vickers-Armstrong и Королевский арсенал в Вулвиче, давно уже посокращали штаты танковых конструкторов до минимума (а Vickers-Armstrong в один момент чуть вообще не разогнал их бюро ради годовой экономии 13 000 фунтов). На других форимах все еще хуже, причем и их, как докладывало Военное министерство, «невозможно заинтересовать без гарантии последующих крупных заказов». А в 36-м еще никто такой гарантии не давал.

В итоге пока пришлось удовлетвориться разработкой A7, A9 и A10, которые сами военные вовсю критиковали, в частности, за маломощный двигатель. Ну да, откуда бы взяться мощному: большинство конструкторских бюро в 1920-начало 1930-х работало на гражданские нужды, а в Британии был высокий налог на большие грузовые автомобили – так что мощные движки никто и не разрабатывал, нет спроса – нет предложения.

Настал 1938-й, Судетский кризис, выяснилось, что у Британии не хватает буквально всего, приоритет в заказах естественным образом получил флот и ВВС, танкисты опять в пролете. Тем паче, что производители по прежнему «считают объемы заказов недостаточными». (Интересный нюанс, в июне 1939 г. парламентарии поднимали вопрос о том, что субподрядчиков Военного министерства принуждали к повышению конечной цены продукции на 50%, «прозрачно» намекая на необходимость поделится частью этих денег).

Военные вынуждены чуть ли не на коленях стоять чтобы пристроить заказы, и что же получается? На легкие танки их еще берут, с крейсерскими и пехотными ситуация хуже. Из 1 277 легких Mk. VI, одобренных казначейством, почти 1 000 поступила в войска к августу 39-го. Но проблема в том, что сам ГШ уже не рассматривает легкий танк как подходящий для войны на континенте ввиду слабой брони и вооружения.

А из 1 062 крейсерских танков, утвержденных к июню 1939 г, к концу сентября ожидалось 125 единиц. Из заказанных 369 пехотных к концу сентября, ожидалась поставка 115.

И даже этого не поставили: к началу войны в британской армии насчитывалось 1 002 легких танка Мк. VI, причем многие переданы войскам за несколько недель до начала войны, 79 крейсерских танков Mk. I и Mk. II и 67 пехотных танков Мк. I. Остальные танки либо находились в стадии производства, либо даже условно не могли признаваться боеспособными.

При этом военное министерство оценивало свои потребности в танках следующим образом: легких танков — 1 277 штук; крейсерских танков — 1 062 шутки; пехотных танков — 1 110 штук. Т.е. по машинам, которые сам же ГШ считал неподходящими для европейского ТВД, план почти выполнен, по остальным – и конь не валялся. Вот тебе и наклепали в угрожаемый период...

Это к слову о строительстве альтернативной армии в случае победы белых в ГВ. Великая депрессия в таком случае бьет и по России, танковые программы, даже если там что-то раскочегарится к концу 1920-х, затормозятся, в угрожаемый период их попытаются реанимировать – не думаю, что с сильно большим успехом, чем у англичан.