Прообразом повести послужило вполне банальное по меркам той войны событие: немецкая диверсионная группа пыталась чего-то взорвать на одной из узловых станций Кировской ж/д. То-ли немецкие диверсанты где-то лоханулись, то-ли караульные оказались необычно шустрыми и бдительными, но тихо ликвидировать охранявший станцию караул железнодорожных войск у них не получилось. Завязался бой, в результате которого диверсия была сорвана. Из охранявших станцию семерых воинов-железнодорожников(или комендачей, уж не знаю точно) в живых остался только их командир, которого позже наградили за этот бой медалью.
По крайней мере так описывает историю создания повести Борис Васильев. Ну а дальше он накрутил для большего драматизму: списанные по ранению во вспомогательную часть после госпиталей мужики-фронтовики превратились в юных девушек-зенитчиц, а вместо одного упорного и кровопролитного боя была придумана история с казаками-разбойниками в лесу.
Зато получилась по-настоящему сильная вещь, которая вряд ли была бы таковой, если б писатель строго придерживался реальных фактов. Просто не надо относиться к чисто художественному произведению, да еще и написанному человеком далеким от профессиональных охотников на диверсантов, как к документальному.