>Ниже я уже написал, что вопрос решался на уровне исполнения этого договора - как мне пояснили в РГАДА, Литовскую метрику не отдали именно на этом уровне: когда стали исполнять пункт о возврате, на совместной комиссии советской стороной было дано предложение забрать все тексты на литовскомм, с чем литовская сторона и согласилась.
В чём разница между тогдашними Польшей и Литвой?
Литва была для Советской России союзником. Слабым, ненадёжным, но союзником. Поэтому преференции, предоставляемые Литве по советско-литовскому договору — всего лишь проявление доброй воли Москвы, подачка сильного слабому.
А вот Польша, увы, нанесла нам военное поражение. И нашей стране пришлось платить ей контрибуцию, в том числе и культурными ценностями.
Именно по этой причине и появился пассаж из §1 статьи 9 советско-литовского договора, который я уже цитировал: «Российское Правительство соглашается возвратить таковые в Литву постольку, поскольку выдел их не причинит существенного ущерба Российским архивам, библиотекам, музеям, картинным галереям, в коих они хранятся».
А далее там было сказано «Вопросы, относящиеся к этому выделу, подлежат разрешению особой смешанной комиссии с равным числом членов от обеих договаривающихся сторон». То есть, столь впечатлившие Вас результаты работы этой самой комиссии стали возможны исключительно потому, что литовцы изначально знали своё место и понимали, что дарёному коню в зубы не смотрят. А не потому, что хитрые советские дипломаты обманули глупых литовцев.
А с тогдашней Польшей, разговаривавшей с нами с позиции сильного, естественно, такой номер был невозможен.
Тов. Чубайс является смелым, волевым и решительным комиссаром
Re: Да нет... - Роман Храпачевский20.09.2015 23:53:31 (406, 417 b)