От Пауль Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 18.03.2015 12:40:45 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Современность; Версия для печати

А. А. Свечин "Как не следует изучать историю"

К недавним дискуссиям об изучении военной истории в высших военных учебных заведениях.

Историю можно изучать разумно и неразумно. В последнем случае изучение истории не только не дает никакой пользы, но и приносит вред. Наиболее известным примером неразумного углубления в военную историю является известный генерал прусского генерального штаба Штилле, являвшийся во франко-прусскую войну 1870 г. начальником штаба 2-й, наиболее важной, центральной армии. Штилле быт известен своими историческими познаниями, в особенности по эпохе войн Фридриха II. Штилле знал не только все кампании и сражения Фридриха II, но и все его инструкции и приказы, и мог провести батальонное учение по фридриховскому уставу. 3а эту ученость принц Фридрих Карл и взял его к себе начальником штаба.

Важнейший «подвиг» Штилле в 1870 г. относится к Мецской операции. Французская армия Базена дралась к востоку от Меца, и вечером начала отход. Мольтке отдал приказ, чтобы 2-я армия 16.8 вышла всеми силами на путь отступления французов – шоссе Мец-Верден – к западу от Меца. Но шедшая впереди 2-й армии 5-я кавдивизия вышла на это шоссе еще вечером 15.8 и обнаружила отсутствие какого-либо движения на шоссе. В штабе 2-й армии в этот вечер 15.8 Штилле докладывал командующему армией, что выполнять приказ Мольтке не следует, так как армия Базена успела уже проскочить к Вердену; надо продолжать параллельное преследование в западной направлении, а на указанное Мольтке шоссе будет достаточно двинуть 2 корпуса. Следствием этих глубокомысленных рассуждений Штилле явилось 16.8 сражение под Марс-ла-Туром, в котором два прусских корпуса столкнулась со всей массой французской армии и едва не были разбиты на голову.

В чем корень ошибки, допущенной Штилле? В том, что он изучал историю в себе, в полном отрыве от практики, и никогда не ставил себе вопроса об освещении событий прошлого с точки зрения запросов настоящего. Он никогда не отдавал себе отчета в различии между походными движениями армии Фридриха II и во вторую половину XIX века. И он допустил, чти Базен мог за одни сутки, по одному шоссе, прыгнуть со своей армией на 40 км, как это неоднократно делал Фридрих II; изучение истории заставило его перенести в действительность отжившие методы и не осветило различия между 10 км глубины походной колонны армии Фридриха II и 150 км — армии Базена.

Конечно, несмотря на знакомство с тысячами деталей прошлого, у генерала Штилле подлинное историческое мышление отсутствовало полностью. Последнее начинается лишь с момента, когда история перестает замыкаться сама в себе, а связывается со стоящими перед нами задачами, с нашей будничной работой и получает величайшую целеустремленность. Только в этом случае история будет представлять не бутафорское, а подлинное орудие нашей мысли.



[46K]

Свечин А. А. Стратегия ХХ века на первом этапе. Планирование войны и операций на суше и на море в 1904-1905 гг. М.: Академия ГШ РККА, 1937. С. 3-5.

С уважением, Пауль.