От Николай Поникаров Ответить на сообщение
К Вулкан Ответить по почте
Дата 10.06.2014 10:08:40 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Флот; Версия для печати

Re: "Когда человек...

День добрый.

> Но если бы все только ограничивалось спорами и погоней за грантами среди ученых мужей! Знание истинных размеров Земли помогало бы навигации кораблей,

К тому времени было хорошо известно, что Земля практически сферична, и ее сплющенность навигаторам не интересна. Ньютон теоретически вычислил, что Земля сплюснута на 1/230, Эйлер - на 1/234 (в реале на 1/298). Так что это спор чистой науки - ньютонианцы против картезианцев, а внутри ньютонианцев спор, насколько Земля жидкая внутри. (Ньютон и Эйлер в расчетах ошиблись в одну сторону, считая Землю слишком жыдкой).

Точная форма Земли нужна еще геодезистам, но не навигаторам. В учебнике "Навигация" 1937 тов. Сакеллари назвал соответствующую главу просто: "В целях кораблевождения Земля - шар" :) Вплоть до появления спутниковой навигации и автоматических систем позиционирования этого было достаточно.

> и помогло бы в известной мере решить проблему долготы (читатели mos_art конечно же помнят, что в 1714 году английский Парламент опубликовал закон о Долготе, предложив решившим эту проблему 20 тысяч фунтов стерлингов, или 1.4 млн. $ в ценах 1991 года).

Деньги обещал еще Филипп II в 1598, Генеральные Штаты в 1606, адвокат Руйе де Меслей по завещанию 1714, Филипп герцог Орлеанский в 1716.

Ко времени перуанской экспедиции сделаны успехи в решении этой великой проблемы. Утвердилось два пути: по движению Луны и посредством точных часов.

Только что (1731-32) Хэдли и Годфри независимо изобрели секстант. Сразу несколько обсерваторий во всех странах начали вести точнейшие наблюдения Луны. В 1755 Майер составил таблицы положения Луны, позволяющие вычислять долготу места по измерениям высоты Луны. С 1761 эти таблицы используются на практике.

С другой стороны, уже 20 лет, как только услышал о премии Парламента, бьется над задачей часовой мастер Гаррисон. Уже 10 лет (1725) как он придумал температурную компенсацию длины пружины или маятника. Вскоре после выхода "Рошфора" в море он представит лордам Адмиралтейства первую модель хронометра - увы, не работающую в корабельных условиях с надлежащей точностью. Но Гаррисон продолжит попытки, и в 1761 достигнет полного успеха (47 лет работы!). А в 1775, за несколько месяцев до смерти Гаррисона, произойдет вовсе уж невероятное чудо - он получит наконец премию Парламента.

А форма Земли? Она для для долготы совсем не нужна.

Морепа напирал на престиж французской науки вообще - экспедиции разрешат спор двух иностранных гениев, Ньютона и Декарта. Конкретная практическая польза не ожидалась.

С уважением, Николай.