От Николай Поникаров
К Вулкан
Дата 10.06.2014 10:08:40
Рубрики 11-19 век; Флот;

Re: "Когда человек...

День добрый.

> Но если бы все только ограничивалось спорами и погоней за грантами среди ученых мужей! Знание истинных размеров Земли помогало бы навигации кораблей,

К тому времени было хорошо известно, что Земля практически сферична, и ее сплющенность навигаторам не интересна. Ньютон теоретически вычислил, что Земля сплюснута на 1/230, Эйлер - на 1/234 (в реале на 1/298). Так что это спор чистой науки - ньютонианцы против картезианцев, а внутри ньютонианцев спор, насколько Земля жидкая внутри. (Ньютон и Эйлер в расчетах ошиблись в одну сторону, считая Землю слишком жыдкой).

Точная форма Земли нужна еще геодезистам, но не навигаторам. В учебнике "Навигация" 1937 тов. Сакеллари назвал соответствующую главу просто: "В целях кораблевождения Земля - шар" :) Вплоть до появления спутниковой навигации и автоматических систем позиционирования этого было достаточно.

> и помогло бы в известной мере решить проблему долготы (читатели mos_art конечно же помнят, что в 1714 году английский Парламент опубликовал закон о Долготе, предложив решившим эту проблему 20 тысяч фунтов стерлингов, или 1.4 млн. $ в ценах 1991 года).

Деньги обещал еще Филипп II в 1598, Генеральные Штаты в 1606, адвокат Руйе де Меслей по завещанию 1714, Филипп герцог Орлеанский в 1716.

Ко времени перуанской экспедиции сделаны успехи в решении этой великой проблемы. Утвердилось два пути: по движению Луны и посредством точных часов.

Только что (1731-32) Хэдли и Годфри независимо изобрели секстант. Сразу несколько обсерваторий во всех странах начали вести точнейшие наблюдения Луны. В 1755 Майер составил таблицы положения Луны, позволяющие вычислять долготу места по измерениям высоты Луны. С 1761 эти таблицы используются на практике.

С другой стороны, уже 20 лет, как только услышал о премии Парламента, бьется над задачей часовой мастер Гаррисон. Уже 10 лет (1725) как он придумал температурную компенсацию длины пружины или маятника. Вскоре после выхода "Рошфора" в море он представит лордам Адмиралтейства первую модель хронометра - увы, не работающую в корабельных условиях с надлежащей точностью. Но Гаррисон продолжит попытки, и в 1761 достигнет полного успеха (47 лет работы!). А в 1775, за несколько месяцев до смерти Гаррисона, произойдет вовсе уж невероятное чудо - он получит наконец премию Парламента.

А форма Земли? Она для для долготы совсем не нужна.

Морепа напирал на престиж французской науки вообще - экспедиции разрешат спор двух иностранных гениев, Ньютона и Декарта. Конкретная практическая польза не ожидалась.

С уважением, Николай.

От Estel
К Николай Поникаров (10.06.2014 10:08:40)
Дата 10.06.2014 15:52:59

Re: "Когда человек...

>Точная форма Земли нужна еще геодезистам, но не навигаторам. В учебнике "Навигация" 1937 тов. Сакеллари назвал соответствующую главу просто: "В целях кораблевождения Земля - шар" :) Вплоть до появления спутниковой навигации и автоматических систем позиционирования этого было достаточно.

Для воздушной навигации в высоких широтах начали использовать Красовского ещё в войну. И кстати, отсылка к Сакеллари не совсем оправдана, Красовский получил свой эллипсоид в 1940 году.

Хотя, надо признать, что для самолётовождения даже на большие дистанции, для расчётов ортодромических курсов, используются уравнения сферы. До сих пор. Хоть и имеется система формул для расчёта по Красовскому.

От Николай Поникаров
К Estel (10.06.2014 15:52:59)
Дата 10.06.2014 16:23:31

Re: "Когда человек...

День добрый.

>Хотя, надо признать, что для самолётовождения даже на большие дистанции, для расчётов ортодромических курсов,

AFAIK парусные корабли по дуге большого круга не ходили вообще. Невозможно выдержать курс так точно, чтобы получить выгоду по сравнению с локсодромой. А в полярных широтах ходят куда позволяет лед.

С уважением, Николай.

От Estel
К Николай Поникаров (10.06.2014 16:23:31)
Дата 11.06.2014 01:11:38

А они в принципе могли


>AFAIK парусные корабли по дуге большого круга не ходили вообще. Невозможно выдержать курс так точно, чтобы получить выгоду по сравнению с локсодромой. А в полярных широтах ходят куда позволяет лед.

хоть какое-то длительное время идти определённым курсом или нет? Я же так понимаю, что дело даже не в точности навигационных инструментов, а в необходимости "ловить" ветер.

От Иван~Муравьёв
К Estel (11.06.2014 01:11:38)
Дата 11.06.2014 15:59:41

Re: А они...


>хоть какое-то длительное время идти определённым курсом или нет? Я же так понимаю, что дело даже не в точности навигационных инструментов, а в необходимости "ловить" ветер.

Да. Есть много мест, где ветер очень стабилен. Зона атлантических пассатов (Мадейра - Карибы), то же в Тихом (хотя и с натяжкой), западные 40-х южного полушария. Ставишь паруса и идёшь, корректируясь 2 раза в сутки. В других местах по обстоятельствам.
http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/77/Map_prevailing_winds_on_earth.png



От Николай Поникаров
К Estel (11.06.2014 01:11:38)
Дата 11.06.2014 08:50:41

Re: А они...

День добрый.

>хоть какое-то длительное время идти определённым курсом или нет? Я же так понимаю, что дело даже не в точности навигационных инструментов, а в необходимости "ловить" ветер.

И то, и другое.

Во-первых, рулевой на парусном корабле не может выдерживать курс с точностью до градуса, а в бейдевинд вообще правит не по компасу, а максимально круто к ветру.

Курс записывали вот так, с точностью до румба каждые полчаса:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/Traverse_Board.jpg



Во-вторых, на океанских переходах курс выбирали с учетом ветров и течений, поэтому мало было прямых отрезков в несколько тысяч миль.

Для дуги большого круга надо изменять курс на градус-два каждые 200-300 миль. По указанным выше причинам это было не актуально :)

С уважением, Николай.

От Иван~Муравьёв
К Николай Поникаров (10.06.2014 16:23:31)
Дата 10.06.2014 16:47:47

Re: "Когда человек...


>AFAIK парусные корабли по дуге большого круга не ходили вообще. Невозможно выдержать курс так точно, чтобы получить выгоду по сравнению с локсодромой. А в полярных широтах ходят куда позволяет лед.
Да, не ходили, хотя причина другая: на маршрут больше влияли ветер и течения. А курс 2 раза в сутки менять при ясной погоде/возможности определяться - несложно. Так обычно и получается: снос, ошибки, коррекция.

От Николай Поникаров
К Иван~Муравьёв (10.06.2014 16:47:47)
Дата 10.06.2014 17:16:33

Re: "Когда человек...

День добрый.

>Да, не ходили, хотя причина другая: на маршрут больше влияли ветер и течения.

Именно это я имел в виду - невозможно / невыгодно выдерживать курс по ДБК.

С уважением, Николай.

От B~M
К Николай Поникаров (10.06.2014 10:08:40)
Дата 10.06.2014 14:46:56

Re: "Когда человек...

>Морепа напирал на престиж французской науки вообще - экспедиции разрешат спор двух иностранных гениев, Ньютона и Декарта.

Декарт для Морепа всё-таки не иностранец.

От Николай Поникаров
К B~M (10.06.2014 14:46:56)
Дата 10.06.2014 15:50:49

Политэмигрант :) (-)


От Моцарт
К Николай Поникаров (10.06.2014 10:08:40)
Дата 10.06.2014 12:37:32

Re: "Когда человек...

>К тому времени было хорошо известно, что Земля практически сферична, и ее сплющенность навигаторам не интересна.

До твердой аксиомы в учебниках навигации "Земля - шар" было еще далеко. Если предположение (напрашивающееся и самое легкое для понимания) оказалось впоследствии верным, то это не значит, что исследований в этом направлении не велось.

От KAO
К Николай Поникаров (10.06.2014 10:08:40)
Дата 10.06.2014 12:13:05

Re: Навигация...

Спасибо за интересные исторические справки вам обоим! Пожалуйста, продолжайте!
Есть, правда, немного придиразмов:
>Точная форма Земли нужна еще геодезистам, но не навигаторам. В учебнике "Навигация" 1937 тов. Сакеллари назвал соответствующую главу просто: "В целях кораблевождения Земля - шар" :) Вплоть до появления спутниковой навигации и автоматических систем позиционирования этого было достаточно.

Надо отметить, что для не морской навигации форма Земли стала важна сильно раньше. Например, при рассчётах связанных с космонавтикой/баллистическими ракетам уже использовался у нас эллипсоид Красовского в качестве модели геоида и это было важно, т.к. промах на пару сотен километров не скомпенсируешь, как при морской навигации.

Так что кое-кому несферичность стала важно сильно до всяких GPS и прочего.

Но это практически не важно для моряков, тут вы правы. Т.к. скорости другие и погрешности на сносы от течений и волнения не в пример больше погрешностей от несферичности.