От SSC Ответить на сообщение
К Дмитрий Козырев Ответить по почте
Дата 27.07.2012 16:07:25 Найти в дереве
Рубрики WWI; Версия для печати

Re: Оперативное искусство...

Здравствуйте!

>>>Этот аспект рассмотрен. Проблема тактического прорыва была решена довольно быстро - массированием сил и средств.
>>
>>ИМХО, она была решена только внедрением танков с одной стороны и штурмовой тактики (которая также требует некоей спец. матчасти) с другой.
>
>Это то что решило окончательно, так и написано.

Не припоминаю, чтобы в 1915-16 кто-то близко подошёл к тактическому прорыву - только Верденом разродились. Вообще, как следует из Вашего же определения (2. Малая подвижность артиллерии и невозможность обеспечивать адекватную огневую поддержку наступающих войск в глубине обороны.) - массированием сил проблема прорыва эшелонированной обороны не решается в принципе, т.к. даже после полной экстерминации первой полосы, наступающий упирается в следующие полосы, и надо всё начинать по новой.

Единственный выход - это вынесение огневых средств наступающего вперёд, что немцы делали путём облегчения оных (MG.15, лёгкие орудия, миномёты), а союзники - постановкой на самоходную бронебазу.

>>>Интересный терминологический вывод :)
>>>Т.е. как ни крути, а получаются высокоманеренные боевые действия. ведущиеся с большим размахом :) При этом в операциях такой глубины вполне возможны (в зависимости от выработанного плана и преуспевания в нем) охваты, обходы и окружения.
>>
>>Понятие "высокоманевренный" меняется со временем. Во времена 2МВ для основной массы армии (ПД/СД) 40км - это форсированный суточный марш, а сейчас любое соединение это расстояние за час проедет.
>
>"высокоманевренность" имхо следует определять через субъективное ощущение времени и пространства :)
>В конце концов за обсуждаемые сотнями км (безотносительно пока уровня ведения БД) стоит реальная география, объекты и цели.

Не совсем субъективный. Во времена 2МВ были ММС соединения с маневренностью (как тактической, так и оперативной), многократно превосходящей манёвренность пехотных дивизий - основной массы армии. Сейчас такого разрыва нет - все ездят одинаково быстро, а пехота на Тойотах - быстрее всех :).

Кроме того, ММС во 2МВ также обладали большим огневым превосходством против пехотных соединений (условно говоря - 200 подвижных танковых пушек против 50 малоподвижных ПТП) - сейчас танков в армиях полно, а кол-во ПТРК даже в чисто пехотных частях и соединениях сравнимо с кол-вом бронетехники в аналогичных танко-механизированных.

>>Никаких оперативных окружений при прорыве на 50км не будет, т.к. это сейчас глубина тактической полосы. Высокоманевренными БД стали именно на тактическом уровне, а насчёт оперативного - большой вопрос.
>
> В рамках оживления дискуссии - Вы не хотите поговорить об изоляции района операций и воздушных десантах - как об изменившихся формах оперативных окружений?

Десант: в сценарии столкновения НАТО-ОВД, при ожидавшихся плотностях на земле и в воздухе - воздушные десанты мне кажутся чем-то вроде кавалерийской атаки на окопы в 1916 году :)

Изоляция: интересный вопрос. Если считать сутью окружения обрезание подвоза из тыла - то при отсутствии противодействия авиация, при её достаточном кол-ве, уже давно эту задачу технически вполне может выполнять. Собственно, и во Франции-1944 немцы уже испытывали огромные проблемы на дорогах, но могли хотя бы ночью передвигаться.

С другой стороны, даже по опыту Ирака-2003, короткие и быстрые (30-40км) передвижения мехчастей размером до бригады авиация отлавливать не очень успевает. Т.е. это окружение будет относительным, т.к. отойти обороняющийся сможет даже в таких условиях, особенно при наличии эффективного войскового ПВО.

Но, вероятно, самое главный предмет снабжения в сценарии начала войны типа НАТО-ОВД - это топливо, сжигаемое БТТ (авиацию пока не считаем) - а его можно и нужно транспортировать по полевым трубопроводам, минимизировав плечо работы автотранспорта до этих самых десятков км (которые также много легче прикрыть ПВО).

С уважением, SSC