От И.Пыхалов Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 20.09.2009 00:52:21 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Смертность заключённых в годы Великой Отечественной войны

Прежде чем приступить к рассмотрению цифр смертности заключённых в годы Великой Отечественной войны, надо оговорить вот какой момент. Как известно, в сталинских тюрьмах и лагерях содержались отнюдь не бессмертные эльфы. Окажись эти заключённые на свободе, часть из них всё равно бы умерла.

В 1938–1939 годах общий уровень смертности населения СССР составлял 1,74%, в 1958–1959 годах — 0,74% (Народонаселение стран мира: Справочник / Под ред. Б.Ц.Урланиса. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1978. С.176).

Однако использовать эти цифры некорректно, поскольку они не учитывают половозрастную структуру контингента, находившегося в местах лишения свободы. Для прикидочной оценки я взял распределение заключённых ИТЛ по возрасту на 1 апреля 1940 года (ГАРФ. Ф.Р–9414. Оп.1. Д.1155. Л.23) и возрастные коэффициенты смертности из того же Урланиса (Народонаселение стран мира... С.176). Получилось, что для 1938–1939 гг. «естественный» уровень смертности заключённых составил бы 0,74%, для 1958–1959 гг. — 0,38%. Естественно, надо брать первую из цифр. При этом следует иметь в виду, что эта цифра существенно занижена: для указанных лет Урланис приводит лишь усреднённые коэффициенты для обоих полов, а на самом деле повозрастные коэффициенты смертности у мужчин более чем вдвое превышают таковые у женщин (Народонаселение стран мира... С.177).

Переходим собственно к цифрам смертности заключённых. В то время в СССР существовали три вида мест заключения: тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) и исправительно-трудовые колонии (ИТК). На графике приведена смертность по месяцам в пересчёте на годовой уровень. То есть, если за май 1942 года смертность в ИТК составила 41,97%, то это вовсе не значит, что в этот месяц умерло 41,97% от контингента заключённых ИТК.

Смертность заключённых во время ВОВ
[360K]



Процент смертности рассчитан мною на основе помесячных данных о численности заключённых и помесячных данных об их смертности. Исходные таблицы, а также архивные ссылки пока не привожу, поскольку не хочу, чтобы собранный мной материал был уворован очередным «полковником™» для своей диссертации. Тем более что «на бумаге» эти цифры я пока что не публиковал.

Конечно, смертность довольно высокая. Как было сказано в справке о смертности по ОИТК НКВД за 1941 год, составленной и.о. начальника Санотдела ГУЛАГ’а НКВД И.К.Зицерманом:

«В основном смертность начала резко увеличиваться с сентября месяца 41 года главным образом за счёт этапирования з/к из подразделений, расположенных в прифронтовых районах: из ББК и Вытегорлага в ОИТК Вологодской и Омской областей, из ОИТК Молдавской ССР, Украинской ССР и Ленинградской обл. в ОИТК Кировской, Молотовской и Свердловской областей. Как правило, этапы значительную часть пути по несколько сот км до погрузки в вагоны проходили пешим порядком. В пути следования совершенно не обеспечивались минимально необходимыми продуктами питания (получали не полностью хлеб и даже воду), в результате такого этапирования з/к давали резкое истощение, весьма большой %% авитаминозных заболеваний, в частности пеллагра, давших значительную смертность в пути следования и по прибытии в соответствующие ОИТК, которые не были подготовлены к приёму значительного количества пополнений. Одновременно введение сниженных норм довольствия на 25–30% (приказ №648 и 0437) при увеличенном рабочем дне до 12 час., зачастую отсутствии основных продуктов питания даже по сниженным нормам не могли не сказаться на увеличении заболеваемости и смертности».