От Геннадий Ответить на сообщение
К Kosta Ответить по почте
Дата 01.10.2008 17:33:22 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Re: А я...




>>Ну, не знаю. Вы формулируете, вам и определения давать. Вот Михаил Денисов предлагает: " Надо четко определиться с критериями "национальности" победы. ИМХО это зафиксированное источником обращение именно к национальным чуствам армии".
>
>И я с ним соглашусь.

А я вот не знаю. Как быть, если обращение было, но не зафиксировано? И главное, как понимать для старых времен современный термин (с 18 века) "национальное"? М.б. для тех времен правильнее говорить "племена", "народ, народность"?

>Другое дело, я полагаю, что этим национальным чувством было охвачено не большинство, а меньшинство тогдашнего населения России.
А тут полная воля полагать что угодно, но доказать (большинство или меньшинство) вряд ли получится


>И для освобождения Москвы сравнительно небольшой группе людей пришлось принуждать остальных идти на определенные жертвы.
ИМХО, жертвы не надо преувеличивать. Вот из приходной книги Нижегородского уезда за 1612 г.- с уезда всех денежных доходов и сборов 250 рублей, да по приговору "ратным людям на корм" 180 рублей, 430 в сумме, с нескольких тысяч домовладений.
А вот "у Никитиных да у Максимовых людей Строгановых, у Юшки да у Митюшки Петровых взято три тысячи сто шестнадцать рублев" Да еще у семи "людей" видимо помельце - 2 тыс.руб.
Т.е. сумма взятая с десятка богатых более чем вдесятеро превышает сборы со всего уезда. Наглядно - богатые платят больше, сейчас бы такое "принуждение идти на определенные жертвы".

>Это раз. Второй момент: даже у людей, ожесточенно бившихся с ляхами, помимо любви к Родине были, очевидно, и вполне материальные мотивы. Например, смоленские дворяне, мне так кажется, очевидно не прочь были бы вернуть свои поместья.
Не "помимо", а "вместе с тем". Непонятно, почему у вас получается так, что носителями народного (национального) чувства должны быть только высокоморальные личности


>>Притом пьяницы, трапезолюбцы и корыстолюбцы вполне могут подвиги совершать, думаю, в те времена как раз они преимущественно подвиги и совершали. Как говорил Суворов, пьян да умён - два угодья в нем.
>
>И я на 200% тут с вами соглашусь. По моемуЮ, один из главных уроков Смуты в том и состоит, что при наличии настоящих лидеров, чётко осознающих национальные интересы, большие дела можно делать и со, скажем так, не вполне зрелым материалом - даже при предательстве части национальной элиты. А вот без таких лидеров, без сплоченной "национальной партии" никакое национальное чувство, никакая любовь к Родине не поможет. Иными словами - организация и лидеры есть такой же важный фактор успеха, как национальное чувство.

Понятно, что без организации армия - куча камней. Но лидеры и национальная партия - это есть продукты национального чувства. Т.е. если есть второе, то во благовремении _не может не появиться_ первых двух, как на вишне вишенок.