От Геннадий
К Kosta
Дата 01.10.2008 17:33:22
Рубрики 11-19 век;

Re: А я...




>>Ну, не знаю. Вы формулируете, вам и определения давать. Вот Михаил Денисов предлагает: " Надо четко определиться с критериями "национальности" победы. ИМХО это зафиксированное источником обращение именно к национальным чуствам армии".
>
>И я с ним соглашусь.

А я вот не знаю. Как быть, если обращение было, но не зафиксировано? И главное, как понимать для старых времен современный термин (с 18 века) "национальное"? М.б. для тех времен правильнее говорить "племена", "народ, народность"?

>Другое дело, я полагаю, что этим национальным чувством было охвачено не большинство, а меньшинство тогдашнего населения России.
А тут полная воля полагать что угодно, но доказать (большинство или меньшинство) вряд ли получится


>И для освобождения Москвы сравнительно небольшой группе людей пришлось принуждать остальных идти на определенные жертвы.
ИМХО, жертвы не надо преувеличивать. Вот из приходной книги Нижегородского уезда за 1612 г.- с уезда всех денежных доходов и сборов 250 рублей, да по приговору "ратным людям на корм" 180 рублей, 430 в сумме, с нескольких тысяч домовладений.
А вот "у Никитиных да у Максимовых людей Строгановых, у Юшки да у Митюшки Петровых взято три тысячи сто шестнадцать рублев" Да еще у семи "людей" видимо помельце - 2 тыс.руб.
Т.е. сумма взятая с десятка богатых более чем вдесятеро превышает сборы со всего уезда. Наглядно - богатые платят больше, сейчас бы такое "принуждение идти на определенные жертвы".

>Это раз. Второй момент: даже у людей, ожесточенно бившихся с ляхами, помимо любви к Родине были, очевидно, и вполне материальные мотивы. Например, смоленские дворяне, мне так кажется, очевидно не прочь были бы вернуть свои поместья.
Не "помимо", а "вместе с тем". Непонятно, почему у вас получается так, что носителями народного (национального) чувства должны быть только высокоморальные личности


>>Притом пьяницы, трапезолюбцы и корыстолюбцы вполне могут подвиги совершать, думаю, в те времена как раз они преимущественно подвиги и совершали. Как говорил Суворов, пьян да умён - два угодья в нем.
>
>И я на 200% тут с вами соглашусь. По моемуЮ, один из главных уроков Смуты в том и состоит, что при наличии настоящих лидеров, чётко осознающих национальные интересы, большие дела можно делать и со, скажем так, не вполне зрелым материалом - даже при предательстве части национальной элиты. А вот без таких лидеров, без сплоченной "национальной партии" никакое национальное чувство, никакая любовь к Родине не поможет. Иными словами - организация и лидеры есть такой же важный фактор успеха, как национальное чувство.

Понятно, что без организации армия - куча камней. Но лидеры и национальная партия - это есть продукты национального чувства. Т.е. если есть второе, то во благовремении _не может не появиться_ первых двух, как на вишне вишенок.

От Kosta
К Геннадий (01.10.2008 17:33:22)
Дата 01.10.2008 18:42:58

Re: А я...





>А я вот не знаю. Как быть, если обращение было, но не зафиксировано? И главное, как понимать для старых времен современный термин (с 18 века) "национальное"? М.б. для тех времен правильнее говорить "племена", "народ, народность"?

Ну народ же себя самоидентифицировал - по вере, например. Ссылки на нашествия "латинян" зафиксированы.


>ИМХО, жертвы не надо преувеличивать. Вот из приходной книги Нижегородского уезда за 1612 г.- с уезда всех денежных доходов и сборов 250 рублей, да по приговору "ратным людям на корм" 180 рублей, 430 в сумме, с нескольких тысяч домовладений.
>А вот "у Никитиных да у Максимовых людей Строгановых, у Юшки да у Митюшки Петровых взято три тысячи сто шестнадцать рублев" Да еще у семи "людей" видимо помельце - 2 тыс.руб.
>Т.е. сумма взятая с десятка богатых более чем вдесятеро превышает сборы со всего уезда. Наглядно - богатые платят больше, сейчас бы такое "принуждение идти на определенные жертвы".

Ну это разве свидетельсвует о ничтожности жертв? То-то Минин, как пишет Костмаров, поспешил отослать приговор мира о взимании пятой деньги поскорее из нижнего, "чтобы нижегородцы не одумались и не сделали перемены, когда им трудно будет". Тот же Костомаров пишет, что "неимущих отдавали в кабалу тем, кто за них платил" - это вполне чувствительные жертвы.

>Не "помимо", а "вместе с тем". Непонятно, почему у вас получается так, что носителями народного (национального) чувства должны быть только высокоморальные личности

Да ничего подобного. Я как раз несколько раз говорил о том, что высокая задача освобождения Родины при ряде обстоятельств вполне решается и "пьяницами" и "трапезолюбцами". Было бы кому направить стихию.


>Понятно, что без организации армия - куча камней. Но лидеры и национальная партия - это есть продукты национального чувства. Т.е. если есть второе, то во благовремении _не может не появиться_ первых двух, как на вишне вишенок.

Не факт. Точнее, появиться то они появятся, но не факт, что будут адекватны поставленным задачам. См. поход Ляпунова. Или так: с точки зрения белого движения большевистская революция представляла собой национальную катастрофу, любви к Родине белогвардейцам было не занимать, однако "не шмогли". Так, думаю, и победа Второго ополчения никаким детерменизмом запрограммирована не была. По всякому могло повернуться.

От Геннадий
К Kosta (01.10.2008 18:42:58)
Дата 01.10.2008 19:16:27

Re: А я...





>>А я вот не знаю. Как быть, если обращение было, но не зафиксировано? И главное, как понимать для старых времен современный термин (с 18 века) "национальное"? М.б. для тех времен правильнее говорить "племена", "народ, народность"?
>
>Ну народ же себя самоидентифицировал - по вере, например. Ссылки на нашествия "латинян" зафиксированы.

Вот именно, самоидентификация по вере не тождественна национальной самоидентификации.

>>ИМХО, жертвы не надо преувеличивать. Вот из приходной книги Нижегородского уезда за 1612 г.- с уезда всех денежных доходов и сборов 250 рублей, да по приговору "ратным людям на корм" 180 рублей, 430 в сумме, с нескольких тысяч домовладений.
>>А вот "у Никитиных да у Максимовых людей Строгановых, у Юшки да у Митюшки Петровых взято три тысячи сто шестнадцать рублев" Да еще у семи "людей" видимо помельце - 2 тыс.руб.
>>Т.е. сумма взятая с десятка богатых более чем вдесятеро превышает сборы со всего уезда. Наглядно - богатые платят больше, сейчас бы такое "принуждение идти на определенные жертвы".
>
>Ну это разве свидетельсвует о ничтожности жертв?

А ГДЕ я говорил, что Смуту преодолели НИЧТОЖНЫМИ жертвами??? Ну что ж вы пишете такое!
Пример говорит, что жертвы пытались сделать посильными для всех слоев. С уезду (массы) собрали оклад даже не двойной против прошлых лет, с богатых - да, много, но думаю тоже посильно им было заплатить.



>>Не "помимо", а "вместе с тем". Непонятно, почему у вас получается так, что носителями народного (национального) чувства должны быть только высокоморальные личности
>
>Да ничего подобного. Я как раз несколько раз говорил о том, что высокая задача освобождения Родины при ряде обстоятельств вполне решается и "пьяницами" и "трапезолюбцами". Было бы кому направить стихию.

Стихию направляют сами вышедшие из этой стихии, а не имплантированные в нее с Марса. Не будет лучших - возглавят худшие. будет хуже, м.б. проиграют.
Вы совершенно напрасно разделяете, это все одни и те же люди. На площади кричать он патриот, у кума на крестинах пьяница и трапезолюбец, лагерь или город вражий взял - вообще зверь.


>>Понятно, что без организации армия - куча камней. Но лидеры и национальная партия - это есть продукты национального чувства. Т.е. если есть второе, то во благовремении _не может не появиться_ первых двух, как на вишне вишенок.
>
>Не факт. Точнее, появиться то они появятся, но не факт, что будут адекватны поставленным задачам.

Факт, что появятся. Не факт, что победят.

От Kosta
К Геннадий (01.10.2008 19:16:27)
Дата 01.10.2008 19:44:43

Re: А я...


>Вот именно, самоидентификация по вере не тождественна национальной самоидентификации.

Для Европы - не тождественна, а для русских того периода - черт его знает, спросить бы у этнопсихологов.

>А ГДЕ я говорил, что Смуту преодолели НИЧТОЖНЫМИ жертвами??? Ну что ж вы пишете такое!

Ну ладно, ладно, неудачное слово подобрал, виноват, чего так нервничать ))

>Пример говорит, что жертвы пытались сделать посильными для всех слоев.

Но в кабалу то пришлось кого-то отдавать.


>Стихию направляют сами вышедшие из этой стихии, а не имплантированные в нее с Марса. Не будет лучших - возглавят худшие. будет хуже, м.б. проиграют.
>Вы совершенно напрасно разделяете, это все одни и те же люди. На площади кричать он патриот, у кума на крестинах пьяница и трапезолюбец, лагерь или город вражий взял - вообще зверь.
>Факт, что появятся. Не факт, что победят.

Я и не спорю с этим, более того - подпишусь под каждой фразой.

По моему, я говорю о том же - может чуть по другому. Я же не против того, что трапезолюбец может быть патриотом. Я о том, что одним национальным чувством много не навоюешь, что когда патриоту-трапезолюбцу платят 30 рублей - это ситуация качественно иная чем когда ему нихрена не платят, а подвига во имя Родины требуют.