|
От
|
Д.И.У.
|
|
К
|
Архив
|
|
Дата
|
08.01.2007 21:11:33
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Re: [2В. Кашин] цццюRe: По поводу...
> Арбалеты и даже станковые арбалеты были известны русским по крайней мере с начала 13 в. Если при известности это оружие мало применялось - объяснение может быть лишь в их бесполезности в условиях данного ТВД в домонгольский период. Предположения о том, что они не применялись ввиду "дикости и отсталости" - с легкостью отметаем. Факт применения арбалетов в 14-15 в сомнений не вызывает, а экономически русские княжества были тогда слабее, чем в 13 в.
Первое упоминание большущего сарацинского самострела в Ипатьевской летописи относится к 1185 г. Ну и что толку.
Полезность дальнобойных арбалетов с воротом на любых укреплениях не вызывает сомнений. Но их распространению мешали: а) косность и застойность мышления; б) недостаток квалифицированных специалистов. То есть дикость и отсталость.
Вот к 14-15 вв., когда петух жареный клюнул, появились и осознание нужности самострелов, и умение ценить специалистов. Но теперь уже экономическая слабость мешала их широкому внедрению в практику.
> Ага, но в период осады Москвы Тохтамышем то были другие арбалеты, не так ли? Кроме того, арбалеты могли быть "неприятны" монголам лишь в условиях осадной войны, т.е. узкого и второстепенного аспекта военных действий.
Какие именно арбалеты были в 1382 г. летописи умалчивают, хорошо, что они их упомянули вообще. И их явно были немного. Тем не менее, они изрядно отпугивали татар, выбивая их начальников на выбор, и во многом способствовали тому факту, что Москву татары взять штурмом не смогли.
Осадную войну я бы не назвал "узким и второстепенным аспектом военных действий", поскольку в городах хранились запасы и богатства, которые были главной целью татрских походов. Да и население отсиживалось в них же.
Кстати Едигей Москву в 1409 г. тоже не смог взять силой, хотя торчал под ней долго. Несмотря на всю свою мифическую монгольскую "организованную стрельбу по площадям".
И в полевой войне арбалеты были бы полезны, как средство резко повысить выживаемость пехоты. Пехоту с арбалетами и щитами безнаказанно расстреливать не скаку невозможно.
> Как я уже упомянул выше, это не помешало его распространению в условиях 14-15 вв, когда производственная база была еще слабее. "Застойность мышления" - это просто эмоциональное определение. Скорее именно бесполезность арбалета в домонгольский период.
Не бесполезность, а отсутствие острой необходимости. Справлялись и так, пусть с арбалетом было бы лучше.
Кстати, в Европе распространение арбалета было заторможено папским запретом 1139 г. и он начал входить в широкий обиход только с 1180-х гг. Когда его начали применять против русских немцы в Прибалтике, поляки и венгры в Галиции, только тогда русские начали осозновать его ценность. Но замедленно, ввиду общей отсталости.
> Зажигательные средства играли глубоко второстепенную роль, поскольку те самые "эффективные зажигательные средства" были редкостью в то время. Упоминания о взятии деревянных крепостей путем поджога тогда, если не ошибаюсь, были редки. Особенно сомнителен поджог деревянных "тарасов" зимой.
В средиземноморско-ближневосточном поясе эффективные зажигательные средства (без всяких кавычек, на основе нефтепродуктов и селитры) были не редкостью, а общим местом. Почему дерево там исчезло из укреплений задолго до 1200 и даже 1100 гг. Известно, что они широко применялись татаро-монголами в Венгрии в 1241 г. К сожалению, русские летописи на этот счет слишком скудны. Впрочем, с убогими "заборолами" русских городов можно было справиться и без экзотических составов.
> Они не были "дрянны", они были скорее примитивны.
Русские крепости были терпимы, пока Русь в общем и целом варилась в собственном соку, с давно знакомыми не многим лучшими соседями, и пребывала в самодовольном состоянии. Когда же она вдруг столкнулась с военными достижениями более развитых отдаленных цивилизаций, временно прихватизированными монголами и органичными для немцев, результат был плачевный. И можно только благодарить бога, что более развитые цивилизации зацепили Русь краешком в 1237-42 гг., а не сконцентрировали на ней своё внимание.