От Любитель Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 03.08.2006 19:16:16 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Ув. Пыхалову о чеченцах.

Хотя Ваша критика статьи Тарасова http://left.ru/2003/15/pykhalov91.html в целом производит впечатление обоснованной, тем не менее там есть несколько сомнительных моментов.

1. Что же касается вхождения терских казаков в тейп Гуной, то этот явный бред даже комментировать неохота. Единственное возможное здесь рациональное зерно — что отдельные чеченцы из тейпа Гуной могли быть в свое время приняты в терские казаки. Но никак не наоборот.

Почему "бред"? По-моему ассимиляция в среде чеченцев иноэтничных, в том числе и русских, групп - скорее общеизвестный факт.

Например:
Горская демократия послужила благоприятной почвой для появления славянских поселений в крае. Речь идет о терских казаках, близких к горцам по своим крестьянским занятиям, по военизированному быту и по менталитету. Издавна некоторые группы терских казаков стали не только считаться родственниками коренного населения, но и входить на правах ассоциированных членов в местные социально-родственные структуры (тейпы). Например, в таких отношениях с казаками находится равнинный тейп гуной. О горцах варандой говорят в Чечне, что они "русского" происхождения.

Дело в том общем правиле, согласно которому включение равнины в систему нормального землепользования требовало расширения хозяйственно го коллектива (общины). Это делалось помимо естественного роста включением иноплеменников. Проверенное столетиями средство получило новую жизнь во время Кавказской войны и после нее. В состав чеченцев, особенно тех, кто расселялся на равнине, вошло много представителей соседних народов: кумыков, аварцев, других дагестанцев, кабардинцев, грузин, а также русских. Русские крестьяне, взятые в солдаты, бежали к чеченцам во время Кавказской войны. У Шамиля они обслуживали его артиллерию. В Чечне были целые поселки, населенные русскими.

http://www.sakharov-center.ru/chs/chrus04_2.htm

Особо отмечу, что сообщения о русских, влившихся в состав чеченцев не являются порождением современной моды на мультикультурализм.

Скажем в изданной в 1889 году книге "Шамиль на Кавказе и в России" (я читал репринтное издание) утверждается, что в горной Чечне помимо пленных русских солдат, перешедших на сторону горцев, с разрешения Шамиля жили и "справляли культ" бежавшие от российских властей староверы.


2. Действительно, в Чечне феодалов не было. Потому что Чечня до феодализма просто не доросла, оставаясь на уровне первобытно-общинного строя. Как и упомянутые дагестанские и адыгские племена. Однако г-ну Тарасову надо во что бы то ни стало возвеличить чеченцев, вот и придумал некую «крестьянскую революцию».

Непонятно, на чём основана Ваша уверенность. Во всяком случае концепция "крестьянской революции" придумана не Тарасовым. Да и обоснование у этой концепции выглядит довольно убедительно. Например:

Однако в 1588 г. на одном из протоков в дельте Терека ставится новая русская крепость Терки (Терский город). Это стало возможным потому, что ряд чеченских князей вступили в союз с русскими воеводами против Ирана и Турции. В этом же году в столицу России, ко двору царя Федора Иоанновича, прибыло первое чеченское посольство, направленное Ших-мурзой Окуцким. В результате переговоров были письменно оформлены отношения русского царя с Ших-мурзой Окуцким как отношения сюзерена и вассала. Русское правительство информировало иностранных государей о вступлении ококов (впоследствии и других нахских земель) в «русское подданство».

http://chechnya.km.ru/magazin/view.asp?id=755EAC2630124B3EAAF3560B0C64CE7A

3. Интересно, чему так радуется г-н Тарасов? Как мы уже выяснили, тейпы — это не территориальные, а родственные объединения. Следовательно, «тейповый райком» — это райком, укомплектованный по родственному блату.

"Родственные объединения" видимо не очень точный термин в данном случае. В некоторых тейпах "состоит" более 100 тысяч человек, родственные связи между "однотейпниками" могут быть весьма отдалёнными, а то и вовсе отсутствовать, скажем в случае включения в тейп иноэтничной группы.