|
От
|
Алекс Антонов
|
|
К
|
FVL1~01
|
|
Дата
|
11.07.2006 03:09:47
|
|
Рубрики
|
WWII; Танки;
|
|
Re: Так вы
И снова здравствуйте
>> Я Вам честно скажу что на мой взгляд мысль "все сломались" не становится более глубокомысленной от того что ее озвучивает не Солонин, приводя к тому же в качестве аргумента "системную" необученностью предвоенных механиков-водителей "ан масс".
>Дело опять не в этом, а втом что мы говорили изначально про некий альтернативный сценарий, где предлагалось "ударить первым" или наоборот "обороняться"
- здесь же в числе всех прочих факторов факт ПЛОХОЙ подготовки танков и танкистов к войне играл бы даже большую роль чем он сыграл в сражениях 1941 (при обороне большими плотностями стали бы и большие плотности немецких прорывов - со всем закономерно описанными вами ниже неприятностями. Молчу про глупости типа вкопать танки в землю (с броней пробиваемой осколками тяжелых орудий это как раз то о чем немцы могли только мечтать)
Тем кто строит альтернативные сценарии я бы не советовал выдумывать их самостоятельно, все равно получится хуже чем планы советского Генштаба (в сценарии "ударить первым"), или пресловутый план "якобы Шапошникова"(С) Захаров: "...По плану, автором которого якобы являлся Б. М. Шапошников, выходило, что часть территории советских республик, расположенной от Балтики до Карпат и от Западного Буга до 27-го меридиана (глубиной более 300 км), должна была стать чем-то вроде гигантского предполья, зоны заграждения..." (в сценарии "обороняться").
И уверяю Вас вышеотмеченные стратегические альтернативы инвариантны к качеству мехводов "ан масс", которое не могло быть в среднем "двухчасовым" при отнюдь не "двухчасовых" тратах моторесурса БТТ в 1940-м.
А тактические глупости Вы видимо приписали англичанам:
"...Все выше сказанное, казалось бы, однозначно диктовало для менее защищенного БТ-7 соответствующую тактику действий — ведение огневого боя из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, которые давали возможность снизить вероятность попадания вражеских снарядов и одновременно позволяли подпустить танки противника поближе, на дистанцию, когда от 45-мм снаряда не спасла бы уже и 30-мм броня. Именно такую тактику применяли англичане в Северной Африке. И условия были схожими: те же танки со стороны немцев и практически полные аналоги БТ-7 — крейсерские танки — со стороны англичан. Последние отличались даже рядом преимуществ перед нашей машиной: более многочисленный экипаж, хорошие приборы наблюдения и средства связи. Однако немцы, превосходили английские крейсерские танки периода 1941 года все в той же броневой защите. Англичане использовали укрытия из мешков с песком, завалы из камней, иногда просто зарывали танки в песок по башню и получали необходимый эффект —они несли значительно меньшие потери в обороне, чем мы. К тактике танковых засад у нас перешли только осенью 1941 года — после того как было выбито 90% наших танков. Почему же не раньше? Да потому, что боевой устав предусматривал для танковых частей только один вид боя, как в наступлении, так и в обороне, — атаку. Стрельба с места в обороне допускалась в исключительно редких случаях..."
...или М.Барятинскому, М.Коломийцем которые что то там в вышепроцитированном напутали, я сдуру их сейчас процитировал. :-)
Однако на мой взгляд в рассуждениях о той или иной альтернативной (в смысле так и не реализовавшейся) стратегии обороны СССР от гитлеровского нападения не стоит до таких тактических мелочей как то стоит ли зарывать БТ в землю или нет опускаться, бо получается форшмак. Тактические "глупости" не могут дескредитировать стратегические идеи, разные это уровни системы "война", разные.
>В общем главная моя посылка - полная бессмысленность каких либо альетрнативных действий именно для советских мехчастей - одной из главных причин которой будет слабая подготовка. Одной но не единственной
Если рассуждать о мехчастях (в отличие от мехсоединений -это тактика), то в их поражениях летом 1941-го в боях с панцерваффе или ПТ артиллерией пехоты вермахта было изрядно более серьезных причин (о которых говорят в том числе вышепроцитированные Барятинец с Коломийцем), которые можно утрированно свести к тому что наши танки "ан масс" (все эти многие тысячи БТ и Т-26) уступали, и сильно, германским панцерам прежде всего в огневой мощи и бронезащите, и в гораздо в меньшей мере в подвижности (которая в заметной мере определяется уровнем подготовки мехводов, и в столь же заметной мере технической надежностью техники, в которой мы уступали).
>> Проблема в том что в условиях 1941-го "не работало" даже 100% Т-26 или БТ, причем по принятым у нас же взглядам.
>А это уже совершенно справделиво замеченная ДРУГАЯ причина,
Да нет, это причина такого же порядка, о котором заговорили Вы, вспомнив "глупости" о "вкопать танки в землю". Причина тактического порядка.
Ссылаться на тактические причины при опровержении стратегических альтернатив, неправомерно.
>но если как скажем мы продолжаем говорит от альтернативе слабость атаки коспенсируется воздейсвием на немецкое ПТО скажем авиации, более сконцентрированной чем в реальности и лучше используемой,
Перов с Растрениным добросовестно подсчитали вклад авиации поля боя в поражение целей на этом самом поле, и установили что тот составлял именно на переднем крае очень незначительную величину. Так что предложенную Вами военно-техническо-тактическую альтернативу с более мощной и массируемой советской авиацией поля боя врядли можно считать реалистичной. Во всяком случае она менее реалистична чем массовый выпуск Т-26 и БТ во второй половине 30-х с 76 мм артсистемой или даже более ранее начало массового выпуска советских танков противоснарядного бронирования, изменяющее вышеописанный мной плачевный результат боевого столкновения расчетных советских Т-26 и БТ с немецкой ПТО расчетной плотности.
артиллерии (тут кто то предлагал "рвать" СД нитку фронта
Потеря темпа на этапе подготовки и проведения прорыва. Впрочем именно такой метод взлома обороны рассмотривался советской предвоенной теорией как основной.
>и вводиь танки только в прорыв (оставим пока вопрос могла ли это сделать стрелковая дивизия) -в общем все это ПЕРЕМЕННЫЕ факторы, то плохое техническое состояние и плохая (ннедостаточная в сранвнении с противником) подготвока - фактор ПОСТОЯННЫЙ.
Я согласен с тем что уровень техники определяет складывающуюся тактику, а не наоборот, но повторюсь многочисленные Т-26 и БТ не соответсвовали требованиям 1941-го года отнюдь не из за их плохого технического состояния (низкой технической надежности) и не потому что за их рычагами сидели малообученные "ан масс" механики-водители, а потому что требования времени не соответвовала их огневая мощь и бронезащита.
Я уже неоднократно (и сейчас извините повторюсь) говорил что на Т-34-76 было проще в 1943-м воевать против "Тигра" чем на Т-26 летом 1941-го против "тройки" с 50 мм лбом, однако именно качественные параметры бронетехники сторон не учитывают "любители считать танки"(С), после подсчета недоумевающие как это мы с 23 тысячами танков от 3 тысяч немецких до Москвы отступали, и в своем недоумении напридумывавшие столько (Солонин как пример) что эти "авгиевы конюшни" в обозримом времени вредли будут расчищены.
"Как показывает опыт 1941 г., необходимо учитывать не только количественные, но прежде всего качественные показатели оружия и боевой техники"(C) "1941 год - уроки и выводы"
>А на тезис о том что все/не все танки брошены/погили в бою - он влияет лишь частично - ибо даже просто разновременный бой соединения ПО ЧАСТЯМ = как следсвтвие техсостояния уже приводт к тому что танки погибли в БОЮ
Контрудар - попытка перехвата инициативы проводимая в условиях крайнего дефицита времени, именно по этому в ходе контрударов силы и средства как правило вводятся по частям. При этом "по частям" на оперативном уровне влечет следствие "по частям" на уровне тактическом.
Но обратите внимание, ввод в бой по частям (бой - это тактический уровень) Вы всемерно осуждаете, а вступление в приграничное сражение сил РККА по частям (уровень - оперативно-стратегический) считаете спасительным. Не видите ли Вы тут противоречия?
>> Именно по этому, не "все сломались"(С) а, в бою было потеряно(подбитыми и сгоревшими) большинство Т-26 и БТ.
>Именно вы ммне упорно и логично доказываете НЕ ТОТ тезис что я отстаиваю :-) Успех-неуспех танковой атаки на пдготовленную неподготвленную оборону - величина ПЕРЕМЕННАЯ и зависит не только от танкистов, поломки от 20 до 80% такнов на марше и подготовка экипажей - величина постоянная и не завист от того ударяем мы по батальону в обороне или вообще в пустоту.
Надеюсь мне все же удалось Вам продемонстрировать что танковая атака сходу даже полнокровного подразделения советских танкистов на Т-26 и БТ даже на поспешно занятную немецкой пехотой на нормальном фронте оборону расчетно была обречена на провал по причинам не связанным с уровнем боевой подготовки советских водителей-механиков и надежностью их танков, а по причинам связанных со слабостью бронезащиты и огневой мощи этих танков.
>Потому и потреяно в бою большинство танков менее эффективно чем могло быть = что кроме всех факторов влияло и их техническое состояние - отчего били по частям, с колес, теряли машины на марше оставшими, в парках и т.д.Они погили в БОЮ но не в составе соединений
8-й МК после 500 км маршей растерял на дорогах около 50% танков, грубо говоря техническое состояние советских танков летом 41-го обеспечивало 10% убыль по технически причинам от первоначального состава на каждые 100 км форсированного марша.
Это весьма пристойная цифра, и примерно с ней же мы закончили войну. Так что на мой взгляд Вы зря держите за главную причину поражения советских танковых войск в приграничном сражении лета 1941-го года именно низкую недежности основной массы советской танковой техники и низкую квалификации основной массы советских механиков-водителей.
Были причины гораздо серьезнее - а именно слабая бронезащита и недостаточная огневая мощь большинства советских танков, обрекавшая танкистов на тяжелые потери при столкновении с артиллерийской ПТО и танками вермахта. На маршах танковые соединения истаивали в несколько дней, если даже не недель. В бою они же сгорали в несколько часов. Как пример, 12-й мк:
"...28-я танковая дивизия, имея около 130 танков, перешла в атаку у местечка Пошили в направлении Карленай, Полугуе, Ужвентис. Танки сразу были встречены сильным огнем противотанковой артиллерии противника. Неся большие потери отдельные подразделения 55-го и 56-го танковых полков смогли прорваться в глубину расположения противника и разгромить колонну моторизованного полка, выдвигавшегося по шоссе на Шяуляй. Ожесточенный бой продолжался 4 часа. Были уничтожены 3 тяжелых и 14 противотанковых орудий, до двух батальонов пехоты, было захвачено 6 тяжелых и 24 противотанковых орудий, несколько танков, большое количество пленных, нарушено организованное движение немцев по шоссе. В ходе утренней атаки дивизия также понесла тяжелые потери. 48 танков остались подбитыми на поле боя. Погибли командир 55-го танкового полка майор С.Ф. Онищук, командиры танковых батальонов майор Н.К. Александров и капитан И.В. Иволгин, помощник командира дивизии по технической части - подполковник Соболев.
Всего в тот день (к 15 часам) дивизия лишилась 84 танков.
К 15 часам остатки дивизии (в составе 40 танков, штаб дивизии, разведывательный батальон, остатки 55-го и 56-го танковых полков) сосредоточились в районе сбора в лесу северо-восточнее Пашили.
23-я танковая дивизия также участвовала в контрударе и понесла тяжелые потери. Известно, что только 144-й танковый (46-й) полк оставил на поле боя около 60 процентов боевых машин..."
С уважением, Александр