|
От
|
СанитарЖеня
|
|
К
|
Begletz
|
|
Дата
|
07.01.2006 08:59:44
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Re: Правда или...
>Since taking the advice of an American railway engineer in the mid 1800's, the rail gauge of Czarist Russia and its successor state, the Soviet Union, has been in the wide gauge. The theory being that an attacker would encounter more operational and supply problems if he were forced to convert a wider gauge rail line to "his" gauge (back in the mid 1800's, it was assumed that Germany was going to be the aggressor). In 1939, only in Lithuania (and to a lesser degree in Latvia and Estonia) did one find larger concentrations of standard gauge rail lines which the Soviets had not yet converted to wide gauge after their occupation and annexation of the Baltic States in 1940. If the Germans wanted to make use of Soviet rail lines, they had to convert them to the standard gauge. However, this was not as easy as it might sound!
>Если правда, что это был за американский инженер, посоветовавший русским царям строить железку с широкой колеей, дабы осложнить жизнь германским агрессорам?
1. На момент принятия решения о ширине русской колеи "стефенсоновская" колея еще не была общепринятым стандартом. Более половины дорог в Англии имели в то время отличную, в том числе и бОльшую ширину. По мере связывания отдельных дорог в единую сеть перешивались под общий стандарт.
2. В настоящее время ширина, больше русской, употребляется в Испании и Португалии. Военного значения это, очевидно, не имеет. Просто стыковать через Пиренеи не пришлось...
3. Не уверен, что в Ирландии сохранилась сверхширокая колея, но держалась долго. Кажется, сохранилась где-то на севере Канады или США. (Увы, забыл ссылку на сайт железнодорожников - но там порядка 30 номиналов ширины от 500 до 3000мм).
4. Преимущества уширения колеи - увеличение устойчивости вагона (на тот момент казавшееся весьма важным, но по мере накопления опыта строительства путей и вождения составов утратившее значение) и увеличение грузоподъёмности вагона (дающее экономический эффект при большом объёме перевозок). Недостаток - увеличение стоимости земляных работ (на момент строительства, ввиду крайней дешевизны неквалифицированной рабочей силы - неважный) и увеличение массы тары (что существенно при малой загрузке вагонов - чем меньше перевозки, тем выгоднее узкая колея). В целом выбор достаточно типичен для инженерно-экономических расчётов - экономить ли на себестоимости ценой увеличения капитальных затрат.
5. Дорогу на Царское Село (вообще - 6-футовую колею!) и первые русские дороги проектировал австриец.
6. Версия насчёт "лошадиной задницы", равно как и насчёт царского органа - шутки, не более. Остроумие их предоставлю оценивать другим.